Транспортный налог с позиции налоговых органов
(Комментарий к Методическим рекомендациям по применению главы 28
"Транспортный налог" части второй НК РФ)
Приказом МНС России от 09.04.03 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации*(1).
Методические рекомендации предназначены для работников налоговых органов, и в них сформулированы те требования, которыми налоговые органы будут руководствоваться при проведении проверок правильности исчисления и уплаты транспортного налога. Ниже мы остановимся на разъяснениях МНС по тем вопросам, которые недостаточно четко сформулированы в тексте самой главы 28 НК РФ и поэтому могут привести к возникновению споров с налоговыми органами.
Налогоплательщики
Плательщиками транспортного налога по общему правилу признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно ст.358 НК РФ (ст.357 НК РФ).
Плательщиками транспортного налога в отношении водных судов признаются следующие лица (п.5 Методических рекомендаций):
- в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, - собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности);
- в отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов), - фрахтователь судна.
Плательщиками транспортного налога в отношении воздушных судов признаются эксплуатанты - лица, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Статьей 357 НК РФ установлено, что по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до 29 июля 2002 г. (момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ), налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.
Для того чтобы налогоплательщиком было признано лицо, указанное в доверенности, гражданин, на которого зарегистрировано транспортное средство, должен представить в налоговый орган соответствующее уведомление.
Уведомление составляется гражданином в произвольной форме. При этом в нем необходимо указать следующие сведения (п.7 Методических рекомендаций):
- данные о себе (т.е. о лице, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое подает уведомление);
- данные о транспортном средстве;
- данные о лице, на которое оформлена доверенность;
- дата и место выдачи доверенности, а также информация о правах, переданных по ней;
- данные о нотариусе (если доверенность была удостоверена нотариально);
- дата приобретения транспортного средства лицом, на которое оно зарегистрировано (лицом, подающим уведомление);
- дата передачи транспортного средства лицу, указанному в доверенности.
Налоговый кодекс РФ не требует от гражданина представления каких-либо иных документов, подтверждающих факт передачи транспортного средства по доверенности. Однако налоговые органы в силу ст.31 НК РФ вправе затребовать у гражданина любые документы, подтверждающие сведения, указанные в уведомлении.
Какие документы может потребовать налоговый орган?
1. Один из документов, подтверждающих приобретение транспортных средств:
- договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату;
- справку-счет;
- документы о государственной регистрации.
2. Документ, подтверждающий передачу транспортного средства лицу, на которое выписана доверенность. Это может быть, например, расписка в получении транспортного средства.
3. Саму доверенность на право владения и распоряжения транспортным средством (оригинал либо копию, заверенную нотариусом).
Налоговый орган, получивший от физического лица уведомление о передаче транспортного средства по доверенности другому лицу, проверяет сведения, указанные в уведомлении.
Если все сведения подтверждаются, то налоговый орган извещает обоих граждан о том, что плательщиком транспортного налога признается лицо, получившее транспортное средство по доверенности.
Если же сведения, указанные в уведомлении, не подтверждаются, то налоговый орган извещает гражданина, подавшего уведомление, о том, что лицо, указанное в доверенности, не может быть признано плательщиком налога. Соответственно уплачивать транспортный налог в этом случае будет гражданин, на которого транспортное средство зарегистрировано.
Транспортные средства, не являющие объектом налогообложения
При проведении проверок налоговые органы будут предъявлять следующие требования к подтверждению правомерности неуплаты транспортного налога в отношении тех или иных транспортных средств (п.17 Методических рекомендаций).
Транспортные средства, не облагаемые налогом |
Требования налоговых органов |
Легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с., полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения |
Для непризнания автомобиля объектом обложения транспортным налогом необходимы документы, подтверждающие получение (приобретение) ука- занного автомобиля через органы социальной за- щиты населения |
Пассажирские и грузовые морские, речные и возду- шные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управ- ления) организаций, ос- новным видом деятельнос- ти которых является осу- ществление пассажирских и (или) грузовых перево- зок |
Подтверждением того, что основным видом дея- тельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, слу- жат: 1) положения учредительных документов (учре- дительный договор, устав, положение и др.), определяющие пассажирские и (или) грузовые пе- ревозки в качестве основного вида деятельнос- ти, цели создания организации; 2) наличие действующей лицензии на осуществле- ние грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок; 3) получение выручки от пассажирских и грузо- вых перевозок; 4) систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств); 5) наличие установленной законодательством от- четности (в том числе статистической) по выпо- лненным перевозкам пассажиров и (или) грузов |
Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных то- варопроизводителей* и используемые при сель- скохозяйственных работах для производства сель- скохозяйственной продук- ции |
Долю произведенной сельхозпродукции в общем объеме производимой продукции можно определить по результатам деятельности за налоговый пери- од. Стоимость произведенной в течение налого- вого периода продукции определяется исходя из цен реализации указанной продукции, сложивших- ся у сельхозпроизводителя в течение налогового периода. Налогоплательщик в целях подтвержде- ния статуса сельскохозяйственного товаропроиз- водителя представляет в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции с выделением доли произведенной сельскохозяйственной проду- кции. При определении указанной доли ни в объ- еме произведенной сельскохозяйственной продук- ции, ни в общем объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары. При непризна- нии лица сельскохозяйственным товаропроизводи- телем по истечении налогового периода транспо- ртный налог исчисляется и уплачивается в обще- установленном порядке |
Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтвержде- ния факта их угона (кра- жи) документом, выдавае- мым уполномоченным орга- ном |
Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступле- ний, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращен- ным) в течение налогового периода, производит- ся с учетом количества месяцев, в течение ко- торых транспортное средство находилось во вла- дении налогоплательщика (см. пример на с.61) |
Самолеты и вертолеты са- нитарной авиации и меди- цинской службы |
На воздушные суда, предназначенные для медико- санитарной службы, должно быть нанесено изоб- ражение красного креста или изображение крас- ного полумесяца в соответствии с ГОСТ 18715-74 |
* Сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (кол- хоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вы- лова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции (ст.1 Федерального зако- на от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"). |
Порядок исчисления налога
Субъекты Российской Федерации вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года их выпуска (срока полезного использования - срока эксплуатации).
Если законом субъекта РФ налоговые ставки установлены в зависимости от года выпуска транспортных средств (срока полезного использования), количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (п.27 Методических рекомендаций).
Исчисление суммы транспортного налога производится с учетом следующих правил, закрепленных в п.3 ст.362 НК РФ.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение года исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12).
При этом и месяц регистрации транспортного средства, и месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются каждый за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Пример
Гражданин приобрел автомобиль и зарегистрировал его в органах Госавтоинспекции в июне 2003 г. мощность двигателя автомобиля - 100 л.с. ставка налога согласно закону соответствующего субъекта РФ - 10 РУБ. / л.с.
Автомобиль в 2003 г. был зарегистрирован на гражданина семь полных месяцев, поэтому при исчислении налога за 2003 г. должен применяться коэффициент 7/12.
Рассчитываем сумму налога за 2003 г.:
10 руб. /л.с. х 100 л.с. х 7/12 = 583, 33 руб.
Аналогичными правилами исчисления налога следует руководствоваться и в случае угона (возврата угнанного) транспортного средства.
Т. Крутякова,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 1 (7), июль 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Опубликованы в журнале "ОДР" N 10 за 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16