г. Нижний Новгород |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А29-2069/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2018.
Полный текст постановления изготовлен 17.05.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2017, принятое судьей Шипиловой Э.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018, принятое судьями Дьяконовой Т.М., Пуртовой Т.Е., Сандаловым В.Г., по делу N А29-2069/2016
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Северная железная дорога (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" (ИНН: 1106027290, ОГРН: 1111106000268),
о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" (далее - ООО "СГК") о взыскании 738 010 рублей 21 копейки платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 03.10.2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018, удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с решением и постановлением, ООО "СГК" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вынесенные судебные акты вследствие нарушения норм материального и процессуального права.
Заявитель сослался на нарушение пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, при оформлении актов общей формы. По его мнению, несвоевременное оформление собственником вагонов заготовок железнодорожных транспортных накладных на отправку порожних вагонов со станции назначения, а равно отсутствие указаний (доверенности) собственника вагонов ответчику или его контрагенту препятствуют реализации договорных обязательств ответчика перед перевозчиком, поэтому плата ответчику не может быть начислена и последний освобождается от нее ввиду обстоятельств непреодолимой силы, обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает. Суды не применили подлежавшие применению статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пункт 11 Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказов Минтранса Российской Федерации от 06.09.2010 N 192. В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства уведомления владельца путей необщего пользования и грузополучателей о прибывающих груженых вагонах.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя и просило оставить решение и постановление без изменения.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства стороны не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "СГК" (владелец) заключили договор от 14.01.2014 N 8-48 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "СГК" по станции Усинск Северной железной дороги. По условиям договора производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к продолжению пути N 2 станции Усинск за стрелочным переводом N 1, обслуживаемого локомотивом владельца. Границей железнодорожного пути необщего пользования является знак "Граница пути необщего пользования", который установлен на расстоянии 50 метров от изостыка светофора М-1 (параграф 1 договора).
Согласно параграфу 2 договора развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 19967,46 метра, из них 10481,33 метра принадлежат владельцу на основании договора субаренды имущества от 17.10.2013 N 13Y2396, заключенного ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" и ООО "СГК", и 9486,13 метра принадлежат контрагентам владельца.
На основании параграфа 5 договора сдача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и возврат их с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению. О предстоящей подаче вагонов перевозчик уведомляет владельца не позднее, чем за два часа до предстоящей подачи. О возврате вагонов с железнодорожного пути необщего пользования владелец уведомляет перевозчика по телефону 4-04 с указанием номеров вагонов, груженный или порожний, с последующим письменным подтверждением, предоставленным не позднее, чем за два часа с момента возврата вагонов на выставочные пути владельца.
В соответствии с параграфом 7 договора количество вагонов в каждой сдаваемой владельцу передаче устанавливается не более 45 вагонов, по весу не более 1600 тонн. С железнодорожного пути необщего пользования на выставочные пути N I, II Северо-выставочного парка владельца вагоны возвращаются перевозчику по мере их готовности. В случае, если владелец отказывается от подачи вагонов перевозчиком на выставочные пути N I, II Северо-выставочного парка владельца или выставочные пути N I, II Северо-выставочного парка владельца заняты вагонами предыдущей подачи, перевозчиком оформляется акт общей формы на задержку вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании их подачи на железнодорожные пути необщего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, с включением в него всех вагонов, которые в момент задержки готовы к подаче. Максимальная суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути общего пользования устанавливается - 25 вагонов.
Время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов владельцу на выставочные пути N I, II Северо-выставочного парка владельца до момента их возвращения и сдачи перевозчику на выставочных путях N I, II Северо-выставочного парка владельца. Перевозчик принимает подвижной состав после завершения грузовых операций в количестве, не менее поданной группы вагонов, на которые полностью оформлены документы в АС ЭТРАН на порожний и груженый рейсы. При наличии у перевозчика возможности допускается осуществление уборки части одновременно поданной и принятой партии вагонов с выставочных путей владельца. Технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования владельца устанавливается 11,25 часа. При подаче вагонов локомотивом владельца контрагентам, указанным в приложении 1 к договору, владельцу предоставляется неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, равное 1,4 часа на каждый вагон (параграф 8 договора).
