Нижний Новгород |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А43-19532/2017 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Юмжаковой П.Е. (доверенность от 21.02.2018 N 19),
от заинтересованного лица: Плетос И.А. (доверенность от 09.01.2018 N 515-00-11-1/18)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.11.2017,
принятое судьей Леоновым А.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Смирновой И.А.,
по делу N А43-19532/2017
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород"
(ИНН: 5260148520, ОГРН: 1055238038316)
к Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
о признании недействительным предписания,
третье лицо - Ширяев Андрей Николаевич,
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - ПАО "ТНС энерго НН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) 17.03.2017 N 515-04-257-2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ширяев Андрей Николаевич.
Решением суда от 03.11.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 решение оставлено без изменения.
ПАО "ТНС энерго НН" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права. Ссылаясь на части 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 31, 42, 61, 82 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), заявитель жалобы указывает, что потребитель не передал показания прибора учета за расчетный период, поэтому при расчете были использованы показания прибора учета, зафиксированные при проверке правильности снятия данных показаний; суды сделали неверный вывод о том, что в случае несообщения потребителем показаний индивидуального прибора учета, Общество должно было произвести расчет платы на основании имеющихся у него сведений о ежемесячном объеме потребления электроэнергии.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в суд не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.03.2017 в целях проверки обращения собственника жилого помещения в многоквартирном доме 67 по улице Генкиной в городе Нижнем Новгороде по вопросу начисления платы за электрическую энергию, на основании приказа руководителя от 10.02.2017 N 515-04-257-17 уполномоченное лицо Инспекции провело внеплановую документарную проверку в отношении ПАО "ТНС энерго НН" на предмет правильности расчета платы за электроэнергию.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 17.03.2017 N 515-04-257-17.
По окончании проверочных мероприятий Инспекция выдала предписание от 17.03.2017 N 515-04-257-17, согласно которому Обществу надлежит в срок до 17.04.2017 произвести начисление размера платы за электроэнергию в октябре, ноябре 2016 года по жилому помещению, находящемуся в доме 67 по улице Генкиной в городе Нижнем Новгороде с учетом предъявленных потребителем показаний на 26.10.2016, выдать платежные документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Общество не согласилось с выданным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правилами N 354, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспоренное предписание соответствовало действующему законодательству и не нарушало права и законные интересы Общества и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, и заявитель жалобы не оспаривает, что предписание выдано Инспекцией в пределах полномочий, предоставленных ей законодательством.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения предоставлении коммунальных услуг.
Исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии) (подпункт "д" пункта 31 Правил N 354).
Как следует из подпункта "б" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
В силу подпункта "к(1))" пункта 33 Правил N 354 потребитель вправе при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил N 354).
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (подпункт "б" пункта 59 Правил N 354).
Суды установили, что на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2011 ОАО "Домоуправляющая компания Советского района" является организацией, осуществляющей функции по управлению многоквартирным домом 67 по улице Генкиной в городе Нижнем Новгороде.
Поставщиком (исполнителем) коммунальной услуги по электрической энергии в указанный многоквартирный дом является ПАО "ТНС энерго НН", которое в порядке статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации заключило прямые договоры с собственниками квартир в указанном многоквартирном доме.
Ширяев А.Н. ежемесячно сообщал Обществу показания индивидуального прибора учета электроэнергии N 15393107 типа Меркурий 201.5, однако в октябре 2016 года этого не сделал.
Таким образом, последнее показание индивидуального прибора учета электроэнергии сообщено Ширяевым А.Н. за сентябрь 2016 года (5072 кВтч).
Уполномоченные лица ресурсоснабжающей организации 07.10.2016 осуществили контрольное снятие показаний индивидуального прибора учета электрической энергии, установленного в жилом помещении Ширяева А.Н. в доме 67 по улице Генкиной в городе Нижнем Новгороде; зафиксировано показание 5101 кВтч.
Общество приняло данное показание 5101 кВт/ч как конечное и фактически начислило плату за коммунальную услугу электроснабжение за октябрь 2016 года за период с 01 октября 2016 - 07 октября 2016, а начисление за ноябрь произведено за количество потребленных киловатт за период с 07 октября 2016 года по 30 ноября 2016 года.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что такой расчет размера платы за электроэнергию в октябре (за 7 дней) и ноябре 2016 (за 54 дня) произведен собственнику жилого помещения не в соответствии с Правилами N 354 и нарушал право Ширяева А.Н. на внесение регулярных ежемесячных платежей небольшими суммами. В случае несообщения потребителем показаний индивидуального прибора учета Общество должно было произвести расчет платы на основании пункта 59 Правил N 354 с учетом имеющихся у исполнителя коммунальной услуги сведений о ежемесячном объеме потребленной коммунальной услуги без учета контрольных показаний прибора учета потребителя на 07.10.2016, поскольку расчетный период в один месяц состоит не из 7 дней.
Проявленный в данном случае подход Общества к начислению платы Ширяеву А.Н. за октябрь и ноябрь 2016 года противоречил содержанию и целям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354.
Потребитель Ширяев А.Н. обратился в ПАО "ТНС энерго НН" с заявлением о перерасчете размера платы за электрическую энергию с учетом представленных показаний индивидуального прибора учета.
Письмом от 28.11.2016 и от 03.02.2017, отправленным с адреса электронной почты hd_gorod@nn.tns-e.ru, Общество отказало Ширяеву А.Н. в произведении перерасчета.
Следовательно, в нарушение подпункта "д" пункта 31 Правил N 354 Общество не приняло во внимание право потребителя на проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальную услугу.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что у Инспекции имелись основания для выдачи Обществу предписания, которое содержало законные и обоснованные требования об устранении выявленного нарушения действующего законодательства, по форме и содержанию соответствовало действующему законодательству и являлось исполнимым.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.11.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 по делу N А43-19532/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к обоснованному выводу о том, что такой расчет размера платы за электроэнергию в октябре (за 7 дней) и ноябре 2016 (за 54 дня) произведен собственнику жилого помещения не в соответствии с Правилами N 354 и нарушал право Ширяева А.Н. на внесение регулярных ежемесячных платежей небольшими суммами. В случае несообщения потребителем показаний индивидуального прибора учета Общество должно было произвести расчет платы на основании пункта 59 Правил N 354 с учетом имеющихся у исполнителя коммунальной услуги сведений о ежемесячном объеме потребленной коммунальной услуги без учета контрольных показаний прибора учета потребителя на 07.10.2016, поскольку расчетный период в один месяц состоит не из 7 дней.
Проявленный в данном случае подход Общества к начислению платы Ширяеву А.Н. за октябрь и ноябрь 2016 года противоречил содержанию и целям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354.
...
Письмом от 28.11.2016 и от 03.02.2017, отправленным с адреса электронной почты hd_gorod@nn.tns-e.ru, Общество отказало Ширяеву А.Н. в произведении перерасчета.
Следовательно, в нарушение подпункта "д" пункта 31 Правил N 354 Общество не приняло во внимание право потребителя на проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальную услугу."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июля 2018 г. N Ф01-2664/18 по делу N А43-19532/2017