г. Нижний Новгород |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А79-7332/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.02.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Сергеевой К.В. (доверенность от 27.11.2017 N 01-46/8858),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.09.2017, принятое судьей Красновым А.М., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А79-7332/2017
по заявлению администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго",
и установил:
администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 01.12.2016 N 05-04/8906.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" (далее - Общество).
Решением суда от 18.09.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ). По мнению Управления, у Администрации отсутствовали основания для передачи Обществу объектов теплоснабжения посредством заключения договора аренды без проведения надлежащей публичной процедуры, предусмотренной законодательством. Рассматриваемые действия Администрации могли привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции. Управление полагает, что Администрация пропустила срок на подачу заявления, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса, и не доказала уважительность причин пропуска срока. Это является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве отклонила доводы заявителя жалобы, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании письма Управления от 13.07.2009 N 06-12/2487 и постановления главы Администрации от 31.08.2009 N 570 Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды муниципального имущества от 31.08.2009 N 32. По условиям договора арендодатель предоставил, а арендатор принял в пользование и владение на срок с 31.08.2009 по 30.08.2014 объекты теплоснабжения Мариинско-Посадского района, в том числе объекты теплоснабжения Мариинско-Посадского городского поселения (далее - городское поселение).
На основании дополнительного соглашения от 30.08.2012 к договору аренды от 31.08.2009 N 32 Администрация приняла на себя права и обязанности по договору аренды по объектам недвижимости - котельные "Советская", "Волга" и "Коновалово".
По окончании срока аренды (30.08.2014) Общество продолжло пользование и эксплуатацию объектов недвижимости.
Администрация и Общество 01.10.2014 заключили договор аренды сроком на 30 дней муниципального имущества - котельных "Советская" и "Коновалово".
Администрация 29.10.2014 на официальном сайте www.torgi.gov.ru разместила извещение N 291014/6291144/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, предназначенных для оказания услуг по теплоснабжению потребителям на территории городского поселения.
По результатам торгов 31.12.2014 Администрация заключила договор аренды объектов теплоснабжения с единственным участником открытого конкурса - Обществом.
В Управление от гражданина поступила информация о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства, что выразилось в незаконной передаче Обществу объектов теплоснабжения без проведения торгов.
Управление пришло к выводу, что в действиях Администрации усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, и на основании статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ выдало предупреждение от 01.12.2016 N 05-04/8906.
Согласно предупреждению Администрация обязана в срок до 15.12.2015 прекратить действия (бездействие), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем возврата муниципального имущества, зданий, оборудования, земельных участков, относящихся и связанных с объектами теплоснабжения, а именно: котельной "Советская" общей площадью 495,20 квадратного метра, лит. A, A1, А2, A3, кадастровый (условный) номер 21-21-08/006/2006-076, расположенной по адресу: Чувашская Республика, город Мариинский Посад, улица Советская, дом 4а, и связанное с ней движимое имущество, указанное в подпунктах 1.1 - 1.18 приложения к договору аренды объектов теплоснабжения от 31.12.2014 N 2; земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 2089 квадратных метров, кадастровый номер: 21:16:011403:19, разрешенное использование - для содержания и эксплуатации котельной "Советская", расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Мариинский Посад, улица Советская, дом 4а; котельной "Коновалово" общей площадью 321,60 квадратного метра, лит. А, кадастровый номер 21:16:010404:7, расположенной по адресу: Чувашская Республика, город Мариинский Посад, улица Котовского, дом 37а, и связанное с ней движимое имущество, указанное в подпунктах 2.1 - 2.20 приложения к договору аренды объектов теплоснабжения от 31.12.2014 N 2; земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 1312 квадратных метров, кадастровый номер 21:16:010404:7, разрешенное использование - для содержания и эксплуатации котельной "Коновалово", расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Мариинский Посад, улица Котовского, дом 37а.
По заявлениям Администрации от 09.12.2016 и от 24.01.2017 Управление продлевало срок исполнения предупреждения до 01.02.2017, до 15.03.2017 соответственно, а письмом от 21.03.2017 N 05-04/1931 данный срок был продлен до 21.04.2017.
Администрация не согласилась с предупреждением и обжаловала его в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями Федерального закона N 135-ФЗ, Федерального закона N 103-ФЗ, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 8), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу, что Управление не доказало предусмотренные законом основания для выдачи предупреждения.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение. Предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, выдается в письменной форме.
Предупреждение выдается, в том числе, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ (часть 2 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Управление, выдав Администрации предупреждение, указало на наличие в ее действиях признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, что выразилось в передаче Обществу прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения без обязательных торгов.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются, в числе прочего, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно части 3 данной статьи, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона N 103-ФЗ со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 01.01.2015 допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 08.05.2013.
Таким образом, с 08.05.2013 по 01.01.2015 установлен переходный период, в течение которого передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, может осуществляться по договорам аренды на срок до трех лет, без учета срока между датой ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения и датой опубликования соответствующего конкурса.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, предназначенных для оказания услуг по теплоснабжению потребителям на территории городского поселения, опубликовано 29.10.2014. По результатам открытого конкурса Администрация и Общество заключили договор аренды от 31.12.2014 N 2 указанных объектов теплоснабжения.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод, что в рамках переходного периода Администрация имела право после проведения публичных торгов передать объекты теплоснабжения посредством заключения с Обществом договора аренды от 31.12.2014 N 2, который не противоречит требованиям федеральных законов N 135-ФЗ и 190-ФЗ.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, Федерального закона N 190-ФЗ, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для выдачи предупреждения.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
Довод заявителя жалобы о пропуске Администрацией срока, установленного в части 4 статьи 198 Кодекса, отклоняется.
Заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) в порядке главы 24 Кодекса, могут быть поданы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления (часть 2 статьи 117 Кодекса).
Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми он пропущен. При этом признание причин пропуска срока уважительными является усмотрением суда. Переоценка выводов суда не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Признав причины пропуска Администрацией срока на обжалование решения уважительными, суд восстановил указанный срок и рассмотрел спор по существу. Доказательств незаконности восстановления указанного срока заявитель жалобы не представил.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.09.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2017 по делу N А79-7332/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, материалами дела подтверждено, что извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, предназначенных для оказания услуг по теплоснабжению потребителям на территории городского поселения, опубликовано 29.10.2014. По результатам открытого конкурса Администрация и Общество заключили договор аренды от 31.12.2014 N 2 указанных объектов теплоснабжения.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод, что в рамках переходного периода Администрация имела право после проведения публичных торгов передать объекты теплоснабжения посредством заключения с Обществом договора аренды от 31.12.2014 N 2, который не противоречит требованиям федеральных законов N 135-ФЗ и 190-ФЗ.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, Федерального закона N 190-ФЗ, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для выдачи предупреждения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 февраля 2018 г. N Ф01-5/18 по делу N А79-7332/2017