Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 16 февраля 2010 г. N 131-ПП
Городская целевая программа
"Комплексная программа обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010 - 2011 годы"
1. Паспорт программы
Наименование Программы |
Городская целевая программа "Комплексная программа обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010 - 2011 годы" |
|||||
Основание для разработки Программы |
Доктрина продовольственной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 N 120 |
|||||
|
Закон города Москвы от 12 июля 2006 г. N 39 "О продовольственной безопасности города Москвы" Постановление Правительства Москвы от 11 августа 2009 г. N 774-ПП "О практике совместной работы Правительства Москвы и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по развитию отечественного агропромышленного комплекса" |
|||||
Государственный заказчик |
Департамент торговли и услуг города Москвы - с 2011 года |
|||||
Персональный руководитель Программы - Орлов М.О. | ||||||
Разработчики Программы |
Департамент торговли и услуг города Москвы и иные органы исполнительной власти города Москвы |
|||||
ЗАО "Оптконсалт" | ||||||
Ответственные исполнители Программы |
Департамент торговли и услуг города Москвы |
|||||
Департамент науки и промышленной политики города Москвы | ||||||
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы | ||||||
Департамент экономической политики и развития города Москвы | ||||||
Департамент финансов города Москвы | ||||||
Департамент имущества города Москвы | ||||||
Департамент земельных ресурсов города Москвы | ||||||
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы | ||||||
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | ||||||
Департамент труда и занятости населения города Москвы | ||||||
Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы | ||||||
Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы | ||||||
Департамент информационных технологий города Москвы | ||||||
Комитет ветеринарии города Москвы | ||||||
Государственная инспекция города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия | ||||||
Префектуры административных округов города Москвы | ||||||
Иные исполнители, определяемые на конкурсной основе. | ||||||
Сроки и этапы выполнения Программы |
2010 - 2011 годы |
|||||
1 этап - 2010 год | ||||||
2 этап - 2011 год | ||||||
Цель Программы |
Восстановление за счет социально-экономической политики Правительства Москвы уровня потребления основных продуктов питания населением города на уровне 2008 года. |
|||||
Повышение в условиях посткризисного состояния экономики уровня самообеспечения города Москвы основными видами продовольствия за счет реализации мероприятий агропродовольственной политики Правительства Москвы. | ||||||
Основные задачи Программы |
1. Поддержание баланса между потребностями города в основных видах продовольствия, включая личное потребление населения, и предложением товарных ресурсов на оптовом продовольственном рынке. |
|||||
2. Осуществление комплекса мер по повышению эффективности работы в области обеспечения качества и безопасности продовольствия в оптовом продовольственном комплексе города за счет создания условий по предотвращению поступления недоброкачественной продукции на московский продовольственный рынок и опережающего развития систем технического регулирования. | ||||||
3. Развитие конкурентной среды на рынке продуктов питания, сдерживание роста цен на оптовом продовольственном рынке. | ||||||
4. Развитие материально-технической базы оптового продовольственного комплекса города Москвы. | ||||||
5. Увеличение на 2 - 7% поставок основных видов отечественного продовольствия в город Москву из субъектов Российской Федерации, снижение импортной зависимости. | ||||||
6. Внедрение и развитие инновационных и информационно-коммуникационных технологий в сфере обеспечения продовольственной безопасности города. | ||||||
7. Поддержка малого и среднего предпринимательства в оптовом продовольственном комплексе города. | ||||||
8. Внедрение и развитие нового финансового механизма обеспечения продовольственной безопасности города. | ||||||
9. Развитие государственной координации оптового продовольственного рынка города Москвы на основе внесения законодательных инициатив. | ||||||
Основные мероприятия Программы |
Основные мероприятия Программы сгруппированы по стратегическим направлениям обеспечения продовольственной безопасности города Москвы. |
|||||
1. Поддержание баланса между потребностями города в основных видах продовольствия, включая личное потребление населения, и предложением товарных ресурсов на оптовом продовольственном рынке: | ||||||
- комплексная поддержка организаций оптового продовольственного комплекса города, обеспечивающая сохранение и укрепление их экономической и производственной дееспособности; | ||||||
- разработка прогнозных продовольственных балансов города Москвы для формирования товарных ресурсов продовольствия в соответствии с прогнозом изменения спроса населения и потребностями пищевой и перерабатывающей промышленности в сырье; | ||||||
- мероприятия по сохранению степени организованного влияния на продовольственный рынок города; | ||||||
- сохранение ценовой доступности продовольствия для населения путем ресурсного насыщения рынка; | ||||||
- совершенствование работы с организациями социальной сферы города; | ||||||
- развитие конкуренции на оптовом продовольственном рынке города. | ||||||
2. Развитие механизмов технического регулирования и саморегулирования рынка в области качества и безопасности продовольствия: | ||||||
- взаимодействие с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в области обеспечения продовольственной безопасности города Москвы; | ||||||
