Об изменениях в порядке оплаты труда при совмещении профессий
и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника
В соответствии с положениями статьи 151 ТК РФ работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или обязанностей временно отсутствующего работника.
Размеры таких доплат согласно нормам трудового законодательства устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.
Учитывая положения статья 423 ТК РФ при оформлении совмещения профессий (исполнения обязанностей временно отсутствующего работника) и оплате труда в данных условиях организации в настоящее вправе руководствоваться в том числе и законодательными актами бывшего Союза ССР.
К таким нормативным актам, в частности, относятся:
Постановление Совмина СССР от 4 декабря 1981 года N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" (в редакции изменений и дополнений) (далее по тексту - Постановление N 1145);
Инструкция Госкомтруда СССР от 14 мая 1982 года N 53-ВЛ "По применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 года N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)";
Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 года N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства", утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 года N 820/39 (в редакции изменений от 11 декабря 1986 года).
Учитывая тот факт, что приняты данные нормативные акты были еще задолго до введения в действие Трудового кодекса РФ, на практике возникают обоснованные претензии работников о несоответствии их отдельных положений нормам действующего трудового права.
Такой вывод подтверждается, в том числе и судебной практикой, на материалы которой будет обращено особое внимание в настоящей публикации.
В рамках совмещения профессий (должностей) Постановление N 1145 выделяло три основных формы исполнения работниками обязанностей по другим профессиям (должностям):
непосредственно совмещение профессий (должностей);
расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ;
выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников (так называемое временное заместительство).
Под совмещением профессий (должностей) понимается выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности).
Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполняемых работ понимается выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.
Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника (временное заместительство) без освобождения от своей основной работы следует понимать замещение работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).
В настоящее время на практике применение нашли такие формы, как совмещение профессий (должностей) и временное заместительство. Расширение зон обслуживания и увеличение объема выполняемых работ рассматривается в настоящее время как одна из разновидностей совмещения профессий (должностей).
В начале 2003 года Верховный Суд РФ неоднократно обращался к положениям действующего законодательства о совмещении должностей работниками из числа руководителей организаций, их заместителей и помощников, руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей.
В частности, предметом рассмотрения явились положения подпункта "а" пункта 15 Постановления N 1145, которым работникам из числа руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей запрещено совмещать профессии (должности) других работников (см. Решение Верховного Суда РФ от 21 января 2003 г. N ГКПИ 02-1359).
Учитывая, что в должностные обязанности руководителей и их заместителей в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (постановление Минтруда РФ от 21 августа 1998 года N 37) входит осуществление функций своих подчиненных, а их оплата труда производится на уровне, превышающем размеры заработной платы подчиненных лиц, то положения Постановления N 1145 в части ограничения прав вышеуказанных категорий работников на совмещение должностей были признаны соответствующими нормам действующего трудового законодательства.
Принятое Решение в установленном порядке было обжаловано в Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, которая своим Определением от 25 марта 2003 года N КАС 03-90 отменило Решение N ГКПИ 02-1359 и признала не действующими с 25 марта 2003 года положения подпункта "а" пункта 15 Постановления N 1145 в части "руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей".
Таким образом, с указанной даты должностные лица предприятий, учреждений и организаций, занимающие данные должности имеют полное право на совмещение должностей (профессий) и получение в связи с этим соответствующей доплаты согласно статье 151 ТК РФ.
Отмену ранее принятого Решения Кассационная коллегия Верховного Суда РФ мотивировала положениями ТК РФ, предоставляющего права организациям, не финансируемым из бюджета, по самостоятельному определению условий оплаты труда на основе принимаемых коллективных договоров, соглашений и прочих локальных актов (см. статью 135 ТК РФ) без обязательного руководства при этом едиными тарифно-квалификационными справочниками.
Несмотря на то, что свое определение Верховный Суд РФ построил на организациях внебюджетной сферы, указанные выше положения пункта 15 Постановления N 1145 признаны недействующими в полной мере, а потому право на совмещение должностей (профессий) имеют также руководители структурных подразделений и их заместители, занимающие должности в бюджетных учреждениях. При этом необходимо учитывать, что согласно положениями статей 135 и 145 ТК РФ соответствующие ограничения в бюджетных учреждениях могут быть установлены соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Наряду с этим, действующая в настоящее время редакция подпункта "а" пункта 15 Постановления N 1145 не допускает совмещение должностей работниками из числа руководителей предприятий, учреждений, организаций, их заместителей и помощников, и главных специалистов. Предметом рассмотрения на заседаниях Верховного Суда РФ и его Кассационной коллегии данная категория лиц не являлась, а потому следует считать, что ограничение их прав на совмещение должностей в настоящее время оставлено в силе.
Другим Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 марта 2003 года N КАС 03-25 были рассмотрены положения подпункта "а" абзаца 3 и абзаца 4 пункта 1 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 года N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства", в части ограничения прав на получение доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников лицами из числа штатных заместителей или помощников отсутствующих, а также прав главных инженеров на получение такой доплаты за период замещения отсутствующего руководителя.
