г. Нижний Новгород |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А28-3033/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Кировской области от 16.06.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 по делу N А28-3033/2022
по заявлению Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кировская клиническая офтальмологическая больница" (ИНН: 4347035511, ОГРН: 1034316547627)
о признании частично недействительными акта плановой комплексной проверки государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования от 11.02.2022 и требования от 03.03.2022 N 1758/03,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировская городская больница N 2",
и установил:
Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировская клиническая офтальмологическая больница" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными акта государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) от 11.02.2022 в части вывода, касающегося нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 653 805 рублей 27 копеек, а также требования от 03.03.2022 N 1758/03 о восстановлении в бюджет Фонда 2 653 805 рублей 27 копеек, использованных не по целевому назначению, и об уплате 287 796 рублей 14 копеек штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировская городская больница N 2" (далее - Больница N 2).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 16.06.2023 заявленные требования удовлетворены частично: акт Фонда от 11.02.2022 и требование от 03.03.2022 N 1758/03 признаны недействительными в части вывода о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 807 110 рублей 77 копеек и требования о возмещении средств обязательного медицинского страхования в указанной сумме, а также в части требования об уплате штрафа в сумме 277 087 рублей 63 копеек. Производство по делу по требованиям о признании недействительными акта от 11.02.2022 и требования от 03.03.2022 N 1758/03 в части вывода о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 220 379 рублей прекращено в связи с отказом Учреждения от требований в данной части.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 решение суда оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами в части удовлетворения требования Учреждения о признании недействительными акта от 11.02.2022 в части вывода о нецелевом расходовании 69 182 рублей 39 копеек средств обязательного медицинского страхования, а также требования от 03.03.2022 N 1758/03 в части вывода о возмещении 69 182 рублей 39 копеек и уплаты 6918 рублей 24 копеек штрафа и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применил статьи 30, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, Учреждение допустило нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования. В рассматриваемом случае дезинфицирующие средства и изделия медицинского назначения были приобретены Учреждением за счет средств обязательного медицинского страхования для целей оказания медицинской помощи и должны быть направлены на эти цели именно данной медицинской организацией.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Фонда; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Больница N 2 отзыв на кассационную жалобу не представила в суд округа.
Фонд и Больница N 2, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителя в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалуемой части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел комплексную проверку Учреждения по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2020 по 31.12.2021, результаты которой отразил в акте от 11.02.2022.
В ходе проверки Фонд выявил, в том числе, использование Учреждением средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в размере 69 182 рублей 39 копеек. Проверяющими установлено, что Учреждение за счет средств обязательного медицинского страхования прибрело дезинфицирующие средства и изделия медицинского назначения и передало их иному лечебному учреждению - Больнице N 2.
Согласно акту проверки от 11.02.2022 Учреждению предложено восстановить в бюджет Фонда средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, а также уплатить штраф по части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Фонд также выставил Учреждению требование от 03.03.2022 N 1758/03 о восстановлении в бюджет Фонда, в том числе, 69 182 рублей 39 копеек, использованных не по целевому назначению, и об уплате 6918 рублей 24 копеек штрафа.
Учреждение частично не согласилось с актом и требованием Фонда и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 10, 38, 144, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 20, 30, 34, 35, 39 Закона N 326-ФЗ, Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2021 N 255н, Правилами N 108н, Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Государственном строительном комитете СССР от 23.11.1988 N 312, Арбитражный суд Кировской пришел к выводу, что Учреждение не допустило нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования в спорной сумме, в связи с чем удовлетворило заявленное требование в обжалуемой части.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно части 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ определено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно пункту 192 Правил N 108н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, а также затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: 1) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 2) затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); 3) затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 4) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что распоряжением Министерства здравоохранения Кировской области от 09.10.2020 N 658 "О перепрофилировании медицинских организаций для оказания медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией COVID-19" в целях оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией COVID-19 с 11.10.2020 до особого распоряжения главному врачу Больницы N 2 было предписано открыть 180 коек круглосуточного стационара по профилю "инфекционные" в отделении для больных коронавирусной инфекцией по адресу местонахождения Учреждения. Руководителям больниц предписано провести подготовительные работы, необходимые для реализации указанных мероприятий.
На основании акта приема-передачи от 09.10.2020 Учреждение передало Больнице N 2 дезинфицирующие средства и изделия медицинского назначения, приобретенные за счет средств обязательного медицинского страхования.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, приняв во внимание, что переданные дезинфицирующие средства и изделия медицинского назначения были использованы Больницей N 2 по назначению - для оказания медицинской помощи пациентам с диагнозом COVID-19, находящимся на лечении в стационаре, открытом на базе помещений Учреждения; передача материальных запасов осуществлялась в условиях срочного исполнения распоряжения Министерства здравоохранения Кировской области от 09.10.2020 N 658 и была обусловлена необходимостью оперативного и эффективного использования материальных запасов в условиях сложной эпидемиологической и организационно-финансовой обстановки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в рассматриваемом случае со стороны Учреждения отсутствует нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования.
Доводы Фонда об обратном вывод судов не опровергают.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Учреждением требование в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 16.06.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023 по делу N А28-3033/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 192 Правил N 108н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, а также затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: 1) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 2) затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); 3) затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); 4) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 февраля 2024 г. N Ф01-8824/23 по делу N А28-3033/2022