Нижний Новгород |
|
03 сентября 2018 г. |
Дело N А43-16537/2017 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Башевой Н.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Ахмедова Теймура Ашраф оглы
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.02.2018,
принятое судьей Чепурных М.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
по делу N А43-16537/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Ахмедова Теймура Ашрафа оглы
о признании недействительным пункта 5.6 Приложения N 5 постановления администрации города Нижнего Новгорода от 19.04.2017 N 1676,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Инвестком", Государственное предприятие Нижегородской области "Нижтехинвентаризация", Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода,
и установил:
индивидуальный предприниматель Ахмедов Теймур Ашраф оглы (далее - Предприниматель, ИП Ахмедов Т.А.о.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным пункта 5.6 Приложения N 5 к постановлению администрации города Нижнего Новгорода от 19.04.2017 N 1676 "Об упорядочении размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода" (далее - Администрация, орган местного самоуправления). Одновременно Предприниматель просил суд обязать орган местного самоуправления устранить нарушение его прав и законных интересов путем исключения пункта 5.6 Приложения N 5 из постановления администрации города Нижнего Новгорода от 19.04.2017 N 1676 "Об упорядочении размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Инвестком" (далее - ООО "Инвестком"), Государственное предприятие Нижегородской области "Нижтехинвентаризация" (далее - ГП НО "Нижтехинвентаризация"), Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (далее - Министерство), Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.02.2018 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционного суда от 02.07.2018 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что спорный объект относится к объектам недвижимости, который невозможно демонтировать без причинения несоразмерного ущерба и смонтировать в другом месте. По его мнению, включение служебных помещений, относящихся к летнему кафе "Белый парус", в Перечень нестационарных торговых объектов на территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода, подлежащих вывозу собственниками либо принудительному перемещению на специализированные места временного хранения, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ИП Ахмедова Т.А.о. в сфере предпринимательской деятельности. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ООО "Инвестком" в отзыве возразило относительно доводов заявителя.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы не представили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация издала постановление от 19.04.2017 N 1676 "Об упорядочении размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода".
В пункте 5.6 приложения N 5 "Перечень нестационарных торговых объектов на территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода, подлежащих вывозу собственниками либо принудительному перемещению на специализированные места временного хранения" к названному постановлению указан объект, принадлежащий предпринимателю, - "служебные помещения, относящиеся к летнему кафе "Белый парус", расположенные напротив домов 90 - 112 по улице Слобода Печеры (земельный участок с кадастровым номером 52:18:0000000:13469).
Предприниматель не согласился с ненормативным правовым актом органа местного самоуправления и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из правомерности ненормативного правового акта органа местного самоуправления в оспариваемой части.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определяются положениями Федерального закона N 381-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 данного Закона).
На основании пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Из пунктов 19, 22 части 7 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 N 91, следует, что к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода в области предоставления услуг торговли, общественного питания и бытовых услуг относится создание условий для развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, организует рынки, торговые (ярмарочные) площадки, а также утверждение и реализация долгосрочных программ развития торговли, формирует схемы размещения нестационарных торговых объектов, осуществляет муниципальный контроль в области торговой деятельности.
Постановлением Администрации от 31.07.2012 N 3113 утвержден Административный регламент администрации города Нижнего Новгорода по исполнению муниципальной функции "Освобождение территории города Нижнего Новгорода от самовольных нестационарных торговых объектов" (далее - Административный регламент).
Самовольно установленный нестационарный торговый объект - это объект движимого имущества, расположенный на земельном участке без предусмотренных законодательством соответствующих правовых оснований (пункт 1.4.1 Административного регламента).
Исполнение указанной муниципальной функции включает в себя, в том числе, выявление самовольного объекта и действия, направленные на обеспечение добровольного демонтажа собственником самовольного объекта (пункт 3 Административного регламента).
В силу пункта 3.2.1.1 Административного регламента основанием начала исполнения рабочей группой района административной процедуры "Выявление самовольного объекта и действия, направленные на обеспечение добровольного демонтажа собственником самовольного объекта", является:
- выявление самовольного объекта при проведении плановых процедур;
- получение от МКУ "УМС" информации о вновь обнаруженных предполагаемых самовольных объектах с фотоматериалами, о прекращенных или расторгнутых в одностороннем порядке договорах на размещение нестационарных торговых объектов в случае необеспечения собственником демонтажа и вывоза нестационарного торгового объекта с места его размещения;
- перечень НТО, подлежащих демонтажу, утвержденный главой администрации города Нижнего Новгорода.
Постановлением Администрации от 24.09.2014 N 3841 утвержден Порядок выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на земельных участках, находящихся в частной собственности, на территории города Нижнего Новгорода (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 указанного Порядка инициирование выявления самовольных (незаконных) объектов может производиться физическими лицами, организациями всех форм собственности, органами государственной власти Российской Федерации и Нижегородской области путем обращения в территориальные уполномоченные органы.