По общим правилам, закрепленным в пункте 1 Разъяснения N 30/39, данные категории лиц обязаны в силу своих должностных обязанностей исполнять обязанности временно отсутствующих руководителей без дополнительной оплаты труда, с возможностью получения только премии на условиях и в размерах, установленных по должности замещаемого ими работника.
В своем Определении Кассационная коллегия Верховного Суда признала с 11 марта 2003 года не действующими положения Разъяснения N 30/39 в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, а также главного инженера предприятия, учреждения или организации. Одновременно с вынесением Определения N КАС 03-25 отменено ранее принятое решение Верхового Суда РФ от 1 ноября 2002 года (к сожалению номер решения редакции не известен), которым рассматриваемые положения Разъяснения N 30/39 были признаны соответствующими нормам действующего трудового законодательства.
В обоснование вынесенного определения Коллегия Верховного Суда РФ указала на недопустимость ограничений прав организаций, осуществляющих свою деятельность во внебюджетной сфере экономики, на самостоятельное установление и применение систем и условий труда работников, а также на ограничение прав заместителей и прочих категорий работников, длительное время замещающим отсутствующего руководителя, на оплату труда в соответствии с его сложностью, а также с количеством и качеством выполняемой работы.
Исходя из вышеизложенного, за время временного отсутствия руководителей указанные выше категории работников вправе получать как минимум разницу между их фактическим окладом и должностным окладом замещаемого работника, как это предусмотрено в Разъяснении N 30/39. В силу же положений статьи 151 ТК РФ по согласованию с работодателем может выплачиваться не разница в окладах, а доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах, согласованных сторонами трудовых отношений (в том числе и превышающая разницу в окладах).
При все этом необходимо учитывать, что несмотря на отмену соответствующих положений Разъяснений N 30/39, в бюджетных учреждениях права штатных заместителей или помощников руководителей и главных инженеров на получение указанной доплаты в силу положений статей 135 и 145 ТК РФ могут быть ограничены соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Если обращаться непосредственно к порядку установления доплат за совмещение профессий или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, то следует отметить, что такое совмещение (замещение) в обязательном порядке должно быть оформлено приказом руководителя (в отношении замещающих их лиц - до убытия руководителя) с указанием совмещаемой (замещаемой) профессии, объема дополнительной работы, размера доплаты и срока совмещения (замещения).
Оформление отмены или уменьшения доплаты за совмещение (замещение) следует производить также на основании приказа по организации.
Как уже отмечалось выше, размер доплаты определяется по соглашению сторон трудовых отношений. При этом, как правило, размер такой выплаты ограничивается экономией по фонду заработной платы по незанятой (временно или постоянно) совмещаемой должности. Однако размер доплаты может и превышать указанные ограничения за счет экономии по прочим вакантным должностям или дополнительных возможностей работодателя (владельца организации) по выделению средств на оплату труда.
Пример 1. Согласно штатному расписанию в юридическом отделе фирмы предусмотрены должности начальника отдела (должностной оклад 4 500 руб.) и юрисконсультов (4 должности, должностной оклад 3 600 руб.).
При наличии вакантных должностей юрисконсультов и необходимости выполнения обязанностей по ним, руководителю отдела может быть установлена доплата за совмещение должности юрисконсульта в зависимости от объема поручаемой работы и при условии выполнения обязанностей в полном объеме по основной должности начальника отдела.
Размер доплаты целесообразно установить в размере из расчета должностного оклада согласно штатному расписанию и объему порученной работы.
Так, при исполнении обязанностей по совмещаемой должности на уровне 40 процентов, размер доплаты может составит 1 440 руб. (3 600 руб. х 40%).
В любом случае, при наличии экономии по фонду заработной платы или дополнительных возможностей по увеличению данного фонда, размер доплаты может составить и большую сумму (например, в случае срочной необходимости выполнения обязанностей и т.п.).
Пример 2. Руководитель предприятия (должностной оклад 8 000 руб.) согласно штатной структуре имеет первого заместителя (должностной оклад 6 500 руб.) и двух заместителей (главный инженер, заместитель по финансам) (должностной оклад 6 200 руб.).
При уходе руководителя в отпуск, в случае болезни и прочих случаях временного отсутствия руководителя, исполнение его обязанностей может быть поручено любому из заместителей с установлением доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (доплаты за замещение).
Размер доплаты целесообразно устанавливать в виде разницы в окладах, с начислением на данную разницу ежемесячных премий.
Например, при исполнении обязанностей руководителя предприятия, находящегося в служебной командировке, первым заместителем в течение 5 рабочих дней (при общем количестве рабочих дней в месяце в 20 дней) размер доплаты может составить 375 руб. ((8 000 руб. - 6 500 руб.) / 20 х 5)).
В любом случае, за счет экономии по фонду заработной платы или возможности увеличения данного фонда, размер доплаты может составить и большую сумму.
И наоборот, если за временно отсутствующим работником сохраняется в полном объеме заработная плата, выплачиваемая из средств организации, или обязанности временно отсутствующего работника поручаются не в полном объеме, размер доплаты может быть и сокращен.
В.И. Александров
"Консультант бухгалтера", N 6, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru