Нижний Новгород |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А17-5713/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2018.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 17.07.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Ногтевой В.А., Чиха А.Н.
при участии представителей
в судебном заседании 03.07.2018
от общества с ограниченной ответственностью "Надежный":
Клёпова К.М. по доверенности от 08.05.2018,
от акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания":
Удалова Р.В. по доверенности от 02.07.2018 N 04-11-37,
Мелкумяна Д.А. по доверенности от 05.06.2018 N 04-11-30
в судебном заседании 10.07.2018
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью "Надежный"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.11.2017,
принятое судьей Владимировой Н.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018,
принятое судьями Поляшовой Т.М., Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
по делу N А17-5713/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью
"Многофункциональная управляющая компания N 2"
(ИНН: 3702721520, ОГРН: 1143702002895)
к акционерному обществу "Ивановская городская теплосбытовая компания"
(ИНН: 3702733445, ОГРН: 1143702015995)
о признании узла учета тепловой энергии соответствующим требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, работоспособным и готовым к эксплуатации
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Многофункциональная управляющая компания N 2" (в настоящее время - общество с ограниченной ответственностью "Надежный" в связи с изменением наименования; далее - Управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском акционерному обществу "Ивановская городская теплосбытовая компания" (далее - Общество) о признании узла учета тепловой энергии многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Иваново, 30-й микрорайон, дом 51, соответствующим требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, работоспособным и готовым к эксплуатации с даты составления акта проверки - 28.02.2017.
Арбитражный суд Ивановской области решением от 16.11.2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018, отказал в удовлетворении иска. При принятии судебных актов суды руководствовались:
- статьями 8, 11, 309, 310, 539, 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- статьями 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон "Об энергосбережении");
- пунктами 13 и 24 статьи 2 и статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении);
- Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491);
- Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034);
- Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99-пр (далее - Методика N 99-пр).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управляющая компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 16.11.2017 и постановление от 02.03.2018 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды необоснованно сослались на пункт 32 Методики N 99-пр и пришли к выводу о том, что узел учета тепловой энергии и теплоносителя, расположенный в многоквартирном доме по адресу: город Иваново, 30-й микрорайон, дом 51, имеющий зависимую закрытую водяную систему теплоснабжения, должен быть оборудован датчиками давления. Суды не учли, что Методика N 99/пр является унифицированным методологическим документом для определения количества поставленной тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета в разных видах систем теплопотребления, в том числе отличающихся по виду теплоносителя, и не дали правовой оценки пункту 120 названной методики, в котором законодателем прямо указано, что отсутствие результатов измерения давления в системах водяного теплоснабжения и горячего водоснабжения не является нештатной ситуацией для измерения тепловой энергии и теплоносителя. Таким образом, оснащение узла учета тепловой энергии и теплоносителя датчиками давления в системах водяного теплоснабжения многоквартирных домов не является императивным требованием законодателя и не может влиять на результат коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.
Кассатор указывает, что спорный узел учета был спроектирован и смонтирован в период действия Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936), проектная документация узла учета была согласована с правопредшественником ответчика - муниципальным унитарным предприятием "ИГТСК"; проектом узла учета была предусмотрена установка теплосчетчика КМ-5-4, истец в рассматриваемом случае произвел замену теплосчетчика на аналогичный с учетом соответствия его требованиям Правил N Вк-4936. При этом на момент замены указанных теплосчетчиков КМ-5-4 N 302671/302647 на КМ-5-4 N 303737/303717, сроки службы обоих не истекли; соответствие теплосчетчиков требованиям Правил N Вк-4936 подтверждается актами первоначального и повторных допусков узла учета тепловой энергии в коммерческую эксплуатацию.
Управляющая компания полагает, что суды необоснованно объединили понятия "коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя" и "контроль качества теплоснабжения". В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Правил N 1034 Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, наряду с иными функциями, определяют характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и в целях контроля качества теплоснабжения. Заявитель, ссылаясь на пункты 94, 97 и 106-108 Правил N 1034, указывает, что в целях коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя в системах теплопотребления данные о давлении теплоносителя не учитываются и не используются; давление в подающем и обратном трубопроводах является основной характеристикой только контроля качества теплоснабжения. При указанных обстоятельствах истец считает ошибочными выводы судов о необходимости существования датчиков давления в спорном общедомовом приборе учета для осуществления коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.
