г. Нижний Новгород |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А17-7384/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2018.
Полный текст постановления изготовлен 06.02.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ногтевой В.А.,
судей Елисеевой Е.В., Прытковой В.П.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на определение Арбитражного суда Ивановской области от 23.08.2017, принятое судьей Рябцевой Н.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017, принятое судьями Сандаловым В.Г., Пуртовой Т.Е., Шаклеиной Е.В., по делу N А17-7384/2015
по заявлению конкурсного управляющего Кумова Евгения Вячеславовича
о понуждении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области принять объекты жилищного фонда социального использования, заинтересованное лицо - администрация Шуйского муниципального района Ивановской области, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) федерального государственного унитарного предприятия "Васильевское" (ИНН: 3725000148, ОГРН: 1023701392120)
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) федерального государственного унитарного предприятия "Васильевское" (далее - ФГУП "Васильевское", Предприятие; должник) конкурсный управляющий должника Кумов Евгений Вячеславович обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о понуждении собственника имущества Предприятия - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области - принять объекты жилищного фонда социального использования.
Суд первой инстанции определением от 23.08.2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017, произвел процессуальное правопреемство и заменил Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Управление); обязал Управление в срок не позднее одного месяца с даты вступления в законную силу настоящего судебного акта принять от ФГУП "Васильевское" объекты жилищного фонда социального использования. Суды руководствовались статьями 131 и 132 (пунктами 5 и 6) Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и пришли к выводу об обоснованности заявленного требования, поскольку Управление на территории Ивановской области наделено полномочиями по реализации функций собственника имущества должника (жилищного фонда социального назначения).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 23.08.2017 и постановление от 08.11.2017 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя, судебные акты вынесены без учета положений Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом суд обязал Управление принять фактически отсутствующие объекты (позиции в перечне 26, 27, 28, 31), которые утрачены в результате пожаров. Заявитель не доказал фактического существования указанных объектов недвижимого имущества и, соответственно, возможности их передачи.
Управление обращает внимание на то, что имеет право осуществлять мероприятия по принятию имущества в государственную казну Российской Федерации исключительно на основании соответствующего поручения центрального аппарата Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество). Конкурсный управляющий не представил доказательств его обращения в Росимущество и невозможности решения данного вопроса во внесудебном порядке.
Конкурсный управляющий Предприятия Кумов Е.В. в отзыве отклонил доводы Управления, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность определения Арбитражного суда Ивановской области от 23.08.2017 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 по делу N А17-7384/2015 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, Арбитражный суд Ивановской области решением от 16.06.2016 признал ФГУП "Васильевское" несостоятельным (банкротом), открыл в отношении его имущества конкурсное производство и утвердил конкурсным управляющим должника Кумова Е.В.
На основании пункта 5 статьи 132 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обратился к Управлению с предложением принять в собственность объекты жилищного фонда социального назначения, находящиеся в ведении Предприятия.
Управление в письме от 30.03.2017 N 04-1854 отказалось принять спорные объекты, указав, что принятие решения по данному вопросу не входит в его компетенцию.
Отказ от принятия имущества послужил основанием для обращения конкурсного управляющего с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество (пункт 2 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Как следует из пункта 5 статьи 132 Закона о банкротстве, социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
В пункте 6 статьи 132 Закона о банкротстве установлено, что передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 данной статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорные объекты жилищного фонда социального использования, находящиеся в хозяйственном ведении Предприятия, включены в реестр федерального имущества и являются государственной собственностью. Доказательств физической утраты указанных объектов материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктом 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), указанный орган исполнительной власти осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий.
В силу пункта 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, утвержденного приказом Росимущества от 16.12.2016 N 453, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, осуществляет территориальное управление, которое самостоятельно принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации (пункт 4.1.4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, с учетом приведенных правовых норм суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что жилищный фонд социального использования, находящийся в хозяйственном ведении Предприятия, подлежит передаче Управлению, которое на территории Ивановской области осуществляет полномочия собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий. При этом, как верно указали суды обеих инстанций, Закон о банкротстве не возлагает на конкурсного управляющего обязанность по согласованию передачи спорных объектов с Росимуществом.
Суд округа отклонил довод заявителя о необходимости передачи имущества в муниципальную собственность, как это определено в Постановлении N 3020-1, поскольку в деле о банкротстве применяются специальные нормы права. В пункте 5 статьи 132 Закона о банкротстве содержится указание на необходимость передачи жилищного фонда социального назначения собственнику имущества должника. Данная статья является специальной по отношению к общим нормам права, носит императивный характер и не предусматривает какого-либо иного порядка передачи жилищного фонда, кроме как его собственнику.
Передача жилищного фонда Управлению не лишает последнего в установленном законом порядке реализовать права собственника и передать спорные объекты лицу, в чьем ведении находятся вопросы содержания муниципального жилищного фонда.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов двух инстанций, основаны на ошибочном толковании норм права и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку, согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче кассационной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
В связи с окончанием кассационного производства приостановление исполнения судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.12.2017 подлежит отмене (часть 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 283 (частью 4), 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ивановской области от 23.08.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 по делу N А17-7384/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения определения Арбитражного суда Ивановской области от 23.08.2017 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 по делу N А17-7384/2015, принятое определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа 18.12.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ногтева |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, с учетом приведенных правовых норм суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что жилищный фонд социального использования, находящийся в хозяйственном ведении Предприятия, подлежит передаче Управлению, которое на территории Ивановской области осуществляет полномочия собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий. При этом, как верно указали суды обеих инстанций, Закон о банкротстве не возлагает на конкурсного управляющего обязанность по согласованию передачи спорных объектов с Росимуществом.
Суд округа отклонил довод заявителя о необходимости передачи имущества в муниципальную собственность, как это определено в Постановлении N 3020-1, поскольку в деле о банкротстве применяются специальные нормы права. В пункте 5 статьи 132 Закона о банкротстве содержится указание на необходимость передачи жилищного фонда социального назначения собственнику имущества должника. Данная статья является специальной по отношению к общим нормам права, носит императивный характер и не предусматривает какого-либо иного порядка передачи жилищного фонда, кроме как его собственнику."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 февраля 2018 г. N Ф01-6423/17 по делу N А17-7384/2015
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4042/20
09.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12771/20
23.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4007/20
16.06.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3185/20
06.03.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-300/20
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7384/15
28.02.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6705/18
01.11.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7722/18
24.08.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7384/15
06.08.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4928/18
01.08.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2780/18
31.07.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6423/17
14.06.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2026/18
23.04.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-486/18
23.04.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1204/18
13.03.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10333/17
06.02.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6423/17
05.02.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7384/15
30.01.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7384/15
29.01.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7384/15
15.11.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8536/17
08.11.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7445/17
25.10.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7145/17
05.10.2017 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7384/15
15.08.2017 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5052/17
03.08.2017 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7384/15
01.08.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5591/17
05.06.2017 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7384/15
20.09.2016 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7384/15
03.08.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5100/16
29.06.2016 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3486/16
16.06.2016 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7384/15