- содействие органов исполнительной власти города Москвы развитию механизмов технического регулирования и саморегулирования рынка в области качества и безопасности продовольствия; | ||||||
- внедрение современных систем производственного контроля за качеством и безопасностью продовольствия на предприятиях оптового продовольственного комплекса; | ||||||
- реализация политики города Москвы в отношении производства и оборота пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные источники. | ||||||
3. Развитие материально-технической базы оптового продовольственного комплекса в городе Москве и в других субъектах Российской Федерации: | ||||||
- поддержание баланса между объемами оптового оборота продовольствия и мощностями материально-технической базы оптового продовольственного комплекса с учетом их выбытия и ввода. | ||||||
- создание оптовых распределительных центров классов "А" и "В" на новых земельных участках в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов оптовой торговли продовольствием до 2020 года; | ||||||
- создание объектов оптовой торговли продовольствием классов "А" и "В" на действующих предприятиях оптового продовольственного комплекса за счет реконструкции и нового строительства; | ||||||
- техническое перевооружение предприятий оптового продовольственного комплекса; | ||||||
- формирование взаимоувязанной транспортно-складской инфраструктуры и товаропроводящей сети продовольствия в городе Москве и Московской области; | ||||||
- развитие системных форм организации и логистики оптовой и розничной торговли продовольствием; | ||||||
- внедрение технологий энергосбережения на предприятиях оптового продовольственного комплекса; | ||||||
- повышение экологической и промышленной безопасности функционирования оптового продовольственного комплекса. | ||||||
4. Увеличение поставок отечественного продовольствия в город Москву из субъектов Российской Федерации на основе развития агропромышленной кооперации и интеграции: | ||||||
- содействие в развитии агропромышленных холдингов и предприятий с долей города Москвы в уставном капитале; | ||||||
- участие в формировании межрегионального продовольственного рынка путем развития информационных каналов с товаропроизводителями, субъектами Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти; | ||||||
- развитие агропромышленной кооперации с товаропроизводителями субъектов Российской Федерации на основе их привлечения к формированию продовольственных ресурсов города в рамках годовых программ оптовых поставок, а также к участию в инвестиционных проектах по строительству объектов оптовой торговли продовольствием в городе Москве и Московской области; | ||||||
- развитие материально-технической базы хранения, переработки и товарной подработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для поставки в город Москву, в местах производства; | ||||||
- организация выставочно-ярмарочной деятельности. | ||||||
5. Развитие инновационных и информационно-коммуникационных технологий в сфере обеспечения продовольственной безопасности города Москвы: | ||||||
- разработка и внедрение инновационных технологий в агропромышленной сфере и оптовом продовольственном комплексе города Москвы; | ||||||
- создание банка данных инноваций в сфере производства, переработки, транспортировки, хранения и реализации продовольствия, а также в сфере управления процессами обеспечения продовольственной безопасности города Москвы; | ||||||
- научно-методическое обеспечение развития агропромышленной сферы и оптового продовольственного комплекса города Москвы; | ||||||
- формирование системы мониторинга контроля подлинности документов, удостоверяющих качество и безопасность продовольствия; | ||||||
- развитие системы информационной поддержки участников продовольственного рынка города Москвы: товаропроизводителей, оптовых и розничных операторов; | ||||||
- создание Межрегиональной продовольственной электронной информационно-торговой площадки в городе Москве; | ||||||
- развитие системы информационной поддержки управленческих решений в сфере обеспечения продовольственной безопасности города Москвы. | ||||||
6. Внедрение и развитие нового финансового механизма обеспечения продовольственной безопасности города Москвы: | ||||||
- разработка и внедрение новой организационно-финансовой модели обеспечения продовольственной безопасности города Москвы; | ||||||
- совершенствование механизма финансирования расходов на обеспечение продовольственной безопасности города Москвы; | ||||||
- оптимизация объемов средств бюджета города Москвы, выделяемых на обеспечение продовольственной безопасности города; | ||||||
- содействие в установленном порядке в решении вопросов кредитования в российских кредитных организациях. | ||||||
7. Развитие форм и методов координации и правового регулирования сферы обеспечения продовольственной безопасности города: | ||||||
- развитие и совершенствование нормативного правового регулирования в сфере обеспечения продовольственной безопасности города; | ||||||
- защита экономических интересов города в оптовом продовольственном комплексе; | ||||||
- разработка и реализация мер по сохранению целостности и специализации оптового продовольственного комплекса; | ||||||
- содействие созданию саморегулируемой организации (ассоциации) поставщиков продовольствия города Москвы; | ||||||
- повышение антитеррористической безопасности предприятий оптового продовольственного комплекса; | ||||||
- меры по сохранению занятости и рабочих мест в организациях оптового продовольственного комплекса; | ||||||
- реализация кадровой политики в оптовом продовольственном комплексе города; | ||||||