Общество в письменном отзыве, поддержанном его представителями в заседании суда округа, отклонило доводы кассационной жалобы и просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения
Представитель Управляющей компании в судебном заседании поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили судебные инстанции, Управляющая компания на основании договора управления от 01.01.2015 является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Иваново, 30-й микрорайон, дом 51.
Общество является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в спорный многоквартирный дом тепловую энергию и теплоноситель.
Управляющая компания и Общество заключили соглашение от 01.08.2014 N 5013с, предметом которого является реализация основных организационно-технических требований к эксплуатации внутридомовых систем теплопотребления (отопления и горячего водоснабжения) объектов теплоснабжения, указанных в приложении 1 к соглашению, и наружных систем теплопотребления в соответствии с точками поставки и границами эксплуатационной ответственности сторон, указанных в приложении 2 к соглашению, выполнение которых обеспечит их исправное состояние и безопасную эксплуатацию, надежное теплоснабжение жителей (пункт 1.1. соглашения).
Истец обязан содержать теплопотребляющее оборудование и внутридомовые тепловые сети в работоспособном и технически исправном состоянии и обеспечивать эксплуатацию их в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации, а также организовывать техническое обслуживание и ремонт теплопотребляющих установок и внутридомовых тепловых сетей, относящихся к общедомовому имуществу (пункты 2.1.1. и 2.1.9. соглашения).
Управляющая компания, реализуя деятельность по управлению спорным многоквартирным домом, осуществила ремонт узла учета тепловой энергии, заменив теплосчетчик КМ-5-4 N 302671/302647 на КМ-5-4 N 303737/303717; известила Общество о замене.
Сотрудник Общества 28.02.2017 провел проверку работоспособности узла учета тепловой энергии, установленного в спорном многоквартирном доме; составил Акт К-01, в котором указал следующее замечание: "При обследовании места установки приборов у/у т/энергии выявлено, что на с/о произведена замена расходомеров КМ-5-4 Ду 80 з.н N 302671 на 303737 и ППС Ду 80 з.н. N 302647 на 303717 (07.02.15-07.02.19 г. - срок действия Гос. поверки). Данное мероприятие свидетельствует о том, что узел учета тепловой энергии не может быть использован для коммерческого учета тепловой энергии в соответствии с пунктами 6 и 7 Правил N 1034".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управляющей компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Разногласия сторон сводятся к наличию либо отсутствию необходимости комплектации спорного узла учета тепловой энергии датчиками давления.
Исследовав материалы дела и изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд округа принял постановление на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Во исполнение указанной нормы в статье 13 названного закона закреплена обязанность собственников объектов недвижимости, органов власти, ресурсоснабжающих организаций оборудовать объекты, в которых осуществляется потребление энергетических ресурсов соответствующими приборами учета.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя представляет собой установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами (часть 13 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Как следует из пункта 68 Правил N 1034 основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации служит акт ввода в эксплуатацию узла учета с даты его подписания.
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 данных Правил (пункт 73 Правил N 1034).
В пункте 4 Правил N 1034 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; г) документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.
На основании пункта 111 Правил N 1034, количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
В пункте 3 Правил N 1034 содержатся определения "узел учета", "прибор учета" и "качество теплоснабжения". Так, узлом учета является техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя, в то время как прибор учета представляет собой средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов. Из приведенных определений следует, что узел учета тепловой энергии может включать в состав несколько различных приборов учета. Под качеством теплоснабжения понимается совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением.
Исходя из буквального толкования Правил N 1034, под вводом в эксплуатацию узла учета следует понимать процедуру проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Как следует из пунктов 1, 2, 13 и 24 статьи 2 Закона о теплоснабжении, коммерческому учету подлежит не только количество, но и качество передаваемых или потребляемых с помощью приборов учета ресурсов.
