Занятость не у дел
Одной из проблем современного трудового законодательства является малоэффективное регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства. Хотелось бы коснуться негативных последствий, которые могут возникнуть в связи с тем, что не были приняты во внимание ни действующим Трудовым кодексом РФ (далее - ТК), ни предлагаемым проектом.
Статья 1 ТК к предмету своего регулирования (а как многие понимают - и трудовым правом вообще) относит в числе иных отношения по трудоустройству, в основном - необоснованный отказ в заключении трудового договора и обязательства работодателя предложить другую работу в отдельных случаях при увольнении работника. Нужно признать, что современное регулирование и этих аспектов грешит недостатками (так, ТК не конкретизирует понятие деловых качеств работника, в связи с которыми отказ в заключении трудового договора признается обоснованным; в ряде ситуаций не совсем ясно - каковы критерии работы, предложив которую, работодатель соблюдает процедуру увольнения). Однако самое главное, на мой взгляд, - это то, что из сферы регулирования ТК исключены отношения по содействию занятости, которые более обширны и в которых участвует не только работодатель, но и посредники, как-то: органы государственной службы занятости или негосударственные агентства по трудоустройству.
Вместе с тем вопрос о вмешательстве государства (и прежде всего трудового законодательства) в регулирование данных отношений остается актуальным, что было подтверждено и недавно принятой Правительством РФ Концепцией действий на рынке труда на 2003-2005 годы*(1). Наряду с признанием существования многих проблем на российском рынке труда Правительство РФ подтвердило, что создание гарантий осуществления конституционного права на защиту от безработицы (ст.37 Конституции РФ) является одним из направлений политики социального государства.
Но российский рынок труда действительно весьма динамично развивается и характеризуется определенными проблемами, начиная с различного уровня безработицы (в зависимости от региональных особенностей, а также подходов к его оценкам), завершая все большим распространением так называемых атипичных форм занятости. Так, среди новых услуг, оказываемых российскими негосударственными агентствами по трудоустройству, предлагаются "аренда персонала" (в рекламных объявлениях агентств чаще именуемая как "лизинг персонала"; в литературе соответствующая категория работников называется "заемными")*(2). Нередко применение таких форм трудоустройства сопряжено с существенными нарушениями прав работающих - как в сфере законодательства о социальном обеспечении, так и в сфере реализации трудовых прав. Это ли не забота трудового законодательства!
В свете определяемых ТК целей правового регулирования нельзя игнорировать и все большую заинтересованность работодателей в применении таких гибких форм занятости.
Представляется, что все вышесказанное не учтено разработчиками проекта изменений в ТК. Безусловно, не следует забывать, что существует Закон о занятости населения в РФ (принятый еще в 1991 году, но действующий с многочисленными изменениями и дополнениями). Однако данный Закон нуждается в совершенствовании, на что уже неоднократно указывалось исследователями и практиками. Поскольку ни современный ТК, ни предлагаемый проект не расставляют акцентов хотя бы относительно основ правового регулирования складывающихся и уже достаточно быстро изменяющихся отношений на российском рынке труда, то принятие обсуждаемого проекта приведет к острой необходимости пересматривать законодательство о занятости (включая упомянутый Закон). В заключение хотелось бы отметить, что во многих странах с рыночной экономикой, из практики которых в основном и заимствуются новые формы содействия занятости (в том числе и приведенные в настоящем выступлении), подобные отношения регулируются трудовым законодательством и нередко трудовыми кодексами (например, во Франции). Вместе с тем очевидно, что российское трудовое законодательство не спешит решить рассмотренные проблемы.
Ж.А. Горбачева,
доцент кафедры трудового права юридического ф-та
МГУ им. М.В. Ломоносова, к. ю. н.
"эж-ЮРИСТ", N 24, июнь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2003 г. Nа568-р //СЗ РФ. 2003. N 20, ст.1920.
*(2) См., например, Ю. Харитонова "Возможен ли "персональный" лизинг в России? " N 33, "эж-ЮРИСТ" за 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru