г. Нижний Новгород |
|
02 апреля 2018 г. |
Дело N А29-2841/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.04.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от истца: Московцева И.В. (доверенность от 03.03.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элит-Торг" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.08.2017, принятое судьей Маклаковой С.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017, принятое судьями Шаклеиной Е.В., Пуртовой Т.Е., Сандаловой В.Г., по делу N А29-2841/2017
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элит-Торг" (ИНН: 1101083799; ОГРН: 1101101012100)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН: 1101486727; ОГРН: 1101101000780) и
к обществу с ограниченной ответственностью "Чистоход"
о признании недействительными торгов в виде электронного аукциона и государственного контракта
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Элит-Торг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - Управление) и к обществу с ограниченной ответственностью "Чистоход" (далее - ООО "Чистоход") о признании недействительным и отмене протокола о подведении итогов аукциона в электронной форме (извещение N 0107100005617000003) от 10.03.2017 и о признании недействительным государственного контракта от 20.03.2017 N ГК 03-3 ХрКИ, заключенного на основании электронного аукциона по извещению N 0107100005617000003.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 09.11.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, заявка Общества соответствует требованиям предъявляемым к участникам аукциона, законом не предусмотрено отклонение заявок в случае, если участник закупки не полностью соответствует требованиям аукционной документации. Законом не предусмотрено основание для признания заявки несоответствующей, если в декларации отсутствует в полном объеме список требований для соответствия статье 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), при фактическом соответствии требованиям участника закупки. Решение аукционной комиссии носит формальный характер и противоречит целям Федерального закона N 44-ФЗ. Признание заявки Общества не соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ является неправомерным и необоснованном.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв Управления на кассационную жалобу в суд не поступил.
Управление и ООО "Чистоход", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 29.03.2018 проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление 22.02.2017 объявило аукцион в электронной форме на оказание услуг по приему и хранению конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, а также вещественных доказательств, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, на территории Республики Коми, извещение N 0107100005617000003 и разместило его на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Согласно документации аукциона в электронной форме начальная (максимальная) цена контракта составила 2 608 100 рублей.
В соответствии с пунктом 24 информационной карты аукционной документации, пункт 1.28 раздела 1 "Порядок подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме" к участникам закупки предъявлялись, в том числе, следующие требования: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно пункту 28 информационной карты аукционной документации, пункт 7.3.2. раздела 7 "Требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации вторая часть заявки должна содержать, в том числе, декларацию о соответствии участника требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме от 10.03.2017 приняло участие три участника, из них две заявки были отклонены по вторым частям, в том числе заявка Общества.
В качестве основания отклонения заявки Общества в протоколе указано на: несоответствие участника аукциона и второй части заявки пунктам 24, 28 информационной карты, пунктам 1.28.6, 1.28.7, 7.3.2 аукционной документации, части 5 статьи 66, пункту 7, пункту 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ. В декларации о соответствии участника, представленной в составе заявки, отсутствуют: сведения о том, что у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера участника закупки отсутствует судимость за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и о том, что участник закупки в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.
Полагая, что отклонение комиссией Управления второй части заявки являлось незаконным, Общество обратилось в суд с иском.
Руководствуясь статьями 12, 153, 166, 167, 168, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 31, 59, 64, 66, 69 Федерального закона N 44-ФЗ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в числе прочего должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего закона.
В силу части 2 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего закона.
Согласно пунктам 7 - 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 489-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 69 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ; несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе; наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Суды установили, что на основании декларации Общества невозможно сделать однозначный вывод о его соответствии пункту 7 (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ), пункту 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, так как указанные положения не были включены в декларацию в соответствии с требованиями пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, подпунктов 1, 28.6, 1.28.7 пункта 1.28 раздела 1, пунктов 24, 28 информационной карты, подпункта 2 пункта 7.3.2 раздела 7 документации об электронном аукционе. Использованные в декларации заявителя выражения и обороты не опровергают правильность этого вывода.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что Управление правомерно признало вторую часть заявки Общества не соответствующей действующему законодательству и отклонили требования истца.
Довод заявителя жалобы об указании в декларации на его соответствие требованиям, предъявляемым к участнику аукциона, рассмотрен судами первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку противоречит представленным в материалы дела документам.
Ссылка Общества о формальном характере принятого аукционной комиссией решения отклоняется судом округа, поскольку основания отклонения первой и второй частей заявок прямо предусмотрены Федеральным законом N 44-ФЗ: не соответствующие установленным законом требованиям заявки подлежат отклонению аукционной комиссией вне зависимости от того, соответствует ли фактически участник закупки предъявляемым требованиям. При этом признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет административную ответственность по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 3000 рублей относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.08.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 по делу N А29-2841/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элит-Торг" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Элит-Торг".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что на основании декларации Общества невозможно сделать однозначный вывод о его соответствии пункту 7 (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ), пункту 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, так как указанные положения не были включены в декларацию в соответствии с требованиями пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, подпунктов 1, 28.6, 1.28.7 пункта 1.28 раздела 1, пунктов 24, 28 информационной карты, подпункта 2 пункта 7.3.2 раздела 7 документации об электронном аукционе. Использованные в декларации заявителя выражения и обороты не опровергают правильность этого вывода.
...
Ссылка Общества о формальном характере принятого аукционной комиссией решения отклоняется судом округа, поскольку основания отклонения первой и второй частей заявок прямо предусмотрены Федеральным законом N 44-ФЗ: не соответствующие установленным законом требованиям заявки подлежат отклонению аукционной комиссией вне зависимости от того, соответствует ли фактически участник закупки предъявляемым требованиям. При этом признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет административную ответственность по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 апреля 2018 г. N Ф01-819/18 по делу N А29-2841/2017
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-819/18
29.03.2018 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2841/17
09.11.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7736/17
17.08.2017 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2841/17
21.03.2017 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-2841/17