Согласно параграфу 9 договора, с учетом редакции дополнительного соглашения от 03.03.2014 N 1, владелец уплачивает перевозчику плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станции Усинск в ожидании их приема или подачи по причинам, не зависящим от перевозчика, в размере 50 процентов от ставок, приведенных в таблицах N 9 и 10 Тарифного руководства N 2; плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования при задержке вагонов в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика в размере ставок сбора за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них собственных (арендованных) вагонов, утвержденных протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 10.12.2013 N 43 по шкале "А" или по шкале "Б". Начисление платы производится посуточно, за неполные сутки - за фактическое время отстоя по часовой ставке, рассчитываемой на основе ставки за сутки с округлением до целых рублей. При исчислении оплачиваемого времени период времени менее 15 минут в расчет не принимается, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час. При утверждении правлением ОАО "РЖД" новых ставок и перечня станций, для которых длительный отстой вагонов ограничивает их пропускную и перерабатывающую способность, стороны руководствуются новыми ставками и перечнем станций с момента ввода их в действие. Основанием для начисления платы является невыполнение владельцем одного из следующих условий: невозможность подачи перевозчиком вагонов по причинам, зависящим от владельца или контрагентов, отказ владельца или контрагентов в приеме вагонов, в том числе порожних.
Основанием для начисления платы является акт общей формы.
В соответствии с параграфом 14 договора и дополнительным соглашением от 26.11.2014 договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует по 31.10.2015 включительно.
В период с марта по апрель 2015 года в адрес ответчика на станцию назначения Усинск прибывали вагоны, которые простаивали в ожидании подачи ввиду занятости выставочных путей N I, II Северо-выставочного парка владельца ранее поданными вагонами.
Посчитав, что у ответчика имеется обязанность по внесению платы за пользование инфраструктурой, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (статья 58 Устава).
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В пункте 9.2 договора N 8-48 в редакции дополнительного соглашения от 03.03.2014 N 1 стороны согласовали уплату владельцем пути необщего пользования перевозчику платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования при задержке в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика, причем в качестве основания для начисления платы указано: невозможность подачи перевозчиком вагонов по причинам, зависящим от владельца или контрагента, а также отказ владельца или контрагентов в приеме вагонов, в том числе порожних, подтвержденных актом общей формы.
Суды установили и из материалов дела следует, что спорные вагоны в период с марта по апрель 2015 года находились на путях общего пользования станции Усинск в ожидании подачи под выгрузку ввиду занятости выставочных путей N 1, 2 Северо-выставочного парка ООО "СГК" ранее поданными вагонами, о чем свидетельствуют акты общей формы, составленные на станции Усинск Северной железной дороги, от подписания которых ответчик отказался.
Факт простоя вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика, подтверждается также ведомостями подачи и уборки вагонов, книгами уведомлений о времени подачи вагонов, дорожными ведомостями.
Оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и установив факт задержки истцом вагонов на станции Усинск по причинам, зависящим от ответчика, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика платы, установленной в пункте 9.2 договора.
Довод заявителя о ненадлежащем оформлении представленных истцом актов общей формы был предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется, поскольку они не опровергают выводов судов основанных на материалах дела и по существу направлены на их переоценку.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.10.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018 по делу N А29-2069/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель сослался на нарушение пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, при оформлении актов общей формы. По его мнению, несвоевременное оформление собственником вагонов заготовок железнодорожных транспортных накладных на отправку порожних вагонов со станции назначения, а равно отсутствие указаний (доверенности) собственника вагонов ответчику или его контрагенту препятствуют реализации договорных обязательств ответчика перед перевозчиком, поэтому плата ответчику не может быть начислена и последний освобождается от нее ввиду обстоятельств непреодолимой силы, обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает. Суды не применили подлежавшие применению статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пункт 11 Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказов Минтранса Российской Федерации от 06.09.2010 N 192. В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства уведомления владельца путей необщего пользования и грузополучателей о прибывающих груженых вагонах.
...
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 мая 2018 г. N Ф01-1456/18 по делу N А29-2069/2016