Нижний Новгород |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А29-11702/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.09.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя истца и третьих лиц Тихоновой Н.В.
по доверенностям от 09.04.2018, 07.12.2016, 06.12.2016,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Управления Федерального казначейства по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.02.2018,
принятое судьей Кирьяновым Д.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018,
принятое судьями Сандаловым В.Г., Дьяконовой Т.М., Кормщиковой Н.А.,
по делу N А29-11702/2016
по иску федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 19
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми"
(ОГРН: 1021100739197, ИНН: 1102004334)
к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по
Республике Коми (ОГРН: 1021100514390, ИНН: 1101481447),
Федерального казначейства (ОГРН: 1047797019830, ИНН: 7710568760),
Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН: 1037739085636, ИНН: 7710168360)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Федеральная служба исполнения наказаний (ОГРН: 1047797031479, ИНН: 7706562710),
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми
(ОГРН: 1021100527744, ИНН: 1101465149),
и установил:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (далее - ФКУ ИК-19, Исправительная колония) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Федерального казначейства и Управления Федерального казначейства по Республике Коми (далее - УФК по Республике Коми) о взыскании 517 265 рублей 33 копеек убытков.
Решением суда от 28.02.2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017, иск удовлетворен: с Минфина России за счет средств федерального бюджета в пользу ФКУ ИК-19 взыскано 517 265 рублей 33 копейки убытков.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.10.2017 решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
В ходе нового рассмотрения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее - УФСИН по Республике Коми).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.02.2018 иск удовлетворен частично: с Российской Федерации в лице Минфина России в пользу ФКУ ИК-19 взыскано 515 759 рублей 12 копеек убытков и 13 306 рублей расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
УФК по Республике Коми не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 161, 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По мнению УФК по Республике Коми, казенное учреждение принимает обязательства не за счет своих собственных средств, а за счет средств бюджета. Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают от плательщиков в бюджет, минуя лицевой счет казенного учреждения, и являются доходом бюджета, а не казенного учреждения. Орган Федерального казначейства, принимая исполнительные листы, не возбуждает исполнительное производство и не совершает исполнительных действий, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Платежный документ может быть представлен в казначейство лишь по инициативе самого должника. Действий по принудительному списанию денежных средств УФК по Республике Коми не осуществляло. Перечисления были осуществлены Исправительной колонией добровольно на основании предъявленных в казначейство платежных поручений. Перечисление денежных средств взыскателю за пределами срока исполнения требований исполнительного листа в данном случае не порождает на его стороне неосновательного обогащения, при этом действия УФК по Республике Коми суды признали неправомерными и приводящими к возникновению убытков у истца. ФКУ ИК-19 в справке о неисполненных в отчетном году бюджетных обязательствах по состоянию на 01.01.2016 отразило задолженность по исполнительному листу, что в силу статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации служит основанием для выделения дополнительных бюджетных лимитов главным распорядителем, который данное требование закона не выполнил. Утверждение истца о полученном устном отказе со стороны главного распорядителя в выделении лимитов не подтверждено надлежащими доказательствами и противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заявитель жалобы также просил рассмотреть дело без участия его представителя.
Подробно доводы УФК по Республике Коми изложены в кассационной жалобе.
Представитель ФКУ ИК-19, ФСИН России и УФСИН по Республике Коми в судебном заседании возразил против доводов заявителя жалобы и просил оставить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций без изменения. Письменный отзыв истец и третьи лица не представили.
Министерство финансов и Федеральное казначейство, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30.08.2018 объявлялся перерыв до 10 часов 15 минут 06.09.2018.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.08.2012 по делу N А29-5343/2012 с ФКУ ИК-19 в пользу открытого акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" (далее - Общество) взыскано 392 032 рубля 56 копеек, в том числе 384 059 рублей 43 копейки долга и 7973 рубля 13 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 10 840 рублей 65 копеек; проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению и взысканию с Исправительной колонии исходя из суммы долга 384 059 рублей 43 копейки, начиная с 17.04.2012 в размере 8 процентов годовых по день фактической уплаты денежных средств. Выдан исполнительный лист от 17.09.2012 серия АС N 003047178.
На основании определения Арбитражного суда Республики Коми от 21.09.2015 по делу N А29-5343/2012 Обществу 02.10.2015 выдан дубликат названного исполнительного листа серия ФС N 006904167.
Общество 16.10.2015 предъявило дубликат исполнительного листа к исполнению в УФК по Республике Коми, решение Арбитражного суда от 06.08.2012 по делу N А29-5343/2012 исполнено.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2016 по делу N А29-10985/2015 действия УФК по Республике Коми по принятию исполнительного листа к исполнению и по направлению его на взыскание денежных средств признаны незаконными в связи с тем, что спорный исполнительный лист предъявлен к принудительному исполнению по истечении трехгодичного срока.
В претензии от 23.09.2016 N 12/19/13-4614 Исправительная колония предложила УФК по Республике Коми в течение 30 дней с момента получения претензии возместить причиненные убытки в сумме 517 265 рублей 33 копеек.
