Проблемы не саморегулируются
Выбор формы
Вопросы компетенции
Пробелы множатся
Нарушения и исключение
К анализу несогласованностей и пробелов Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) " (далее - Закон о банкротстве) мы обращались неоднократно. Вместе с тем с момента вступления его в силу прошло уже достаточно времени, чтобы говорить о завершении "переходного периода", а законодатель так и не предпринимает мер по совершенствованию правового регулирования несостоятельности. Публикуемые сегодня статьи посвящены различным аспектам банкротства - о некоторых из них мы уже писали раньше (гражданско-правовой статус СРО), другие же освещаются впервые (определение органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях в области банкротства). Объединяет их одно - если эти проблемы останутся нерешенными, вся система государственного контроля за банкротством может "зависнуть в воздухе".
Выбор формы
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих не является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, а должна быть облечена в одну из известных организационно-правовых форм, отвечающих определенным признакам, такое определение дано в Законе о банкротстве. Это должна быть некоммерческая организация, которая, во-первых, основана на членстве, во-вторых, создана гражданами, в-третьих, имеет целью деятельности регулирование и обеспечение деятельности своих членов.
К основанным на членстве некоммерческим организациям относятся: общественные и религиозные организации (объединения), потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и ассоциации (союзы). В виде ассоциации и союза саморегулируемая организация арбитражных управляющих существовать не может, так как это формы объединения юридических лиц. Поскольку в отношении некоммерческих организаций в соответствии с п.1 ст.49 ГК РФ принцип специальной правоспособности применяется безоговорочно, то при определении допустимой формы существования саморегулируемой организации большое значение имеют цели ее деятельности, установленные законом. По этому критерию ряд форм некоммерческих организаций, которые основаны на членстве и могут быть созданы гражданами, явно не подходят для саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Например, согласно п.1 ст.116 ГК РФ потребительский кооператив создается с целью удовлетворения потребностей участников, что исключает возможность регулировать профессиональную деятельность его участников.
Несколько сложнее ответить на вопрос: является ли организационно-правовая форма общественной организации (объединения) приемлемой для саморегулируемой организации? Пунктом 1 ст.117 ГК РФ определено, что граждане объединяются в общественные организации (объединения) для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей - эта формулировка также не позволяет объять все цели деятельности СРО. Хотя ст.8 ФЗ "Об общественных объединениях" дает более широкое определение целей, для удовлетворения которых создается общественное объединение, а именно: "для защиты общих интересов и достижения уставных целей", в силу п.2 ст.3 ГК РФ приоритетом должно пользоваться определение, данное Кодексом.
Таким образом, единственной бесспорно допустимой формой для саморегулируемой организации арбитражных управляющих является некоммерческое партнерство. Этот вывод подтверждается практикой. В реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих при ведении его ФСФО РФ было внесено 18 организаций, 16 из них - некоммерческие партнерства (помимо этого есть одна ассоциация и одна общественная организация).
Вопросы компетенции
К особенностям некоммерческого партнерства, являющегося саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, относится и то, что по прямому указанию п.4 ст.21 Закона о банкротстве в нем должны быть сформированы:
1) структурное подразделение, осуществляющее контроль деятельности своих членов в качестве арбитражных управляющих;
2) орган по рассмотрению дел о наложении на членов саморегулируемой организации мер ответственности;
3) орган по отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным судам для утверждения в деле о банкротстве.
Обращает на себя внимание терминологическое различие: в одном случае говорится о структурном подразделении, а в двух других - об органах. Представляется, что структурные подразделения и органы, особо оговоренные в п.4 ст.21 Закона о банкротстве, не являются органами управления в понимании ФЗ "О некоммерческих организациях". Практическое последствие этой несогласованности выражается в том, что в некоммерческом партнерстве согласно п.4 ст.8 ФЗ "О некоммерческих организациях" член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов, т.е. по сути решение этого вопроса отнесено к компетенции высшего органа управления. В связи с этим до внесения изменений в законодательство орган саморегулируемой организации по рассмотрению дел о наложении на ее членов мер ответственности не вправе будет принимать решения о такой мере ответственности, как исключение из состава организации.
Пробелы множатся
Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п.1 ст.21 Закона о банкротстве). Процедура включения в реестр урегулирована п.5 ст.21 названного Закона лишь в самом общем виде.
Более подробно порядок включения в реестр урегулирован Временным положением о порядке ведения Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (в дальнейшем - Временное положение), которое было утверждено еще до формального возложения на ФСФО функций регулирующего органа этой федеральной службой Распоряжением от 21.11.02 N 150-р.
Согласно п.2 упомянутого Распоряжения оно должно было действовать до момента определения Правительством РФ регулирующего органа, но не более трех месяцев со дня вступления в силу закона (закон вступил в силу 03.12.2002). Кроме того, Распоряжением ФСФО от 12.05.2003 N 7-р оно было отменено. В силу этого Временное положение в настоящее время применению не подлежит. В то же время документ, заменяющий Временное положение и детализирующий установленный в Законе порядок внесения саморегулируемых организаций в Единый государственный реестр, в настоящее время не принят.
Нарушения и исключение
Регулирующий орган наделен правом обращения в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации из Единого государственного реестра в случаях, предусмотренных Законом (п.4 ст.29). Предусмотрено два таких случая: нарушение требований, установленных п.2 ст.21, либо неоднократные нарушения Закона о банкротстве.
В первом случае затруднения могут возникнуть при оценке соблюдения второго условия, предусмотренного п.2 ст.21 Закона о банкротстве, - участие членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства. Должны ли приниматься в расчет все процедуры, в которых когда-либо участвовали члены саморегулируемой организации, или только те процедуры, которые не были завершены на момент включения организации в реестр либо начаты после этого? По нашему мнению, формулировка п.2 ст.21 Закона о банкротстве: "в том числе не завершенных на дату включения в Единый государственный реестр", позволяет утверждать, что учитываться должны все процедуры, в которых когда-либо участвовали члены организации. В случае самостоятельного и добровольного объявления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих о возникшем несоответствии какому-либо из предусмотренных п.2 ст.21 Закона о банкротстве признаков (в соответствии с п.6 ст.21) организация не может быть исключена из реестра в течение двух месяцев с момента возникновения такого несоответствия. Поскольку в течение двух месяцев в силу продолжительности судебной процедуры организация и без этого запрета технически не может быть исключена из реестра, то указанное положение закона нужно понимать в смысле, исключающем возможность обращения в двухмесячный срок в суд с требованием об исключении ее из реестра.
О. Ткаченко,
к.ю.н.,
партнер ООО "ЮК "Традиция"
"эж-ЮРИСТ", N 30, июль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru