Нижний Новгород |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А38-9663/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.07.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.,
при участии представителей
от истца: Кириллова Н.В. (доверенность от 15.11.2017, в заседании 09.07.2018),
от ответчика: Кузнецовой Н.В. (доверенность от 11.01.2018, в заседании 09.07.2018)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.12.2017,
принятое судьей Куликовой В.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018,
принятое судьями Большаковой О.А., Наумовой Е.Н., Устиновой Н.В.,
по делу N А38-9663/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью
"Марийская продовольственная компания"
(ИНН: 1207009570, ОГРН: 1071218000281)
к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл
(ИНН: 120001275, ОГРН: 1021200769480)
о взыскании обеспечительного платежа
и по встречному иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Республике Марий Эл
к обществу с ограниченной ответственностью "Марийская продовольственная компания"
о взыскании пеней и штрафа
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Марийская продовольственная компания" (далее - ООО "МПК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - УФСИН России по Республике Марий Эл, Управление) о взыскании обеспечительного платежа в сумме 56 032 рублей 55 копеек.
УФСИН России по Республике Марий Эл обратилось в суд со встречным иском о взыскании с ООО "МПК" 42 827 рублей 40 копеек пеней за просрочку исполнения обязательства и 50 985 рублей штрафа за ненадлежащее исполнение обязательства по контракту.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.12.2017 первоначальный иск удовлетворен в части взыскания с Управления в пользу Общества 50 985 рублей обеспечительного платежа, в удовлетворении остальной части иска отказано; производство по встречному иску прекращено в связи с отказом от встречного иска.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 решение суда оставлено без изменения.
УФСИН России по Республике Марий Эл не согласилось с принятыми судебными актами в части удовлетворения требования ООО "МПК" и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 329, 330, 381.1, 410, 412 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 34, 94, 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, суды неправомерно удовлетворили требование Общества, поскольку Управление обоснованно на основании пункта 10.7 контракта на поставку продовольствия от 16.12.2016 N 2016.62521 удержало из суммы обеспечительного платежа штраф за поставку товара ненадлежащего качества.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
ООО "МПК" в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Марий Эл.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 16.07.2018.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда в обжалованной части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, по результатам электронного аукциона ООО "МПК" (поставщик) и УФСИН России по Республике Марий Эл (заказчик) заключили государственный контракт на поставку продовольствия от 16.12.2016 N 2016.62521, по условиям пункта 1.1 которого поставщик обязался передать грузополучателю государственного заказчика качественное и безопасное продовольствие российского производства: масло сладко-сливочное несоленое Крестьянское 1 сорта с массовой долей жира не менее 72,5 процента в соответствии с ГОСТом 32261-2013, в количестве, по цене, адресу и в сроки, предусмотренные ведомостью поставки (приложение 1), а государственный заказчик обязался обеспечить приемку товара уполномоченным грузополучателем и оплату товара согласно условиям контракта.
В ведомости поставки (приложение 1) стороны согласовали срок поставки товара - в течение 7 дней после заключения контракта.
В соответствии с пунктом 9.1 контракта государственным заказчиком определены следующие обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены: обязательство о поставке товара в установленные контрактом сроки; обязательство о поставке товара по качественным и количественным характеристикам, установленным контрактом.
Размер обеспечения исполнения контракта составляет 182 250 рублей (пункт 9.2 контракта).
Согласно пункту 9.6 контракта денежные средства, внесенные поставщиком на указанный заказчиком счет в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются поставщику в течение 30 банковских дней после исполнения сторонами обязательств по контракту и подписания акта сверки взаиморасчетов.
В пункте 10.5 контракта установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, в также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (пункт 10.6 контракта).
В пункте 10.7 контракта определено, что за недопоставку товара (не поставку предусмотренного контрактом количества товара к моменту окончания срока действия контракта), за поставку некачественного товара (поставку товара, не соответствующего требованиям действующего законодательства Российской Федерации и условиям контракта), за невозврат суммы авансового платежа, за иное неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийных обязательств), предусмотренных контрактом, поставщик уплачивает государственному заказчику штраф в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта в размере 10 процентов цены, что на момент заключения контракта составляет 50 985 рублей.
В качестве обеспечения исполнения контракта поставщик перечислил на расчетный счет заказчика 182 250 рублей.
При исполнении контракта поставщик нарушил условия контракта о качестве товара и о сроке поставки товара (товарные накладные от 23.12.2016 N 75 и 25.01.2017 N 5, экспертное заключение от 29.12.2016 N 1401).
В претензии от 11.07.2017 Общество, полагая, что Управление вправе удержать из суммы обеспечения 45 427 рублей 60 копеек пеней за нарушение срока поставки товара, потребовало от Управления возвратить оставшуюся сумму обеспечительного платежа.
Платежным поручением от 29.11.2017 N 63696 Управление возвратило Обществу обеспечительный платеж в сумме 80 789 рублей 85 копеек, удержав при этом из суммы обеспечения пени за нарушение срока поставки товара и штраф за нарушение условия контракта о качестве товара.
ООО "МПК", посчитав, что у УФСИН России по Республике Марий Эл отсутствовали основания для удержания спорной суммы обеспечительного платежа, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 11, 12, 307, 308, 309, 330, 381.1, 407, 410, 412, 425, 432, 433, 434, 506, 521, 531 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 34, 94, 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу об отсутствии у Управления правовых оснований для удержания обеспечительного платежа в сумме 50 985 рублей и удовлетворил иск в обжалованной части.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьей 525 Кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 Кодекса).
В силу части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
На основании части 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В пункте 1 статьи 381.1 Кодекса установлено, что денежное обязательство, в том числе обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора, и обязательство, возникшее по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 1062 настоящего Кодекса, по соглашению сторон могут быть обеспечены внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж). Обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем.
При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.
В случае ненаступления в предусмотренный договором срок обстоятельств, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, или прекращения обеспеченного обязательства обеспечительный платеж подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением сторон (пункт 2 статьи 381.1 Кодекса).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, и материалами дела подтверждается, что при исполнении контракта от 16.12.2016 N 2016.62521 ООО "МПК" нарушило условия о сроке поставки товара (товар поставлен с просрочкой в 33 дня) и качестве товара (экспертное заключение (акт экспертизы) от 29.12.2016 N 1401).
Суды пришли к выводу о том, что данные обстоятельства в соответствии с пунктами 10.5 - 10.7 контракта являются основаниями для привлечения Общества к ответственности в виде взыскания (удержания) пеней в сумме 50 475 рублей 15 копеек и штрафа в сумме 50 985 рублей.
Вместе с тем суды удовлетворили требование Общества в части возврата обеспечительного платежа в сумме 50 985 рублей. При этом суды исходили из того, что Управлением не были соблюдены условия проведения зачета встречных однородных требований, предусмотренные статьями 410, 412 Кодекса, и обязательство сторон путем зачета встречных однородных требований на сумму 50 985 рублей не является прекращенным.
Однако суды не учли, что в соответствии с приведенными нормами права положения Кодекса о прекращении обязательства зачетом к рассматриваемым правоотношениям по поставке товара на основании Закона N 44-ФЗ неприменимы.
С учетом изложенного у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения искового требования Общества в части взыскания с Управления спорной суммы обеспечительного платежа, в связи с чем судебные акты по настоящему делу подлежат отмене в данной части, как принятые при неправильном применении норм материального права (пункт 1 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе ООО "МПК" в удовлетворении иска о взыскании с УФСИН России по Республике Марий Эл 50 985 рублей обеспечительного платежа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.12.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 по делу N А38-9663/2017 отменить в части удовлетворения иска общества с ограниченной ответственностью "Марийская продовольственная компания".
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Марийская продовольственная компания" в удовлетворении иска о взыскании с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл обеспечительного платежа в сумме 50 985 рублей.
Арбитражному суду Республики Марий Эл рассмотреть вопрос об осуществлении поворота исполнении решения в части взыскания с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл обеспечительного платежа в сумме 50 985 рублей и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2039 рублей 40 копеек.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к выводу о том, что данные обстоятельства в соответствии с пунктами 10.5 - 10.7 контракта являются основаниями для привлечения Общества к ответственности в виде взыскания (удержания) пеней в сумме 50 475 рублей 15 копеек и штрафа в сумме 50 985 рублей.
Вместе с тем суды удовлетворили требование Общества в части возврата обеспечительного платежа в сумме 50 985 рублей. При этом суды исходили из того, что Управлением не были соблюдены условия проведения зачета встречных однородных требований, предусмотренные статьями 410, 412 Кодекса, и обязательство сторон путем зачета встречных однородных требований на сумму 50 985 рублей не является прекращенным.
Однако суды не учли, что в соответствии с приведенными нормами права положения Кодекса о прекращении обязательства зачетом к рассматриваемым правоотношениям по поставке товара на основании Закона N 44-ФЗ неприменимы."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 июля 2018 г. N Ф01-2645/18 по делу N А38-9663/2017