Каков порядок отнесения ценных бумаг к категории обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, поскольку от этого зависит правильное формирование налоговой базы по налогу на прибыль? Как понимать термин "национальное законодательство", ссылка на который содержится в п.3 ст.280 НК РФ?
Критерии отнесения ценных бумаг к обращающимся на организованном рынке ценных бумаг определены п.3 ст.280 НК РФ.
В целях главы 25 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
3) если по этим ценным бумагам рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством.
Согласно ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Пунктом 5 ст.40 НК РФ определено, что под рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобретать (реализовывать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
В соответствии со ст.38 НК РФ ценные бумаги признаются товаром.
Таким образом, в случае обращения (заключения гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги, в том числе и вне организованного рынка) ценных бумаг на территории Российской Федерации термин "национальное законодательство", содержащийся в подпунктах 1 и 3 п.3 ст.280 НК РФ, следует понимать как законодательство Российской Федерации. Понятие "обращение ценных бумаг" приведено в ст.2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Следовательно, для признания ценной бумаги обращающейся на организованном рынке ценных бумаг при заключении сделки на территории Российской Федерации вне организованного рынка налогоплательщик должен иметь информацию от российского организатора торговли или иного уполномоченного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если такой организатор отсутствует либо нет соответствующей информации, ценная бумага признается не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, так как не отвечает критериям, приведенным в п.3 ст.280 НК РФ.
Если ценная бумага в первом отчетном периоде налогового периода признавалась не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, а в последующих отчетных периодах налогового периода стала признаваться обращающейся, то она будет обладать статусом обращающейся ценной бумаги на организованном рынке ценных бумаг начиная с того отчетного периода, в котором произошло признание ценной бумаги обращающейся на организованном рынке ценных бумаг.
Поскольку п.5 и п.6 ст.280 НК РФ предусматривают необходимость корректировки налоговой базы в случае реализации (выбытия) ценной бумаги, а также в связи с тем, что датой признания доходов согласно ст.271 НК РФ является дата реализации (выбытия), то для целей налогообложения имеет большое значение признание ценной бумаги обращающейся на организованном рынке ценных бумаг на дату ее реализации (выбытия).
Если ценные бумаги, признанные таковыми в соответствии с правом иностранного государства, обращаются (то есть заключаются гражданско-правовые сделки, влекущие переход прав собственности на ценные бумаги) за пределами Российской Федерации, то для их признания обращающимися на организованном рынке ценных бумаг налогоплательщику необходимо иметь информацию, указанную в п.3 ст.280 НК РФ, от организатора торговли или иного уполномоченного лица согласно национальному законодательству государства, на территории которого осуществлены сделки с ценными бумагами.
Порядок ведения налогового учета при реализации ценных бумаг определен ст.329 НК РФ, которой, в частности, указано, что доходом по операциям с ценными бумагами признается выручка от продажи ценных бумаг в соответствии с условиями договора реализации.
Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены ст.280 НК РФ.
Особенности оценки в целях налогообложения доходов по операциям реализации (иного выбытия) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, приведены в п.6 ст.280 НК РФ.
Согласно п.6 ст.280 НК РФ фактическая цена реализации ценных бумаг или иного их выбытия принимается для целей налогообложения при выполнении хотя бы одного условия, указанного в подпунктах 1 или 2 п.6 ст.280 НК РФ. При этом условия признания фактической цены реализации или иного выбытия ценной бумаги рыночной, приведенные в подпунктах 1 и 2 п.6 ст.280 НК РФ, основываются на имеющейся информации об интервале цен по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам либо о средневзвешенной цене аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги.
В соответствии с абзацем четвертым п.6 ст.280 НК РФ в случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если она отличается не более чем на 20% от расчетной цены этой ценной бумаги, которая определяется в порядке, изложенном в данном абзаце п.6 ст.280 настоящего Кодекса.
Для целей налогообложения следует принимать цену реализации ценной бумаги, отвечающую критериям, приведенным в п.6 ст.280 НК РФ. Под такой ценой при реализации (выбытии) ценной бумаги понимается:
- при наличии информации об интервале цен по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге либо о средневзвешенной цене аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги - минимальная цена сделки, определяемая согласно подпункту 1, или средневзвешенная цена аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги с учетом двадцатипроцентного отклонения, устанавливаемая в соответствии с подпунктом 2 п.6 ст.280 НК РФ. Если имеется информация как об интервале цен по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, так и о средневзвешенной цене аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги, налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать, какую из цен (определяемую согласно подпункту 1 или подпункту 2 п.6 ст.280 НК РФ) использовать для оценки цены реализации ценной бумаги, не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, в целях налогообложения;
- при отсутствии информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам - расчетная цена, уменьшенная на 20%.
В случае реализации ценной бумаги по цене выше рыночной цены, определяемой в соответствии с п.6 ст.280 НК РФ, для оценки получаемых доходов применяется фактическая цена сделки.
В.Е. Мурзин,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
1 июня 2003 г.
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1