г. Нижний Новгород |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А82-8862/2017 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2017, принятое судьей Марусиным В.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., по делу N А82-8862/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Паспорт-экспресс сервис" (ИНН: 7604050014, ОГРН: 1027600698872)
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ИНН: 7604071920, ОГРН: 1047600432219) и об устранении допущенных нарушений,
третье лицо - департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Паспорт-экспресс сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Росреестр) от 14.04.2017 N 76/001/006/2017-539 о возврате заявления и документов, представленных для осуществления государственной регистрации права, без рассмотрения и об устранении допущенного нарушения путем понуждения Росреестра осуществить регистрационные действия по переходу права собственности на земельный участок с кадастровым номером 76:23:010911:45.
Требования основаны на статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьях 333.18, 333.33, 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что оспоренный возврат документов не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля (далее - Департамент).
Арбитражный суд Ярославской области решением от 28.09.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.12.2017, частично удовлетворил заявление: признал незаконным оспоренное решение регистрационного органа; в удовлетворении остальной части заявления отказал. Суды установили, что Общество уплатило государственную пошлину за регистрационные действия в установленном законом размере, и посчитали преждевременным понуждение Росреестра к осуществлению регистрационных действий без проведения правовой экспертизы документов.
Не согласившись с данными судебными актами, Росреестр обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды не приняли во внимание установленный в подпункте 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственный пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, составившей для организаций 22 000 рублей. Общество уплатило государственную пошлину не в полном объеме, поэтому Росреестр обоснованно возвратил заявление и документы, представленные для осуществления государственной регистрации перехода права собственности, без рассмотрения в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Общество указало на несостоятельность позиции заявителя жалобы и просило оставить оспоренные судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав полномочного представителя заинтересованного лица, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Департамент (продавец) и Общество (покупатель) заключили договор от 30.01.2017 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 76:23:010911:45.
Стороны сделки обратились 06.04.2017 в Росреестр с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
В ответ на обращение Росреестр принял решение от 14.04.2017 о возврате документов без рассмотрения на основании пункта 3 статьи 25 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ со ссылкой на отсутствие документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Посчитав данное решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, по делам данной категории в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на орган или лицо, чей акт (действие, бездействие) обжалуется.
В пункте 3 статьи 25 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество юридических лиц в подпункте 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлена государственная пошлина в размере 22 000 рублей.
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены в статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, по общему правилу государственную пошлину уплачивают плательщики (организации, обратившиеся за совершением юридически значимых действий).
В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с этой же главой.
Суды установили и материалы дела подтверждают, что стороны сделки совместно обратились в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, следовательно, государственная пошлина, составившая 22 000 рублей, подлежала распределению между Обществом и Департаментом в равных долях, то есть по 11 000 рублей.
С учетом поименованных нормы права и подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при их обращении за совершением юридически значимых действий, Общество должно было уплатить государственную пошлину в размере 11 000 рублей, уменьшенном пропорционально количеству лиц, освобождаемых от ее уплаты.
Приняв во внимание, что документ об уплате государственной пошлины в необходимом размере представлен на государственную регистрацию, суды обеих инстанций справедливо пришли к выводу об отсутствии у Росреестра оснований для возврата заявления о государственной регистрации прав и приложенных к нему документов без рассмотрения со ссылкой на пункт 3 статьи 25 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и признали незаконным оспоренное решение регистрирующего органа.
Аргументы заявителя признаются судом округа несостоятельными и отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Причин для отмены обжалованных судебных актов применительно к доводам, приведенным в кассационной жалобе, не найдено.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Росреестра не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.09.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 по делу N А82-8862/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 3 статьи 25 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество юридических лиц в подпункте 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлена государственная пошлина в размере 22 000 рублей.
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены в статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, по общему правилу государственную пошлину уплачивают плательщики (организации, обратившиеся за совершением юридически значимых действий).
...
Приняв во внимание, что документ об уплате государственной пошлины в необходимом размере представлен на государственную регистрацию, суды обеих инстанций справедливо пришли к выводу об отсутствии у Росреестра оснований для возврата заявления о государственной регистрации прав и приложенных к нему документов без рассмотрения со ссылкой на пункт 3 статьи 25 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и признали незаконным оспоренное решение регистрирующего органа."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2018 г. N Ф01-814/18 по делу N А82-8862/2017