г. Нижний Новгород |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А82-16777/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.01.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.07.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по делу N А82-16777/2022
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница" (ИНН: 7606028790, ОГРН: 1027600845117)
о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ярославской области (ИНН: 7604032150, ОГРН: 1027600685320),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области (ИНН: 7606000386, ОГРН: 1027600839639),
и установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница" (далее - Учреждение, Больница) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ярославской области (далее - Казначейство, Управление) от 15.07.2022 N 71-14-02/34/2112 в части пунктов 3, 4 и соответствующего им требования о возврате средств обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 рублей, использованных не по целевому назначению, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее - Территориальный фонд).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.07.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили часть 7 статьи 33 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", подпункт 8 пункта 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, пункт 10.2.6 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н. По его мнению, оплата расходов на обучение немедицинского персонала, состоящего в штате Учреждения, должна производиться за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в составе статьи "Прочие работы, услуги", поскольку соответствующие затраты включены в тариф на оплату медицинской помощи. Кроме того, заявитель указывает на отсутствие у Казначейства компетенции на проведение проверки в отношении Учреждения, которое не могло выступать объектом контроля по теме контрольного мероприятия.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Казначейство провело плановую выездную проверку осуществления Учреждением расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда ОМС и федерального бюджета, за 2020, 2021 годы, по результатам которой составило акт от 31.05.2022.
Больница включена в единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС (реестровый номер - 760052).
В соответствии с пунктом 6.4 Устава Учреждения, утвержденного приказом Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 18.05.2015 N 810, источниками формирования финансовых ресурсов Учреждения являются субсидии из областного бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнением работ), субсидии из областного бюджета на иные цели в случаях и в порядке, установленном Правительством Ярославской области, бюджетные инвестиции из областного бюджета в случаях и в порядке, установленном Правительством Ярославской области, средства областного бюджета на исполнение публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, доходы бюджетного учреждения, полученные от выполнения работ, оказания услуг, относящихся к основным видам деятельности бюджетного учреждения, за плату, доходы от сдачи в аренду имущества в установленном порядке, иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
План финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2021 год с указанием планового объема поступлений денежных средств, включающих в себя доходы от оказания услуг, работ, компенсаций затрат учреждений, в том числе субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания за счет средств бюджета публично-правового образования, создавшего учреждение, доходы от оказания платных услуг, доходы от оказания услуг по программе ОМС, доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия, безвозмездные денежные поступления, поступления текущего характера бюджетным учреждениям от сектора государственного управления, поступления текущего характера от иных резидентов, поступления капитального характера бюджетным учреждениям от сектора государственного управления, доходы от операций с активами, утвержден 30.12.2020.
Для осуществления финансово-хозяйственной деятельности Учреждение имеет лицевые счета: для учета операций со средствами ОМС; для учета операций со средствами бюджетных учреждений; для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение; для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из областного бюджета в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.
В ходе проверки Казначейство установило, что в 2021 году Больница за счет средств ОМС оплатила расходы на обучение пяти работников из числа административно-технического и управленческого персонала по дополнительным профессиональным программам "Тепловые установки", "Сосуды ИТР", "Электробезопасность" в соответствии с договором на обучение по дополнительным профессиональным программам от 11.05.2021 N 293, заключенным между Больницей (заказчик) и частным учреждением дополнительного профессионального образования учебный комбинат "Профессионал" (исполнитель) (составлены акты приемки оказанных услуг на общую сумму 12 000 рублей, оплата по договору произведена платежным поручением от 20.05.2021 N 3479, работникам выданы справки о прохождении обучения с проставлением отметок в имеющихся у работников удостоверениях).
Кроме того, в 2021 году Учреждение за счет средств ОМС оплатило расходы на обучение двух фармацевтов аптеки (должности фармацевтических работников поименованы в разделе II Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н и действующей в спорный период) по образовательной программе повышения квалификации "Правила отпуска лекарственных препаратов в аптечной организации" в соответствии с договором об оказании услуг от 13.05.2021 N 12, заключенным между Больницей (заказчик) и автономной некоммерческой организацией дополнительного образования Центр повышения квалификации "Юнико-фарм" (исполнитель) (составлен акт приемки оказанных услуг на сумму 5000 рублей, оплата по договору произведена платежным поручением от 18.05.2021 N 3421, работникам выданы удостоверения о повышении квалификации).
В обоих случаях работники, направленные Учреждением на обучение по образовательным программам дополнительного профессионального образования за счет средств ОМС, не являлись медицинскими работниками.