Если выявленный объект размещен на земельном участке на основании гражданско-правового договора (соглашения), заключенного с собственником этого участка, территориальный уполномоченный орган обращается в суд с иском о признании указанного договора (соглашения) недействительным Территориальные уполномоченные органы ведут учет выявленных самовольных (незаконных) объектов в Реестре, который формируется и ведется в территориальных уполномоченных органах в электронном виде (пункты 2.8, 2.9 Порядка).
Как видно из материалов дела, на основании договора аренды от 10.09.2014 N 17376 ИП Ахмедову Т.А.о. был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1278,00 квадратных метров, кадастровый номер 52:18:0060009:94, расположенный по адресу: город Нижний Новгород, Нижегородский район, в районе Набережной Гребного канала, напротив дома N 98В, под строительство предприятия общественного питания.
На указанном земельном участке расположено принадлежащее Предпринимателю летнее кафе "Белый парус".
Предоставленный ИП Ахмедову Т.А.о. в аренду земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060009:94 граничит с земельными участками с кадастровыми номерами 52:18:0000000:13469, 52:18:0060009:92, 52:18:0060009:36.
К принадлежащему Предпринимателю летнему кафе "Белый парус" относится отдельно стоящая хозяйственно-бытовая постройка с жаровней для приготовления пиши (кухня-мангал (литер А1), расположенная на земельном участке 52:18:0000000:13469 по адресу: город Нижний Новгород, Нижегородский район, набережная Гребного канала, напротив дома N 98.
По договору аренды от 03.06.2014 N 17264/06 земельный участок площадью 2221 квадратный метр, кадастровый номер 52:18:0060009:92, расположенный по адресу: город Нижний Новгород, Нижегородский район, напротив домов 90 - 112 Слободы Печеры, передан в аренду ООО "Инвестком" под строительство предприятия общественного питания.
В январе 2016 года ООО "Инвестком" обратилось в комиссию по инвестиционной политике и земельным отношениям в городе Нижнем Новгороде с заявлением о размещении без предоставления земельного участка и установления сервитута элементов благоустройства территории на земельном участке площадью 1027 квадратных метров, кадастровый номер 52:18:0000000:13469, расположенном в Нижегородском районе, напротив домов N 90 - 112 в Слободе Печеры (прилегает к земельному участку, предоставленному ООО "Инвестком" в аренду до 15.01.2019 под строительство предприятия общественного питания), на пять лет.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии по инвестиционной политике и земельным отношениям от 25.08.2016 N 685 комиссия приняла решение согласиться с размещением ООО "Инвестком" (без предоставления земельных участков и установления сервитутов) за плату элементов благоустройства территории (брусчатка, асфальтовое покрытие, газон, елки, туи) на части земельного участка с кадастровым номером 52:18:0000000:13469, расположенном в Нижегородском районе, напротив домов N 90 - 112 в Слободе Печеры (прилегает к земельному участку, предоставленному ООО "Йнвестком" в аренду до 15.01.2019 под строительство предприятия общественного питания), на пять лет.
Одним из условий предоставления земельного участка ООО "Инвестком" комиссия указала демонтаж самовольно установленных объектов на испрашиваемом земельном участке (пункт 1.12 протокола заседания комиссии).
В связи с этим муниципальное казенное учреждение "Управление по организации работы объектов мелкорозничной сети города Нижнего Новгорода" на основании Административного регламента в апреле 2016 года провело внеплановую процедуру выявления предполагаемых самовольно установленных нестационарных торговых объектов, в ходе которой напротив домов N 90 - 112 по улице Слобода Печеры выявлено летнее кафе, о чем составлен акт от 07.04.2016 N 1.
Постановлением Администрации от 06.05.2013 N 1587 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода на 2013 -2017 годы (далее - Схема размещения), которая не предусматривает размещение летнего кафе напротив домов N 90-112 по улице Слобода Печеры.
В январе 2017 года проведено повторное обследование по данному адресу, где были выявлены строения (летняя кухня, помещение под размещение мангала и служебное помещение для работников летнего кафе "Белый парус"), расположенные за границами земельного участка, предоставленного Предпринимателю (письмо от 25.01.2017 N 70 с фотоматериалом).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.10.2010 по делу N А43-12958/2010 установлено, что Администрация (арендодатель) и Предприниматель (арендатор) подписали договор от 15.03.2007 N 15138/06, по условиям которого арендодатель передал арендатору по акту в аренду до 16.10.2011 земельный участок (кадастровый номер 52:18:0600090036), общей площадью 200 квадратных метров, расположенный по адресу: город Нижний Новгород, Нижегородский район, в районе Набережной Гребного канала, напротив дома N 98 в Слободе Печеры, под установку и эксплуатацию временного сборно-разборного кафе.
В пункте 7.1 соглашения арендатору запрещалось возведение объектов капитального строительства.
Предприниматель на отведенном ему в пользование земельном участке без оформления необходимой документации возвел здание на фундаменте с цокольным (подвальным) этажом (кафе "Белый парус").
Указанным решением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.10.2010 по делу N А43-12958/2010 названное здание признано самовольной постройкой, на Предпринимателя возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу снести двухэтажное здание на фундаменте с цокольным (подвальным) этажом (здание кафе "Белый парус"), расположенное по адресу: город Нижний Новгород, Нижегородский район, Набережная Гребного канала, напротив дома N 98 в Слободе Печеры.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2013 по делу N А43-17066/2013 договор от 15.03.2007 N 15138/06 аренды земельного участка с Предпринимателем расторгнут.
Администрация пришла к выводу, что, имея договор аренды земельного участка от 11.09.2014 N 17316/16 (кадастровый номер 52:18:0060009:94) под строительство предприятия общественного питания, Предприниматель самовольно использует земельный участок с кадастровым номером 52:18:0000000:13469 напротив домов N 90-112 в Слободе Печеры, прилегающий к земельному участку, предоставленному в аренду ООО "Инвестком" по договору аренды N 17264/06 сроком до 15.01.2019, на котором Предприниматель разместил свои строения (кухня-мангал), а также земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060009:36 под размещение строений (служебного помещения для работников и летнего кафе "Белый парус").
Изложенные обстоятельства послужили основанием для внесения в перечень нестационарных торговых объектов на территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода, подлежащих вывозу собственниками либо принудительному перемещению на специализированные места временного хранения, под пунктом 5.6 принадлежащих предпринимателю служебных помещений, относящихся к летнему кафе "Белый парус", расположенных напротив домов 90 - 112 по улице Слобода Печеры (земельный участок с кадастровым номером 52:18:0000000:13469).
Факт расположения на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0000000:13469 принадлежащего Предпринимателю объекта (кухня-мангал, литер А1) подтверждается материалами дела и по существу последним не оспаривается.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на невозможность отнесения указанного объекта к нестационарным объектам, поскольку кухня-мангал, литер А1, имеет железобетонный ленточный фундамент, группу капитальности 1, к объекту подключен водопровод, электроснабжение, проведена канализация. По мнению Предпринимателя, указанный объект является объектом недвижимости и его невозможно демонтировать без причинения ему несоразмерного ущерба и смонтировать в другом месте, что подтверждается выданным в отношении объекта техническим паспортом.
Вместе с тем в рамках рассмотрения настоящего дела по ходатайству заявителя с согласия сторон проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО "ПрофЭксперт-НН" N 27 по делу N А43-16537/2017 кухня-мангал, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0000000:13469 по адресу: город Нижний Новгород, Нижегородский район, набережная Гребного канала, напротив дома N 98, литер А1, не соответствует признакам объекта капитального строительства, является временным сооружением, к объекту недвижимости не относится, его перемещение возможно без несоразмерного ущерба его назначению.
Доказательств, опровергающих выводы эксперта, Предприниматель в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил.
Ссылку Предпринимателя на технический паспорт спорного объекта суды правильно отклонили, как необоснованную.
По сведениям ГП НО "Нижтехинвентаризация" при оформлении технических паспортов на нежилые здания (строения) ИП Ахмедов Т.А.о. представил договор аренды от 12.10.2006 N 15138/06, заключенный Администрацией в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами и ИП Ахмедовым Т.А.о., который на момент изготовления технических паспортов прекратил свое действие.
Представленный Предпринимателем технический паспорт на нежилое строение (здание кухня-мангал, Литера А) не является правоустанавливающим документом, не влечет возникновение у заявителя прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0000000:13469, его содержание опровергается заключением эксперта.
С учетом изложенного суды обоснованно посчитали, что служебные помещения, относящиеся к летнему кафе "Белый парус", расположенные напротив домов 90-112 по улице Слобода Печеры, на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0000000:13469, являются нестационарным торговым объектом.
При таких обстоятельствах Администрация правомерно, в соответствии с требованиями Федерального закона N 381-ФЗ и Административного регламента включила названные помещения в Перечень нестационарных торговых объектов на территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода, подлежащих вывозу собственниками либо принудительному перемещению на специализированные места временного хранения в 2017 году, утвержденный постановлением Администрации от 19.04.2017 N 1676.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт органа местного самоуправления не противоречил действующему законодательству и не нарушал права Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и правомерно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и по существу направлены на переоценку доказательств. Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства и устанавливать иные обстоятельства, чем те, которые установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба Предпринимателя не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.02.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 по делу N А43-16537/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ахмедова Теймура Ашраф оглы - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на индивидуального предпринимателя Ахмедова Теймура Ашраф оглы.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 сентября 2018 г. N Ф01-3613/18 по делу N А43-16537/2017
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3613/18
02.07.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2922/18
27.02.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-16537/17
05.06.2017 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-16537/17