- совершенствование работы органов исполнительной власти с заявителями в оптовом продовольственном комплексе города по принципу "одного окна". | ||||||
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования 48959,04 млн. рублей, в том числе по годам реализации: |
|||||
(млн.руб.) | ||||||
Источники финансирования и направления расходов |
2010 |
2011 |
Всего |
|||
Бюджет города Москвы*(1), всего, в том числе по направлениям: |
5089,5 |
1908,74 |
6998,24 |
|||
1. Расходы по статье "Городская целевая программа "Комплексная программа обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2012 гг.", всего из них: |
5060,5 |
1908,74 |
6969,24 |
|||
1.1. Субсидии на инвестиционные проекты (КБК: в 2010 г. - 838 0405 2600200 006 242, 838 0405 5220402 006 242, в 2011 г. - 809 0405 5220402 006 242) |
268,9 |
15,74 |
284,64 |
|||
1.2. Субсидии на интеграционные проекты (КБК: в 2010 г. - 838 0405 2600200 006 242, 838 0405 5220402 006 242, 2011 г. - 809 0405 5220402 006 242) |
103,8 |
- |
103,8 |
|||
1.3. Субсидии на выполнение годовых программ оптовых поставок продовольствия (КБК: в 2010 г. - 838 0405 2600200 006 242, 838 0405 5220403 006 242, в 2011 г. - 809 0405 5220403 006 242) |
1148,0 |
139,44 |
1287,44 |
|||
1.4. Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях на поставки отечественного продовольствия в город Москву (КБК: в 2010 г. - 838 0405 2600300 006 242, 838 0405 5220404 006 242, в 2011 г. - 809 0405 5220404 006 242) |
105,8 |
11,18 |
116,98 |
|||
1.5. Формирование городского резервного продовольственного фонда (КБК: в 2010 г. - 838 0405 2600100 813 290, 838 0405 5220405 812 226, в 2011 г. - 809 0405 5220405 812 226) |
2585,8 |
1097,92 |
3683,72 |
|||
1.6. Формирование городского заказа продовольствия для социальной сферы города (КБК: в 2010 г. - 838 0405 5220406 812 226, в 2011 г. - 809 0405 5220406 812 226) |
848,2 |
612,47 |
1460,67 |
|||
1.6.1. в том числе: |
|
|
|
|||
школьное питание*(2) |
- |
- |
- |
|||
1.7. На выполнение функций государственными органами, осуществляемых путем размещения государственного заказа города Москвы, в том числе |
- |
31,99 |
31,99 |
|||
1.7.1. на выполнение функций государственными органами, осуществляемых путем размещения государственного заказа города Москвы в рамках мероприятий Комплексной программы (КБК: 809 0405 5220499 812 226*(3)) |
- |
12,0 |
12,0 |
|||
2. Бюджетные инвестиции (капитальные вложения за счет средств Адресной инвестиционной программы города Москвы), в том числе; |
29,0 |
- |
29,0 |
|||
2.1. по Департаменту торговли и услуг города Москвы*(4) |
24,0 |
- |
24,0 |
|||
2.2. по Москомархитектуре |
5,0 |
- |
5,0 |
|||
Бюджет города Москвы, в том числе: |
5089,5 |
1908,74 |
6998,24 |
|||
по Департаменту торговли и услуг города Москвы |
5084,5 |
1908,74 |
6993,24 |
|||
по Москомархитектуре*(5) |
5,0 |
- |
5,0 |
|||
3. Внебюджетные источники для реализации инвестиционных (интеграционных) проектов |
10614,0 |
3546,5*(6) |
14160,5 |
|||
4. Внебюджетные источники на оптовые поставки продовольствия по годовым программам предприятий (расчетно), всего |
27800,3 |
-*(7) |
27800,3 |
|||
|
Итого |
43503,8 |
5455,24 |
48959,04 |
||
Ожидаемые результаты реализации Программы в соответствии с задачами |
Целевой показатель (результат) Программы |
2008 г. (факт) |
2009 г. (факт) |
2010 г. |
2011 г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1. Потребность города Москвы в продовольствии (расчетно), млн. тонн/год |
11,8 |
11,2 |
11,35 |
11,35-11,9 |
||
1.1. Объем поставок продовольствия по каналам прямого поступления продукции в розничную торговую сеть города (расчетно), млн.тонн |
2,1 |
2,1 |
2,25 |
2,2-2,5 |
||
1.2. Объем организованных поставок продовольствия, млн.тонн |
9,7 |
9,1 |
9,1 |
9,15-9,4 |
||
в том числе: |
|
|
|
|
||
основных видов продовольствия, млн. тонн |
4,9 |
4,3 |
4,4 |
4,2-4,6 |
||
из них поставляемых по годовым программам, млн. тонн |
2,2 |
2,3 |
1,9 |
-*(8) |
||
объем городского заказа, тыс. тонн |
35,0 |
45,2 |
60,8*(9) |
40,0*(10) |
||
объем городского резерва на начало года (расчетно), тыс. тонн |
82,0 |
131,1 |
123,0 |
34,0 |
||
2. Объем организованных поставок основных видов продовольствия из регионов России (всего), млн. тонн |
3,15 |
3,01 |
3,11 |
3,07-3,24 |
||
Доля отечественной продукции на оптовом продовольственном рынке города (всего), % |
65,0 |
68,0 |
69,0-70,0 |
70,0-71,0 |
||
в том числе: |
|
|
|
|
||
- мясо и мясопродукты |
31,0 |
33,0 |
33,4 |
32,8-33,8 |
||
- масло животное |
56,0 |
60,0 |
58,0 |
58,0-63,0 |
||
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в агропромышленных холдингах, млн. тонн |
2,98 |
2,50 |
2,41-2,45 |
-*(11) |
||
2.1. Объем организованных поставок продукции агропромышленными холдингами, млн. тонн |
1,17 |
1,17-1,21 |
1,20-1,26 |
-*(12) |
||
Уровень самообеспечения города основными видами продовольствия, % |
17,2 |
18,3 |
18,8 |
-*(13) |
||
2.2. Объем организованных поставок основных видов продовольствия по кооперации из регионов России, млн. тонн |
1,98 |
1,70-1,80 |
1,76-1,85 |
-*(14) |
||
|
3. Индекс потребительских цен - декабрь к декабрю, % |
114,5 |
108,0 |
109,0 |
107,5 |
|
4. Количество регионов России, с которыми установлено информационное взаимодействие по обмену данными региональных продовольственных балансов |
- |
9 |
20 |
30 |
||
5. Количество предприятий оптового продовольственного комплекса, подключенных к автоматизированной системе идентификации документов, подтверждающих качество и безопасность продовольствия |
- |
- |
5 |
5 |
||
6. Доля охвата оптового оборота продовольствия Единой городской автоматизированной информационно-аналитической системой, в % от общего объема оптового оборота |
68 |
71 |
76 |
69-72 |
||
7. Строительство объектов оптовой торговли продовольствием классов "А" и "В" на действующих предприятиях, кол-во объектов/ тыс кв. м |
1/7,5 |
- |
- |
3/51,9 |
||
Объем реализации основных видов продовольствия в розничную торговую сеть города с территориальных распределительных центров, оптовых продовольственных рынков и комплексов оптовой торговли продовольствием, тыс.тонн |
3464,0 |
3360,0 |
3510,0 |
3690,0 |
||
Снижение количества аммиака на предприятиях оптового продовольственного комплекса, остаток на конец года, тонн |
385 |
356 |
321 |
296 |
||
в % к 2008 году |
- |
92,5 |
83,4 |
76,9 |
||
Оснащение предприятий оптового продовольственного комплекса локальными системами оповещения (в % от общего количества предприятий с наличием аммиака в системах холодоснабжения) |
- |
7,1 |
100,0*(15) |
100,0 |
||
Снижение расхода электроэнергии в расчете на 1 тонну реализованной продукций, в % к 2008 году |
- |
1,5 |
4,6 |
7,6 |
||
9.# Создание новых рабочих мест, раб. мест |
540 |
1200 |
760 |
930 |
||
Объем налоговых поступлений в бюджет города Москвы от организаций оптовой торговли продовольствием, млрд.руб. |
7,2 |
4,0 |
4,2 |
4,5 |
||
Внебюджетные источники для реализации инвестиционных (интеграционных) проектов, всего, млрд.руб. |
10,8 |
6,8 |
10,6 |
3,6 |
||
Внебюджетные источники на оптовые поставки продовольствия по годовым программам предприятий, всего, млрд. руб |
15,6 |
25,1 |
27,8 |
- |
||
Система организации управления и контроля за исполнением Программы |
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - Департамент торговли и услуг города Москвы. Органы управления Программой включают персонального руководителя Программы. Государственный заказчик Программы - Департамент торговли и услуг города Москвы представляет ежегодно отчет о выполнении Программы в Департамент экономической политики и развития города Москвы в сроки: до 1 марта за отчетный год, до 15 ноября - о фактическом выполнении мероприятий за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. Внешний контроль за выполнением Программы осуществляют Департамент экономической политики и развития города Москвы, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы, Контрольно-счетная палата Москвы. |
2. Характеристика проблем развития сферы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы, на решение которых направлена Программа, и оценка сложившейся ситуации
Реализация социально-экономической и агропродовольственной политики Правительства Москвы по обеспечению продовольственной безопасности города Москвы позволила, несмотря на финансово-экономический кризис, сохранить стабильность на продовольственном рынке города, обеспечить необходимый баланс между спросом и предложением продовольствия.
2.1. Итоги развития в 2007 - 2009 годах в соответствии с критериями обеспечения продовольственной безопасности
1) Выполнение городских целевых программ в сфере продовольственной безопасности и принятых Правительством Москвы антикризисных мер обеспечили количественное и качественное улучшение рациона питания москвичей. Продолжился рост потребления наиболее ценных продуктов питания: мяса, рыбы, масла растительного, фруктов. По показателям потребления цельного молока, растительного масла, крупы, сахара, рыбной продукции в расчете на одного жителя города Москвы вышла на уровень норм, рекомендуемых Институтом питания РАМН. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в семьях москвичей по отношению к нормам достигло в 2008 году 99%, творога - 91%, столового яйца - 89%, масла животного и фруктов - 79%.
2) Насыщенность продовольственного рынка, развитие кооперации и интеграции с субъектами Российской Федерации, конкурентности на оптовом продовольственном рынке города, конкурсности при распределении средств финансовой поддержки, проведение стабилизационных операций с использованием городского резерва способствовали тому, что инфляция на продовольственные товары в городе Москве в течение последних пяти лет на 2% ниже, чем в среднем по России. В 2008 году индекс потребительских цен на продовольственные товары (декабрь к декабрю 2007 года) составил в городе Москве 114,5%, в Российской Федерации - 116,5%.
3) Возросло самообеспечение города продовольствием. В 2009 году практически в 2 раза увеличены к уровню 2006 года объемы поставок в город Москву мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, картофеля, произведенных в интегрированных предприятиях агропромышленных холдингов.
Развитие агропромышленной интеграции, расширение сотрудничества с региональными производителями и поставщиками продовольствия в рамках кооперации обеспечили снижение импортной зависимости продовольственного рынка города Москвы с 36% в 2006 году до 31% в 2009 году, в том числе:
Таблица 1
Удельный вес импортной продукции на оптовом продовольственном рынке города
(в %)
|
2006 год |
2008 год |
2009 год (ожид.) |
|
Мясо и мясо продукты |
75,0 |
68,0 |
67,0-68,0 |
|
Масло животное |
65,0 |
44,0 |
40,0-44,0 |
|
Рыба и рыбопродукты |
36,0, |
27,0 |
21,0-22,0 |
Развитие агропродовольственной сферы и оптового продовольственного рынка города Москвы в 2007 - 2009 годах координировалось городскими целевыми программами агропромышленной интеграции и развития оптовой торговли продовольствием, а также годовыми и сезонными программами поставок продовольствия предприятиями оптового продовольственного комплекса города.
2.2. Основные результаты выполнения Городской целевой программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2008 - 2010 годы*(16)
В таблице 2 представлено выполнение целевых показателей программы за период 2008 - 2009 годов.
Таблица 2
Целевой показатель (результат) Программы |
2008 год |
|
2009 год |
||||
план |
факт |
% выполнения |
|
план |
факт |
% выполнения |
|
1. Потребность города Москве в продовольствии (расчетно), млн.тонн/год |
11,45 |
11,80 |
103,1 |
|
12,04 |
11,10-11, 40 |
92,2-94,7 |
2. Объем потребления основных видов продовольствия (расчетно), млн.тонн/год |
7,17 |
7,18 |
100,1 |
|
7,34 |
6,50 |
88,6 |
3. Объем организованных поставок продовольствия, млн. тонн |
9,70 |
9,70 |
100,0 |
|
10,00 |
9,05-9,25 |
90,5-92,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
3.1. основных видов продовольствия (с учетом всех видов овощей и бахчевых, фруктов, входящих в состав потребительской корзины), млн. тонн |
5,25 |
5,55 |
105,7 |
|
5,28-5,37 |
5,30 |
98,7-100,4 |
3.2. из них поставляемых по годовым программам, млн.тонн |
2,20 |
2,20 |
100,0 |
|
2,30 |
2,30 |
100,0 |
4. Индекс потребительских цен на продовольственные товары (декабрь к декабрю), % |
114,5 |
114,5 |
- |
|
108,4 |
108,0 |
-0,4 п.п. |
5. Строительство объектов оптовой торговли продовольствием класса "А" на новых земельных участках, кол-во объектов/тыс.кв.м |
- |
- |
- |
|
1/31 |
- |
0,0 |
6. Строительство объектов оптовой торговли продовольствием классов "А" и "В" на действующих предприятиях, кол-во объектов/ тыс.кв. м |
1/7,5 |
1/7,5 |
100,0 |
|
- |
- |
- |
7. Завершение реконструкции и модернизации складских площадей на действующих предприятиях, кол-во объектов/тыс. кв. м |
2/4,5 |
2/4,5 |
100,0 |
|
2/5,0 |
2/5,0 |
100,0 |
8. Снижение количества аммиака на предприятиях оптового продовольственного комплекса, тонн |
с 435 |
с 435 |
100,0 |
|
с 385 |
с 385 |
100,0 |
|
до 385 |
до 385 |
|
|
до 356 |
до 356 |
|
9. Привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных источников на реализацию проектов развития оптового продовольственного комплекса, всего, млрд. руб. |
2,27 |
3,60 |
158,6 |
|
4,60 |
2,08 |
45,2 |
10. Доля охвата оптового продовольственного рынка информационно-аналитической системой, в % от общего объема оптового оборота основных видов продовольствия |
84,00 |
84,00 |
100,0 |
|
87,00 |
91,00 |
104,6 |
11. Создание новых рабочих мест (с учетом агропромышленных холдингов), раб. мест |
542 |
540 |
99,6 |
|
602 |
1200 |
199,3 |
12. Объем налоговых поступлений в бюджет города Москвы от организаций оптовой торговли продовольствием, млрд.руб. |
7,30 |
7,20 |
98,6 |
|
7,90 |
4,00 |
50,6 |
Объем организованных поставок продовольствия составил в 2008 году 9,7 млн. тонн, из них основных видов продовольствия (с учетом всех видов овощей и бахчевых, фруктов, входящих в состав потребительской корзины) - 5,55 млн. тонн.
Выполнены показатели поставок основных видов продовольствия по годовым программам: в 2008 году поставлено 2,2 млн. тонн, в 2009 году ожидаемые поставки - 2,3 млн. тонн. За счет развития конкуренции на оптовом продовольственном рынке города поставки продовольствия по годовым программам осуществлялись по ценам на 5 - 7% ниже среднерыночных.
В полном объеме обеспечивается потребность Комплекса социальной сферы. При этом цена реализации продукции городского заказа в 1,5 - 2 раза ниже потребительских цен на овощном рынке.
В 2008 - 2009 годах продолжались работы по развитию и модернизации материально-технической базы оптового продовольственного комплекса: завершено новое строительство оптово-торгового распределительного центра на ЗАО "Кунцевское", проведена реконструкция складских площадей ОАО "ОПК "Зеленоградский". На базе действующих предприятий дополнительно созданы 3 распределительных центра, ориентированные на работу с предприятиями розничной торговли, в том числе магазинами шаговой доступности, аккредитованными магазинами и сетевыми структурами.
В результате на предприятиях оптового продовольственного комплекса города сформирована инфраструктура из 25 распределительных центров, 15 комплексов оптовой торговли продовольствием и оптовых продовольственных рынков, способная обслуживать любой формат предприятий потребительского рынка.
Мероприятия по техническому перевооружению*(17) оптовых предприятий позволили сократить содержание опасных хладагентов в системах холодоснабжения в 2009 году на 19% к уровню 2007 года (с 435 тонн до 356 тонн).
Инвестиции в проекты реконструкции и развития материально-технической базы оптового продовольственного комплекса города за 2008 - 2009 годы из внебюджетных источников составили 5,7 млрд.руб., финансовая поддержка из средств бюджета города Москвы в форме бюджетных кредитов - 31 млн.руб. Срок окупаемости бюджетных средств - 3,5 года; бюджетная эффективность за период погашения кредитов составит не менее 1,45 рубля на 1 рубль вложенных средств.
Ведется работа по подготовке предложений о создании в Московском регионе взаимоувязанной товаропроводящей системы. Проработки, осуществляемые совместно с Московской областью, направлены на совершенствование логистики, создание современных оптовых продовольственных логистических центров и терминалов, дальнейшее перемещение базы хранения сезонных запасов продовольствия в места производства, компенсацию выбывающих холодильных мощностей предприятий с устаревшей материально-технической базой, размещавшихся внутри третьего транспортного кольца.
Создана Единая городская автоматизированная информационно-аналитическая система оптового продовольственного рынка (ЕГА ИАС ОПР), позволяющая осуществлять:
- мониторинг и анализ товародвижения, цен на продовольствие, каналов поставок, прогнозирование ситуации в оптовом продовольственном комплексе для своевременного принятия необходимых управленческих решений;
- интеграцию с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, в том числе с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в области качества и безопасности продовольствия, и региональными органами управления в сфере агропромышленного комплекса;
- межрегиональное информационное взаимодействие, а в перспективе - создание электронной информационно-торговой площадки в городе Москве.
2.3. Основные результаты выполнения Целевой программы интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города Москвы с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России на 2007 - 2009 годы
В таблице 3 представлено выполнение целевых показателей Целевой программы интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города Москвы с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России на 2007 - 2009 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2007 г. N 83-ПП.
Таблица 3
Целевой показатель (результат) Программы |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
||||||||
|
план |
факт |
% выполнения |
план |
факт |
% выполнения |
план |
факт |
% выполнения |
||
1 |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Картофель |
потребление, всего |
790 |
835 |
105,7 |
800 |
655 |
81,9 |
810 |
659 |
81,3 |
|
|
в т.ч. поставки МАПХ |
82 |
68 |
82,9 |
89 |
97 |
108,9 |
95 |
114 |
120,0 |
|
|
% к потреблению |
10,3 |
8,1 |
|
11,1 |
14,8 |
|
11,7 |
17,3 |
|
|
Мясо и мясопродукты |
потребление, всего |
1110 |
1110 |
100,0 |
1135 |
1201 |
105,8 |
1176 |
1010 |
85,9 |
|
в т.ч. поставки МАПХ |
144 |
105 |
72,9 |
186 |
199 |
106,9 |
263 |
220 |
83,6 |
||
% к потреблению |
13,0 |
9,5 |
|
16,4 |
16,6 |
|
22,4 |
21,8 |
|
||
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко |
потребление, всего |
3268 |
3860 |
118,1 |
3310 |
3321 |
100,3 |
3353 |
3417 |
101,9 |
|
в т.ч. поставки МАПХ |
382 |
432 |
113,1 |
509 |
480 |
94,3 |
561 |
503 |
89,7 |
||
% к потреблению |
11,7 |
11,2 |
|
15,4 |
14,5 |
|
16,7 |
14,7 |
|
||
Зерно |
потребление, всего |
900 |
767 |
85,2 |
900 |
521 |
57,9 |
900 |
401 |
44,6 |
|
|
в т.ч. поставки МАПХ |
670 |
471 |
70,3 |
771 |
261 |
33,8 |
772 |
228 |
29,5 |
|
|
% к потреблению |
74,4 |
61,4 |
|
85,7 |
50,1 |
|
85,8 |
56,9 |
|
|
Овощи |
потребление, всего |
514 |
602 |
117,1 |
530 |
590 |
111,3 |
535 |
570 |
106,5 |
|
|
в т.ч. поставки МАПХ |
140 |
101 |
72,1 |
144 |
100 |
69,4 |
150 |
104 |
69,3 |
|
|
% к потреблению |
27,2 |
16,8 |
|
27,2 |
16,9 |
|
28,0 |
18,2 |
|
|
Крупы |
потребление, всего |
245 |
276 |
112,7 |
247 |
264 |
106,9 |
248 |
245 |
98,8 |
|
|
в т.ч. поставки МАПХ |
36 |
49 |
136,1 |
37 |
18 |
48,6 |
38 |
2,5 |
6,6 |
|
|
% к потреблению |
14,7 |
17,8 |
|
15,0 |
6,8 |
|
15,3 |
1,0 |
|
|
Масло растительное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
потребление, всего |
220 |
233 |
105,9 |
225 |
242 |
107,6 |
230 |
232 |
100,9 |
||
в т.ч. поставки МАПХ |
16 |
2,5 |
15,6 |
17 |
4,0 |
23,5 |
18 |
4,0 |
22,2 |
||
% к потреблению |
7,3 |
1,1 |
|
7,6 |
1,7 |
|
7,8 |
1,7 |
|
||
Рыба |
потребление, всего |
248 |
261 |
105,2 |
248 |
270 |
108,9 |
250 |
294 |
117,6 |
|
в т.ч. поставки МАПХ |
16 |
17 |
106,3 |
16 |
16 |
100,0 |
16 |
16 |
100,0 |
||
% к потреблению |
6,5 |
6,5 |
|
6,5 |
5,9 |
|
6,4 |
5,4 |
|
||
Объем организованных поставок продовольствия (млн.тонн) |
9,3 |
9,4 |
101,1 |
9,7 |
9,7 |
100,0 |
10,0 |
9,05-9,25 |
90,5-92,5 |
||
Удельный вес организованных поставок продовольствия в % от общего объема потребления |
83,0 |
82,1 |
|
83,5 |
82,2 |
|
84,0 |
81,1-81,5 |
|
Основная задача, поставленная Правительством Москвы в данной программе, выполнена. В субъектах Российской Федерации создана материально-техническая база для производства и гарантированных поставок в город Москву сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
За период реализации программы московскими агропромышленными холдингами произведено 7,9 млн. тонн продукции, что на 9% выше совокупного планового объема. При этом зерна и картофеля произведено в 1,2 раза, мяса и мясопродуктов - в 1,1 раза больше предусмотренных объемов.
В 2008 году в город Москву из агропромышленных холдингов поставлено 1,17 млн. тонн продукции, что составляет 24% общего объема организованных поставок основных видов продовольствия, в 2009 году - 1,19 млн.тонн. Удельный вес продукции агропромышленных холдингов в общих объемах поставок из субъектов Российской Федерации достиг по мясу и зерну - 60%, основным видам овощей - 33%, маслу животному - 20%, картофелю - 18%.
Рост покупательной способности населения в субъектах Российской Федерации дали возможность агропромышленным холдингам реализовывать часть произведенной продукции в местах производства, что не повлияло на поддержание баланса спроса и предложения на продовольственном рынке города Москвы.
Определяющую роль в увеличении поставок отечественного продовольствия на московский рынок сыграла инвестиционная деятельность агропромышленных холдингов города по развитию агропромышленного производства в 26 субъектах Российской Федерации на базе 147 интегрированных сельскохозяйственных и пищеперерабатывающих предприятий (по сравнению с 98 предприятиями в 2006 году).