На основании изложенного Казначейство пришло к выводу о том, что Учреждение в 2021 году допустило нецелевое использование средств ОМС в общей сумме 17 000 рублей, выразившееся в оплате расходов на обучение по дополнительным профессиональным программам персонала, не относящегося к медицинским работникам, о чем указало в пунктах 3 и 4 представления от 15.07.2022 N 71-14-02/34/2112, выданного по итогам проведения проверки в адрес Больницы.
Данным представлением Учреждению по нарушениям, указанным в пунктах 3, 4 представления, предложено возвратить в бюджет Территориального фонда с последующим восстановлением в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования средства ОМС в сумме 17 000 рублей, использованные не по целевому назначению.
Не согласившись с выводами Казначейства о нецелевом использовании средств ОМС в названной части, Больница обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 147, 166.1, 265, 266.1, 269.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 15, 30, 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, Арбитражный суд Ярославской области признал оспариваемое представление Казначейства законным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. К бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации относится бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В пункте 1 статьи 147 БК РФ установлено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 166.1 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными БК РФ, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В силу пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
В статье 266.1 БК РФ определены объекты государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся государственные (муниципальные) учреждения, юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении ОМС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений; контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета).
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, по результатам которых объектам контроля направляются, в том числе представления.
Как следует из статьи 270.2 БК РФ, под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение тридцати календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2).
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) контроль за использованием средств ОМС, обеспечивающих осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 326-ФЗ полномочий, проводится Федеральным фондом, Федеральным казначейством, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суды сделали правильный вывод о том, что проведение в отношении Учреждения, являющегося объектом государственного финансового контроля, спорной проверки, по результатам которой было выдано представление от 15.07.2022 N 71-14-02/34/2112, не выходило за пределы полномочий Управления. Доводы Учреждения об обратном основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных Законом N 326-ФЗ.
При этом в силу прямого указания пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ (часть 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ).
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС утверждена в составе Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н).
В расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 192 Правил N 108н).
Постановлением Правительства Ярославской области от 30.12.2020 N 1055-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Ярославской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которая применительно к структуре тарифа на оплату медицинской помощи содержит аналогичные изложенным положения (пункты 6 - 6.2 приложения N 2 к Территориальной программе).
На территории Ярославской области 29.12.2020 заключено Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе ОМС, на 2021 год (далее - Тарифное соглашение на 2021 год), в разделе 3 которого предусмотрены размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи.
Согласно разделу 3 Тарифного соглашения на 2021 год структура тарифов на оплату медицинской помощи и состав компенсируемых расходов по направлениям расходования средств ОМС медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы ОМС на территории Ярославской области, определяются статьей 35 Закона N 326-ФЗ в части перечня страховых случаев и структуры тарифа, положениями главы XII Правил N 108н, положениями разделов IV и V постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.2020 N 11-7/И/2-20700 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Казначейство признало нецелевым расходование Учреждением средств ОМС на оплату услуг по обучению немедицинского персонала по дополнительным профессиональным программам.
Учитывая, что спорные расходы произведены Учреждением на обучение сотрудников, трудовые обязанности которых непосредственно не связаны с медицинской деятельностью, структура тарифа на оплату медицинской помощи не включает в себя расходы на оплату услуг по обучению немедицинского персонала по дополнительным профессиональным программам, суды сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае Учреждение не имело право производить компенсацию таких расходов за счет средств ОМС.
Довод Учреждения о том, что согласно пункту 10.2.6 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н, на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" относятся расходы на оплату обучения на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов, подлежит отклонению, поскольку это не исключает обязанность медицинской организации использовать средства ОМС только на те расходы, которые входят в расчет тарифа на оплату медицинской помощи.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Учреждению в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным представления Казначейства в оспариваемой части.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.07.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по делу N А82-16777/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая онкологическая больница" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разделу 3 Тарифного соглашения на 2021 год структура тарифов на оплату медицинской помощи и состав компенсируемых расходов по направлениям расходования средств ОМС медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы ОМС на территории Ярославской области, определяются статьей 35 Закона N 326-ФЗ в части перечня страховых случаев и структуры тарифа, положениями главы XII Правил N 108н, положениями разделов IV и V постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.2020 N 11-7/И/2-20700 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
...
Довод Учреждения о том, что согласно пункту 10.2.6 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н, на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" относятся расходы на оплату обучения на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов, подлежит отклонению, поскольку это не исключает обязанность медицинской организации использовать средства ОМС только на те расходы, которые входят в расчет тарифа на оплату медицинской помощи."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 января 2024 г. N Ф01-8780/23 по делу N А82-16777/2022