Управленческий аудит реализации готовой продукции
Управленческий аудит в России возник в связи с созданием крупных производственных предприятий и холдингов, развитием управленческого учета, повышением роли внешнего и внутреннего аудита и другими причинами.
Поэтому наряду с разработкой и внедрением методик проведения аудиторских проверок достоверности финансовой отчетности организаций представляется необходимым постепенное решение относительно новых вопросов управленческого аудирования.
Оценка управленческих систем производственных предприятий, т.е. управленческий аудит, приобретает особую актуальность в условиях обострения конкуренции между хозяйственными субъектами.
Управленческий аудит может осуществляться как внутренними, так и внешними аудиторами. Управленческий аудит, выполняемый независимыми (внешними) аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту, оказываемых в целях повышения эффективности использования ресурсов организации и достижения намеченных целей в области управленческого учета.
По нашему мнению, можно выделить три главные цели управленческого аудита:
- оценка эффективности систем управления организацией;
- выявление "узких мест" (например, внутрифирменных рисков организационной структуры системы реализации готовой продукции);
- разработка рекомендаций по совершенствованию систем управления.
Основные задачи управленческого аудита - совершенствование организации и управления предприятием и качественных сторон производственной деятельности, а также выявление скрытых внутрихозяйственных резервов и разработка путей повышения эффективности системы внутрихозяйственного расчета.
В систему управления реализацией готовой продукции входит множество подсистем. Следует выделить две основные подсистемы - сбытовая политика организации и аудиторские процедуры реализации готовой продукции. Поэтому применительно к системе реализации готовой продукции задачи управленческого аудита, на наш взгляд, можно сформулировать следующим образом:
- оценка эффективности сбытовой политики организации;
- оценка эффективности и целесообразности процедур контроля реализации.
В модели аудиторской оценки эффективности управления реализацией готовой продукции необходимо выделить объект аудирования, критерии эффективности состояния или функционирования объекта аудирования и собственно методику аудита. Предлагаемая модель должна быть конкретизирована исходя из специфики аудируемой организации.
В соответствии с задачами управленческого аудита методику проверки целесообразно разбить на два этапа - управленческий аудит сбытовой политики организации и управленческий аудит процедур контроля реализации готовой продукции.
На первом этапе проверяются несколько позиций.
Политика товародвижения. Объектами аудита выступают структуры товародвижения, формы товародвижения, направления прямого сбыта и др. Анализируется соответствие организационных документов целям предприятия (каковыми могут быть, например, увеличение доли рынка, определение объема реализации и т.п.) и разработанным рекомендациям по оптимизации политики товародвижения. При этом необходимо использовать аналитические данные службы логистики и отдела маркетинга.
Стратегия реализации. Объектом аудита является сбытовая стратегия, включающая ряд характеристик - уровень цен, уровень затрат производства, нацеленность на определенные сегменты рынка и др. Аудитор сопоставляет соответствующие организационные документы и цели организации; строит БКГ*(1), выявляет отклонения от принятых организацией сбытовых стратегий по отдельным видам продукции; разрабатывает предложения по совершенствованию стратегии реализации готовой продукции.
Ценовая политика. Объектом аудирования выступает стратегия ценообразования на виды продукции.
Товарная политика. Объект аудита - структура товарного ассортимента. Методика управленческого аудита товарной политики аналогична методике аудита сбытовой стратегии.
Инкассационная политика. Объектом аудита является дебиторская задолженность.
Рекламная политика. Объект аудита - реклама. Поскольку рекламная политика является составной частью маркетинговой политики, то одно из важных направлений анализа представляет собой выяснение у руководства отдела маркетинга применяемых методов определения рекламных расходов и направлений рекламных воздействий. Аудитор также анализирует масштабность рекламы и эффективность каналов ее распространения по каждой товарной группе, объемы продаж в зависимости от масштабов и типов рекламных мероприятий, формирует рекомендации по совершенствованию рекламной политики.
Политика транспортировки продукции. Объект аудита - поставка (транспортировка) готовой продукции покупателям. Осуществляется анализ расчетов по оптимизации форм транспортировки, маршрутов перевозок и параметров поставок.
Организационные аспекты сбыта. Объектами аудита являются: структура управления сбытом; регламентация деятельности по реализации продукции; система планирования сбыта; система контроля издержек, связанных с реализацией; система управления коммерческими, финансовыми и внутрифирменными рисками.
В целях контроля за соответствием отдельных положений принятой сбытовой политики изменяющимся внешним и внутренним условиям представляется целесообразным проводить регулярные заседания с обсуждением контроля за эффективностью сбытовой политики.
На втором этапе проверяются следующие позиции.
Договоры поставки, заключенные с покупателями. Аудитор контролирует соответствие договоров поставки установленным законодательством правилам, а также знакомится с условиями поставки продукции, указанными в договорах. Проверяется наличие подписей должностных лиц на всех экземплярах товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, счетах.
Заказы на поставку продукции. Способом выборочной проверки осуществляется контроль за соответствием заказов (по документам) необходимым условиям поставки.
Отражение в бухгалтерском учете реализации продукции. Проверяются счета-фактуры, книги продаж и покупок. Кроме того, аудитор контролирует правильность установления цен по каждому виду реализованной продукции.
Расчеты с покупателями за полученную продукцию. Проверяются достоверность данных аналитического учета расчетов с покупателями, правильность списания неистребованной задолженности, дебиторской задолженности; акты сверки дебиторской задолженности.
В целях совершенствования управленческого аудита реализации готовой продукции необходимо разрабатывать синтетические и аналитические регистры, а также рабочие документы аудитора.
Ниже приведен пример рабочего документа аудитора, в котором указаны выявленные в ходе управленческого аудита отклонения.
Рабочий документ аудитора
Аудит операций по готовой продукции (счет 43 "Готовая продукция")
Организация ОАО "Лотос"
Аудитор Логинов В.А.
Проверяемый период 1.01.03 г. - 10.07.03 г.
Дата начала проверки 26.07.03 г.
Дата окончания проверки 26.09.03 г.
N п/п |
Характер нарушений | Влияние нарушений на достоверность бухгалтерс- кой отчетности, налогообложение и соблюдение законодательства |
1 | Отсутствие некоторых договоров поставки |
Низкий уровень внутреннего контроля Недостоверность данных синтетического и анали- тического учета готовой продукции Искажение управленческой отчетности |
2 | Наличие невостребо- ванной дебиторской задолженности |
Искажение бухгалтерской отчетности Искажение данных управленческого учета Нарушение платежно-расчетной дисциплины |
3 | Наличие арифметичес- ких ошибок в счетах- фактурах |
Искажение данных синтетического и аналитичес- кого учета реализации готовой продукции |
4 | Отсутствие актов сверки дебиторской задолженности |
Нарушение документального оформления расчетов с покупателями Искажение данных управленческого учета и от- четности |
Итоговым этапом аудиторской проверки хозяйственных операций, связанных с поступлением и выбытием готовой продукции, являются обобщение результатов аудита, анализ систем бухгалтерского и управленческого учета, системы внутреннего контроля. По обобщенным результатам аудитор подготавливает предложения и рекомендации по совершенствованию проверенных систем.
О.А. Александров,
Московский университет потребительской кооперации
"Аудиторские ведомости", N 8, август 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) БКГ (Бостонская консультационная группа) - инструмент для оценки конкурентного положения на рынке по отдельным видам продукции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а