Государственно-частное партнерство в рамках программы интеграции позволило создать в субъектах Российской Федерации мощную сельскохозяйственную и производственную базу, обеспеченную современным высокотехнологичным оборудованием, продуктивными породами скота, многофункциональной техникой. За период реализации программы московскими агропромышленными холдингами построено и реконструировано 10 комплексов крупного рогатого скота на 19,6 тыс. скотомест, 8 свинокомплексов на 750 тыс. скотомест, птицефабрика на 542 тыс. голов, введен в эксплуатацию генетический центр селекционно-гибридного центра, проведена модернизация 5 молокозаводов. Закуплено 3,4 тыс. голов племенного крупного рогатого скота и 35 тыс. голов свиней.
Инвестиции агропромышленных холдингов в развитие региональных предприятий за 2007 - 2009 годы из внебюджетных источников составили 26,9 млрд.руб., финансовая поддержка из средств бюджета города Москвы в форме бюджетных кредитов - 1,2 млрд.руб. Срок окупаемости бюджетных средств по завершенным интеграционным проектам - 6 лет; налоговые отчисления в бюджет города Москвы агропромышленными холдингами в 2008 году составили 107,5% к уровню 2006 года.
2.4. Годовые программы оптовых поставок продовольствия с финансовой поддержкой из средств бюджета города Москвы
Развитие материально-технической базы предприятий оптового продовольственного комплекса города и процессов агропромышленной кооперации и интеграции с региональными товаропроизводителями в сочетании с финансовой поддержкой из средств бюджета города Москвы обеспечили выполнение в 2007 - 2009 годах в полном объеме годовых программ оптовых поставок основных видов продовольствия в город Москву. В целом за указанный период объемы поставок продовольствия по годовым программам предприятий с бюджетной финансовой поддержкой составили 6,55 млн.тонн или 104,8% от первоначальных заданий.
Возросла эффективность использования бюджетных средств, предоставляемых предприятиям на закупки продовольствия по годовым программам: в расчете на 1 рубль бюджетных кредитов объемы поставленного продовольствия составили в 2007 году - 8,2 рубля, в 2008 году - 9,8 рубля, в 2009 году - 10,4 рубля.
2.5. Влияние финансово-экономического кризиса на работу оптового продовольственного комплекса города и антикризисные меры, принятые Правительством Москвы
Финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на работу оптового продовольственного комплекса города, что привело к невыполнению в 2009 году ряда показателей городских целевых программ развития оптовой торговли продовольствием и агропромышленной интеграции.
1) Ухудшилось финансовое положение организаций оптового продовольственного комплекса и агропромышленных холдингов. Снижение покупательной способности населения привело к сокращению объемов производственной деятельности и доходов предприятий. Рост цен на сырье и тарифов естественных монополий, существенное увеличение стоимости кредитных ресурсов обуславливают предельно низкую рентабельность работы предприятий, дефицит оборотных средств. В результате, ряд предприятий попал в зону банкротства, некоторые из них полностью или частично прекратили свою производственную деятельность. Это негативно сказалось на оплате труда и занятости работников на этих предприятиях.
2) Сократились возможности организаций оптового продовольственного комплекса финансировать инвестиционные (интеграционные) проекты. С началом финансового кризиса коммерческое кредитование характеризуется высокой стоимостью привлечения и обслуживания, необходимостью предоставления заемщиками дополнительных гарантий, а в некоторых случаях - требованиями по досрочному погашению ранее выданных кредитов. В этих условиях, реализация проектов за счет долгосрочных коммерческих кредитов становится трудно реализуемой и неэффективной, даже с учетом субсидирования части процентной ставки за счет средств бюджета города Москвы.
3) Отмена кредитования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации снизила возможности использования механизмов частно-государственного партнерства в решении задач обеспечения продовольственной безопасности города. Результаты работы по бюджетному субсидированию организаций оптового продовольственного комплекса в 2009 году показали низкую эффективность данной формы финансовой поддержки.
Отмеченные обстоятельства привели к переносу сроков реализации и приостановке ранее начатых инвестиционных проектов по развитию материально-технической базы оптового продовольственного комплекса и интегрированных агропромышленных предприятий в субъектах Российской Федерации. Показатели по строительству и реконструкции в субъектах Российской Федерации животноводческих объектов выполнены на 62%, увеличению поголовья крупного рогатого скота - на 73%, свиней - на 80%.
Из-за снизившейся в условиях кризиса инвестиционной привлекательности не состоялись запланированные инвестиционные торги по 2 земельным участкам; не было начато в установленные сроки строительство 3 распределительных центров класса "А" на новых земельных участках. Реализация проектов строительства и реконструкции на 9 действующих предприятиях оптовой торговли идет с отставанием от намеченных сроков.
4) Снижение в условиях кризиса реальных денежных доходов и покупательной способности москвичей при высоких темпах инфляции на продовольствие обуславливают сокращение ценовой доступности продуктов питания для населения города. В этих условиях объемы организованных поставок продовольствии в 2009 году осуществлены в соответствии со складывающимися потребностями города и составляют по оценкам 9,1 - 9,3 млн. тонн, при ранее запланированных 10 млн. тонн.
Принятые Правительством Москвы антикризисные меры по реструктуризации обязательств (задолженности) по ранее предоставленным бюджетным кредитам, субсидированию части затрат на организацию поставок продовольствия в город, увеличению объемов государственного заказа города Москвы и городского резерва продовольствия, проведению стабилизационных операций, использованию дополнительных каналов поставок продовольствия для поддержания баланса спроса и предложения позволили не допустить в 2009 году дестабилизации оптового продовольственного рынка города, резкого снижения производства и сокращения рабочих мест в отрасли.