Отказ УФК по Республике Коми в возмещении убытков (письмо от 19.10.2016 N 07-16-10/3424) послужил основанием для обращения ФКУ ИК-19 в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе", Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2016 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исполнение спорного исполнительного листа в сумме 515 399 рублей 12 копеек произведено за счет средств, поступивших истцу от приносящей доход деятельности, и ввиду неправомерных действий УФК по Республике Коми спорная сумма является убытками истца.
Второй арбитражный апелляционный суд дополнительно руководствовался статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласился с выводами Арбитражного суда Республики Коми и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Суды установили, что судебными актами по делу Арбитражного суда Республики Коми N А29-10985/2015, имеющими преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, действия УФК по Республике Коми, а именно принятие исполнительного листа от 02.10.2015 серии ФС N 006904167 к исполнению и направление его на взыскание денежных средств, признаны незаконными.
Перечисление денежных средств в размере 517 265 рублей 31 копейки подтверждено платежными поручениями, свидетельствующими об исполнении требований исполнительного листа в сумме 515 399 рублей 12 копеек за счет средств, поступивших истцу от приносящей доход деятельности, и в сумме 1866 рублей 19 копеек - за счет бюджетных средств на финансирование расходов правоохранительных органов.
Денежные средства на исполнение указанного решения суда Исправительной колонии не выделялись. Возмещение необоснованно списанной суммы, в том числе в форме предоставления дополнительного финансирования на 2016, 2017 годы, истцу не производилось.
Суды указали, что внебюджетные доходы учреждения уголовно-исполнительной системы должны быть направлены исключительно на содержание такого учреждения сверх бюджетных ассигнований, то есть не могут быть изъяты собственником имущества для иных целей, поэтому доходы от хозяйственной деятельности в сумме 515 399 рублей 12 копеек, направленные на оплату исполнительного листа, не подлежавшего принудительному исполнению, являются для истца убытками.
На основании изложенного суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России в пользу ФКУ ИК-19 взыскано 515 759 рублей 12 копеек убытков.
Суды отказали во взыскании убытков в сумме 1866 рублей 19 копеек, поскольку данные средства перечислены не за счет доходов от хозяйственной деятельности.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (пункт 2 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Из приведенных норм права следует, что списание денежных средств по исполнительным документам, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, без ведома должника невозможно.
Судебными актами по делу Арбитражного суда Республики Коми N А29-10985/2015 действия УФК по Республике Коми установлено, что после поступления исполнительного листа серии ФС N 006904167 УФК по Республике Коми 20.10.2015 направило в адрес Исправительной колонии уведомление о поступлении на исполнение исполнительного документа и необходимости представления в течение десяти рабочих дней, в том числе, платежных документов на перечисление денежных средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Вместе с тем судами в рамках настоящего дела не установлено и материалы дела не содержат доказательств того, что ФКУ ИК-19 заявило ответчику возражения относительно предъявления к исполнению исполнительного листа за пределами установленного законом срока, а УФК по Республике Коми на основании пункта 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации приостанавливало операции по расходованию средств на лицевых счетах должника.
Напротив, в материалы дела представлены заявки на кассовый расход, составленные Исправительной колонией, которая в графе "назначение платежа" указала код классификации расходов бюджетов для списания денежных средств во исполнение требований исполнительного листа.
Таким образом, вывод судов о наличии причинно-следственной связи между убытками ФКУ ИК-19 и признанными незаконными действиями УФК по Республике Коми, выразившимися в принятии исполнительного листа к исполнению и его направлении на взыскание денежных средств, сделан без учета статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не соответствует представленным в дело доказательствам.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие причинно-следственной связи между действиями УФК по Республике Коми и возникшими у ФКУ ИК-19 убытками является основанием для отказа в удовлетворении иска, в связи с чем на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.02.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 подлежат отмене, кассационная жалоба УФК по Республике Коми - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска подлежат отнесению на ФКУ ИК-19.
Вопрос о распределении расходов на уплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационных жалоб не рассматривался, поскольку УФК по Республике Коми на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты (пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Руководствуясь статьями 287 (пункт 2 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Коми удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми 19.02.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 по делу N А29-11702/2016 отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" убытков в сумме 515 759 рублей 12 копеек и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 13 306 рублей.
Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" в удовлетворении иска в указанной части отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, отнести на Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми".
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Коми 19.02.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 по делу N А29-11702/2016 оставить без изменения.
Поручить Арбитражному суду Республики Коми рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения Арбитражного суда Республики Коми от 19.02.2018 по делу N А29-11702/2016.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие причинно-следственной связи между действиями УФК по Республике Коми и возникшими у ФКУ ИК-19 убытками является основанием для отказа в удовлетворении иска, в связи с чем на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.02.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 подлежат отмене, кассационная жалоба УФК по Республике Коми - удовлетворению.
...
Решение Арбитражного суда Республики Коми 19.02.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 по делу N А29-11702/2016 отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" убытков в сумме 515 759 рублей 12 копеек и расходов по уплате государственной пошлины в сумме 13 306 рублей.
...
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Коми 19.02.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 по делу N А29-11702/2016 оставить без изменения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 сентября 2018 г. N Ф01-3670/17 по делу N А29-11702/2016
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3670/17
23.05.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2642/18
19.02.2018 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-11702/16
17.10.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3670/17
23.05.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2815/17
28.02.2017 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-11702/16