г. Нижний Новгород |
|
16 ноября 2018 г. |
Дело N А39-29/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.11.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Чернышова Д.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.05.2018, принятое судьей Волковой Е.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2018, принятое судьями Смирновой И.А., Кириловой Е.А., Протасовым Ю.В., по делу N А39-29/2018
по заявлению администрации Степановского сельского совета Лунинского района Пензенской области
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
о признании недействительными решений, изложенных в письмах от 09.11.2017 N 11508 и 16.11.2017 N 11870,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
и установил:
администрация Степановского сельского совета Лунинского района Пензенской области (далее - Администрация) обратилась с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Республики Мордовия к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Управление Росимущества) о признании недействительными решений ответчика, изложенных в письмах от 09.11.2017 N 11508 и 16.11.2017 N 11870, об отказе в передаче земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность муниципального образования Степановский сельсовет Лунинского района Пензенской области; об обязании Управления Росимущества устранить допущенные нарушения путем передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность Степановского сельсовета Лунинского района Пензенской области земельных участков: с кадастровым номером 58:16:0000000:40, площадью 60990000 кв. м, по адресу: обл. Пензенская, р-н Лунинский; с кадастровым номером 58:16:0630101:69, площадью 4204 кв. м, по адресу: обл. Пензенская, р-н Лунинский, с. Михайловка, ул. Дорожная, д. 22А, участок 3; с кадастровым номером 58:16:0630101:70, площадью 3590 кв. м, по адресу: обл. Пензенская, р-н Лунинский, с. Михайловка, ул. Молодежная, д. 33, участок 3; с кадастровым номером 58:16:0650101:21, площадью 10 048 кв. м, по адресу: обл. Пензенская, р-н Лунинский, с. Чирково, ул. Рабочая, д. 25, участок 1; с кадастровым номером 58:16:0650101:3, площадью 4094 кв. м, по адресу: обл. Пензенская, р-н Лунинский, с. Чирково, ул. Рабочая, д. 25А, участок 3; с кадастровым номером 58:16:0650101:4, площадью 4134 кв. м, по адресу: обл. Пензенская, р-н Лунинский, с. Чирково, ул. Рабочая, д. 25А, участок 2.
Заявленные требования основаны на статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьях 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и мотивированы несоответствием оспариваемых решений требованиям земельного законодательства, а также нарушением прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 23.05.2018 прекратил производство по делу в части требования о признании недействительным решения, изложенного в письме от 16.11.2017 N 11870, об отказе в передаче земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:16:0650101:21, площадью 10 048 кв. м, по адресу: обл. Пензенская, р-н Лунинский, с. Чирково, ул. Рабочая, д. 25, участок 1, в собственность муниципального образования Степановский сельсовет Лунинского района Пензенской области, в связи с отказом Администрации от требования в указанной части. Остальные требования заявителя суд первой инстанции удовлетворил.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 22.08.2018 оставил решение Арбитражного суда Республики Мордовия без изменения.
Руководствуясь статьями 199 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39.30 и 39.31 ЗК РФ, статьями 5 и 45 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 221 "О кадастровой деятельности" (ранее - Закон N 221), суд пришел к выводам о незаконности оспариваемых решений и нарушении ими прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Управление Росимущества полагает, что суд ошибочно усмотрел правовые основания для удовлетворения заявления Администрации; указывает на отсутствие у ответчика полномочий для принятия решений о передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность; ссылается на непредставление Администрацией всех документов, необходимых для принятия решения о передаче участков (в частности, проекта межевания территории или схемы расположения участков), и отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемыми решениями.
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства участники процесса не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, глава Степановского сельсовета Лунинского района Пензенской области в соответствии со статьями 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации письмами от 07.04.2017 N 15/01-13 и 16/01-13 обратился в Управление Росимущества с заявлением о передаче в муниципальную собственность Степановского сельсовета Пензенского района Пензенской области земельных участков: с кадастровым номером 58:16:0000000:40, площадью 60990000 кв. м, по адресу: обл. Пензенская, р-н Лунинский; с кадастровым номером 58:16:0630101:69, площадью 4204 кв. м, по адресу: обл. Пензенская, р-н Лунинский, с. Михайловка, ул. Дорожная, д. 22А, участок 3; с кадастровым номером 58:16:0630101:70, площадью 3590 кв. м, по адресу: обл. Пензенская, р-н Лунинский, с.Михайловка, ул. Молодежная, д. 33, участок 3; с кадастровым номером 58:16:0650101:3, площадью 4094 кв. м, по адресу: обл. Пензенская, р-н Лунинский, с. Чирково, ул. Рабочая, д. 25А, участок 3; с кадастровым номером 58:16:0650101:4, площадью 4134 кв. м, по адресу: обл. Пензенская, р-н Лунинский, с. Чирково, ул. Рабочая, д. 25А, участок 2.
В письме от 28.04.2017 N 01/2094 Управление Росимущества отказало администрации в передаче земельных участков с кадастровыми номерами 58:16:0000000:40, 58:16:0630101:69, 58:16:0630101:70, 58:16:0650101:3, 58:16:0650101:4 в собственность муниципального образования в связи с непредставлением утвержденного проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка в соответствии с пунктом 7 статьи 39.31 ЗК РФ, поскольку в соответствии с выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости N 58/001/004/2017-17026, 58/001/004/2017-17053, 58/001/004/2017-17077, 58/001/004/2017-17058, 58/001/004/2017-17074 границы указанных земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Глава Степановского сельсовета Лунинского района Пензенской области 19.10.2017 повторно письмами N 39/01-13 и 40/01-13 обратился в Управление Росимущества с просьбой о передаче в муниципальную собственность Степановского сельсовета Лунинского района Пензенской области спорных земельных участков.
В письмах от 09.11.2017 N 11508 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:16:0000000:40), от 16.11.2017 N 11870 (в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 58:16:0630101:69, 58:16:0630101:70, 58:16:0650101:3, 58:16:0650101:4) Управление Росимущества отказало в передаче спорных земельных участков по тем же основаниям.
Посчитав решения Управления Росимущества не соответствующими действующему законодательству и нарушающими ее права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ).
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 3 статьи 214 и часть 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, согласно пункту 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
На основании пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), территориальный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с указанным Положением.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 460 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области.
Согласно пункту 1 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 460, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области.
В пункте 4.1.15 указанного Положения установлено, что территориальный орган осуществляет действия по приобретению в установленном порядке в федеральную собственность земельных участков площадью равной либо меньшей 10 гектаров, а также по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков указанной площади в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, а в случае приобретения в федеральную собственность либо передачи в собственность субъектов или муниципальную собственность земельных участков свыше 10 гектаров территориальный орган осуществляет такие действия по поручению Росимущества.
Относительно настоящего спора именно Управление Росимущества, являющееся федеральным органом исполнительной власти, наделено соответствующими полномочиями по рассмотрению заявлений о передаче находящихся в федеральной собственности в муниципальную собственность земельных участков.
В связи с указанным обстоятельством довод заявителя об обратном суд округа отклонил, как несостоятельный.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц.
Случаи, при которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, определены в подпунктах 1-13 пункта 2 статьи 39.30 ЗК РФ.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьей 39.31 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее - решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 5 статьи 39.31 ЗК РФ).
В силу пункта 7 статьи 39.31 ЗК РФ решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований: 1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса; 2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; 3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 и 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Из материалов дела усматривается, что решением собрания представителей Лунинского района Пензенской области от 29.08.2017 N 1021-86/3 утверждены Правила землепользования и застройки Степановского сельсовета Лунинского района Пензенской области, в соответствии с которыми спорные земельные участки расположены в границах сельского поселения Степановского сельсовета Лунинского района Пензенской области.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 58:16:0000000:40, 58:16:0630101:69, 58:16:0630101:70, 58:16:0650101:3, 58:16:0650101:4 поставлены на кадастровый учет соответственно 22.06.2006, 20.08.2004, 20.08.2004, 20.08.2004, 20.08.2004, категория земель: для земельного участка с кадастровым номером 58:16:0000000:40 - земли сельскохозяйственного назначения, для остальных - земли населенных пунктов; графа особые отметки: границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Граница земельного участка пересекает границы иных земельных участков; правообладатель: Российская Федерация.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.31 ЗК РФ к передаче могут быть заявлены земельные участки, которые необходимо образовать. В этом случае к заявлению о передаче земельного участка должен быть приложен утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости).
В части 1 статьи 5 Закона N 221 установлено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона N 221 государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" или в переходный период его применения признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ранее учтенные объекты недвижимости).
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества (часть 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости").
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка (пункт 8 статьи 39.31 ЗК РФ).
Суд установил, что в выписках из Единого государственного реестра недвижимости в графе "статус записи о земельном участке" указано, что сведения об объекте имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Наличие у земельных участков кадастровых номеров (дата присвоения кадастровых номеров - 22.06.2006, 20.08.2004) подтверждает существование спорных участков как объектов недвижимости.
В соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценил представленную в материалы дела доказательственную базу и пришел к правильному выводу о том, что Администрация представила ответчику все документы, необходимые для безвозмездной передаче спорных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росимущества доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий для передачи участков Администрации, в материалы дела не представило.
Оспариваемые решения об отказе в передаче заявителю в муниципальную собственность спорной недвижимости приняты вопреки требованиям статей 39.30 и 39.31 ЗК РФ, что повлекло за собой нарушение прав указанного лица, которое выразилось в неполучении заявителем того, на что он вправе был рассчитывать в силу закона.
В связи с указанными обстоятельствами суд обоснованно указал на отсутствие правовых оснований для отказа в безвозмездной передаче названных выше земельных участков в собственность муниципального образования Степановский сельсовет Лунинского района Пензенской области, правомерно признал оспариваемые отказы, выраженные в соответствующих письмах, незаконными и обоснованно обязал Управление Росимущества устранить допущенные нарушения путем принятия решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования Степановский сельсовет Лунинского района Пензенской области спорных земельных участков.
Суд кассационной инстанции не принял во внимание доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Администрация не представила ответчику комплект документов, необходимых для принятия решения о передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность, и об отсутствии доказательств нарушения оспариваемыми решениями прав Администрации, поскольку они направлены на переоценку имеющейся в материалах дела доказательственной базы, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о взыскании с заявителя кассационной жалобы государственной пошлины суд не рассматривал, поскольку ответчик освобожден от ее уплаты в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.05.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2018 по делу N А39-29/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка (пункт 8 статьи 39.31 ЗК РФ).
...
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росимущества доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий для передачи участков Администрации, в материалы дела не представило.
Оспариваемые решения об отказе в передаче заявителю в муниципальную собственность спорной недвижимости приняты вопреки требованиям статей 39.30 и 39.31 ЗК РФ, что повлекло за собой нарушение прав указанного лица, которое выразилось в неполучении заявителем того, на что он вправе был рассчитывать в силу закона.
...
Вопрос о взыскании с заявителя кассационной жалобы государственной пошлины суд не рассматривал, поскольку ответчик освобожден от ее уплаты в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 ноября 2018 г. N Ф01-4991/18 по делу N А39-29/2018