Нижний Новгород |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А31-12061/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.09.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Великоредчаниным О.Б., Хоровой Т.В.,
по делу N А31-12061/2017 Арбитражного суда Костромской области
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Костромской области
(ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330)
о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения
"Галичская окружная больница"
(ИНН: 4403001283, ОГРН: 1024401437015)
15 460 960 рублей 24 копеек,
третье лицо - Департамент здравоохранения Костромской области
(ИНН: 4401004514, ОГРН: 1024400523564),
и установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - ТФОМС Костромской области, Фонд) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о взыскании с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница" (далее - Больница, Учреждение) средств, использованныз не по целевому назначению, в размере 14 055 418 рублей 40 копеек, а также 1 405 541 рубля 84 копеек штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения Костромской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 09.02.2018 заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Боьницы в пользу Фонда 1 048 897 рублей 50 копеек задолженности и 104 889 рублей 75 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с Больницы 12 935 000 рублей средств нецелевого использования и 1 293 500 рублей штрафа. С Больницы в пользу Фонда взыскано 13 983 897 рублей 50 копеек в возмещение нецелевого использования денежных средств и 1 398 389 рублей 75 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Больница не согласилась с постановлением апелляционного суда в части взыскания 12 935 000 рублей средств, использованных не по целевому назначению, и 1 293 500 рублей штрафа и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил нормы материального права. По его мнению, действия по приобретению за счет средств Фонда медицинского оборудования по цене свыше 100 000 рублей за единицу не могут быть квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, а являются лишь превышением лимитов расходования средств, за которые не установлена ответственность в виде возврата (восстановления) израсходованных средств с начислением пеней и штрафа.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу согласился с позицией заявителя жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел комплексную проверку Больницы по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования (ОМС) за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, результаты которой отразил в акте от 25.07.2017).
В ходе проверки установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, в том числе в сумме 12 935 000 рублей при покупке компьютерного томографа по контракту от 27.07.2015 N 2015.277512.
В акте проверки от 25.07.2016 Больнице предложено уплатить штраф на основании пункта 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в размере 10 процентов от суммы средств, использованных не по целевому использованию.
В адрес Больницы Фонд направил требование от 09.10.2017 N 49, в котором предложил уплатить 14 055 418 рублей 40 копеек, использованных не по целевому назначению, а также 1 405 541 рубль 84 копейки штрафа.
В добровольном порядке указанные суммы Больница не уплатила, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 3, 14, 20, 34, 35, 38, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Арбитражный суд Костромской области отказал в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части. Суд пришел к выводу о том, что приобретение медицинского оборудования не может быть квалифицировано в качестве нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, а является лишь превышением лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата всех израсходованных средств с начислением штрафа, не установлена.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, а также статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 15, 28 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26.12.2013 N 570-а, отменил решение суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из того, что приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей не подлежит оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Из положений части 2 статьи 28 и части 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ следует, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. При этом страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Средства за оказанную медицинскую помощь медицинская организация получает на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пунктом 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, подпунктом 2 пункта 28 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26.12.2013 N 570-а, установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, предусматривающая такое ограничение как приобретение за счет средств обязательного медицинского страхования основных средств стоимостью более 100 000 рублей за единицу.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в письме от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов" указало, что расходы государственных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
При этом Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Костромской области на 2016 год содержит условие о том, что не подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования расходы медицинских организаций в части приобретения оборудования стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу. Перечисленные расходы осуществляются за счет бюджетных ассигнований и не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Таким образом, Тарифное соглашение определяет источник расходов на приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что на основании контракта от 27.07.2015 N 2015.277512, заключенного с ООО НПФ "Костромская медтехника", Больница приобрела компьютерный томограф "Сакура" стоимостью 25 870 000 рублей.
Платежными поручениями от 15.09.2016 N 3274, от 21.09.2016 N 3330 Больница перечислила ООО НПФ "Костромская медтехника" 12 935 000 рублей за товар - компьютерный томограф, поставленный по названному контракту.
Оплата произведена Больницей за счет средств обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах и учитывая приведенные нормы права, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что приобретение Больницей оборудования стоимостью свыше 100 000 рублей является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования, и правомерно удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 по делу N А31-12061/2017 Арбитражного суда Костромской области оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Галичская окружная больница".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Министерство здравоохранения Российской Федерации в письме от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 года и на плановый период 2016 и 2017 годов" указало, что расходы государственных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
...
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 сентября 2018 г. N Ф01-3798/18 по делу N А31-12061/2017
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2737/19
04.09.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3798/18
22.06.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2400/18
09.02.2018 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-12061/17