В Правилах N 1034 также содержатся нормы, согласно которым коммерческий учет организуется не только с целью определения количества (объема) поставленных ресурсов, но и с целью контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления (подпункты "а" и "б" пункта 1, подпункты "б" и "г" пункта 4 Правил N 1034). При этом данное требование Правил N 1034 относится ко всем системам теплоснабжения без исключения.
Как следует из пункта 34 Правил N 1034, теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации. При измерении перегретого пара дополнительно устанавливается датчик давления пара.
Согласно пунктам 94 и 95 Правил N 1034 коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении. В целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение в том числе давления в подающем и обратном трубопроводах. Данное нормативное регулирование применяется ко всем без исключения системам теплоснабжения, в том числе к закрытым системам теплоснабжения.
В пунктах 105 - 109 Правил N 1034 перечислены требования к контролю качества теплоснабжения. Согласно пункту 107 данных правил контролю качества теплоснабжения подлежит, в том числе, такой параметр, как давление в подающем и обратном трубопроводах.
В силу подпункта "г" пункта 32 Методики N 99-пр теплосчетчики узла учета потребителей должны регистрировать за час (сутки, отчетный период) количество полученной тепловой энергии, а также среднее значение давления теплоносителя, МПа.
По истечении 3 лет со дня вступления в силу Правил N 1034 теплосчетчики, не отвечающие требованиям указанных правил, не могут использоваться для установки, как в новых, так и существующих узлах учета (пункт 7 Правил N 1034).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (часть 1 статьи 64 и статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установили, что при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам N 1034; Общество не приняло спорный общедомовой прибор учета в коммерческую эксплуатацию по причине его несоответствия требованиям нормативных правовых актов. Согласно паспорту теплосчетчика в состав установленного Управляющей компанией теплосчетчика N КМ-5-4 N 303737/303717 датчики давления не входят, дополнительно спорный узел учета тепловой энергии ими не оборудован, соответственно, установленный теплосчетчик не регистрирует за час (сутки, отчетный период) среднее значение давления теплоносителя, что противоречит требованиям законодательства. Таким образом, отсутствие датчиков давления на спорном приборе учета не позволит исполнить требование законодательства по контролю за тепловыми и гидравлическими режимами работы внутридомовой системы отопления, документирования такого параметра теплоносителя как давление. Суды обоснованно учли, что при отсутствии датчиков давления невозможно определить лицо, виновное в предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
На основании изложенного судебные инстанции пришли к верному выводу о необходимости оборудования спорного общедомового прибора учета датчиками давления для осуществления коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя и правомерно отказали Управляющей компании в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция обоснованно отклонила ссылку заявителя на пункт 120 Методики N 99/пр, указав, что названный пункт не содержит нормативно закрепленное обязательное требование к узлу учета тепловой энергии.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств, переоценка которых в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.11.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 по делу N А17-5713/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Надежный" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Жеглова |
Судьи |
В.А. Ногтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установили, что при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам N 1034; Общество не приняло спорный общедомовой прибор учета в коммерческую эксплуатацию по причине его несоответствия требованиям нормативных правовых актов. Согласно паспорту теплосчетчика в состав установленного Управляющей компанией теплосчетчика N КМ-5-4 N 303737/303717 датчики давления не входят, дополнительно спорный узел учета тепловой энергии ими не оборудован, соответственно, установленный теплосчетчик не регистрирует за час (сутки, отчетный период) среднее значение давления теплоносителя, что противоречит требованиям законодательства. Таким образом, отсутствие датчиков давления на спорном приборе учета не позволит исполнить требование законодательства по контролю за тепловыми и гидравлическими режимами работы внутридомовой системы отопления, документирования такого параметра теплоносителя как давление. Суды обоснованно учли, что при отсутствии датчиков давления невозможно определить лицо, виновное в предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.
...
Апелляционная инстанция обоснованно отклонила ссылку заявителя на пункт 120 Методики N 99/пр, указав, что названный пункт не содержит нормативно закрепленное обязательное требование к узлу учета тепловой энергии."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 июля 2018 г. N Ф01-2445/18 по делу N А17-5713/2017
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2445/18
02.03.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10289/17
28.02.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-5713/17
16.11.2017 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-5713/17