Вместе с тем, в условиях финансово-экономического кризиса и посткризисного развития экономики сохраняются риски снижения достигнутого уровня обеспечения продовольственной безопасности города Москвы, вызванные в том числе недостаточной эффективностью действующего механизма финансовой поддержки в форме бюджетных субсидий.
Основные социальные проблемы на продовольственном рынке города позволяют установить данные социологических опросов населения о состоянии продовольственного обеспечения в городе Москве. Притом, что свыше 60% опрошенных москвичей считают проблему обеспечения продовольственной безопасности города в целом решенной, а 70% положительно оценивают работу Правительства Москвы в области продовольственного обеспечения, 3/4 респондентов обеспокоены возможностью негативного изменения ситуации на продовольственном рынке в силу различных неблагоприятных факторов. В их числе: сохраняющийся в условиях кризиса рост цен на продукты питания, недостаточное качество продовольственных товаров, в первую очередь, приобретаемых на продовольственных рынках и в мелкорозничной сети, поступление на продовольственный рынок города импортной продукции, содержащей генетически модифицированные источники.
Проблемы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы носят многоаспектный, межотраслевой и межведомственный характер. На их системное решение направлена Городская целевая программа "Комплексная программа обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010 - 2011 годы" (далее - Комплексная программа).
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2009 г. N 774-ПП "О практике совместной работы Правительства Москвы и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по развитию отечественного агропромышленного комплекса" и охватывает все направления, рассматривавшиеся ранее в городских целевых программах развития оптовой торговли продовольствием и агропромышленной интеграции, программах формирования продовольственных ресурсов города и решении других задач в сфере обеспечения продовольственной безопасности с выполнением их синхронизации, актуализации и приведением в соответствие с современными социально-экономическими условиями.
3. Цель Комплексной программы, оценка социальных и экономических результатов реализации Комплексной программы
Комплексная программа направлена на развитие одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности города и его населения, связанной с производством, закупками, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров.
Комплексная программа разработана в соответствии с положениями Закона города Москвы "О продовольственной безопасности города Москвы", нормативных правовых актов Российской Федерации, правовые акты города Москвы, Стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, города Москвы, Московской области на среднесрочную перспективу, скорректированные с учетом финансово-экономического кризиса, государственные и ведомственные целевые программы развития агропродовольственной сферы.
Комплексная программа учитывает современное состояние оптового продовольственного комплекса города Москвы, агропромышленного комплекса (далее - АПК) России и мирового агропродовольственного рынка, существующие и прогнозируемые проблемы развития, риски и угрозы обеспечению продовольственной безопасности города.
Концептуальные подходы к разработке Комплексной программы утверждены постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2009 г. N 774-ПП.
Комплексная программа взаимоувязана с городскими целевыми программами развития потребительского рынка и услуг города Москвы, развития промышленной деятельности в городе Москве, развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве, Генеральным планом города Москвы.
Цель Комплексной программы состоит:
1) в восстановлении за счет мероприятий социально-экономической политики Правительства Москвы уровня потребления основных продуктов питания населением города, достигнутого в 2008 году, с выходом на среднедушевые размеры потребления мяса и мясопродуктов - 89 кг в год, молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) - 229 кг, рыбы и рыбопродуктов - 25 кг, овощей и бахчевых - 82 кг, фруктов и ягод - 68 кг в год;
2) в повышении в условиях посткризисного состояния экономики уровня самообеспечения города продовольствием за счет реализации мероприятий агропродовольственной политики Правительства Москвы.
Целевые показатели Комплексной программы устанавливаются в соответствии с наиболее вероятным сценарием развития сферы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на период до 2012 года (табл. 4). Указанные показатели могут быть скорректированы при изменении внешних условий и факторов социально-экономического развития.
Таблица 4
Целевые показатели (результаты) Комплексной программы
Целевой показатель (результат) Программы |
2008 г. (факт) |
2009 г. (факт) |
2010 г. |
2011 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Потребность города Москвы в продовольствии (расчетно), млн. тонн/год |
11,8 |
11,2 |
11,35 |
11,35-11,9 |
1.1. Объем поставок продовольствия по каналам прямого поступления продукции в розничную торговую сеть города (расчетно), млн.тонн |
2,1 |
2,1 |
2,25 |
2,15-2,3 |
1.2. Объем организованных поставок продовольствия, млн.тонн в том числе: |
9,7 |
9,1 |
9,1 |
9,15-9,4 |
основных видов продовольствия, млн. тонн |
4,9 |
4,3 |
4,4 |
4,2-4,6 |
из них поставляемых по годовым программам, млн. тонн |
2,2 |
2,3 |
1,9 |
-*(18) |
объем городского заказа, тыс. тонн |
35,0 |
45,2 |
60,8*(19) |
40,0*(20) |
объем городского резерва, на начало года (расчетно), тыс. тонн |
82,0 |
131,1 |
123,0 |
34,0 |
Объем организованных поставок основных видов продовольствия из регионов России (всего), млн. тонн |
3,15 |
3,01 |
3,11 |
3,07-3,24 |
Доля отечественной продукции на оптовом продовольственном рынке города (всего), % |
65,0 |
68,0 |
69,0-70,0 |
70,0-71,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
- мясо и мясопродукты |
31,0 |
33,0 |
33,4 |
32,8-33,8 |
- масло животное |
56,0 |
60,0 |
58,0 |
58,0-63,0 |
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в агропромышленных холдингах, млн. тонн |
2,98 |
2,50 |
2,41-2,45 |
-*(21) |
2.1. Объем организованных поставок продукции московскими агропромышленными холдингами, млн. тонн |
1,17 |
1,17-1,21 |
1,20-1,26 |
-*(22) |
Уровень самообеспечения города основными видами продовольствия, % |
17,2 |
18,3 |
18,8 |
_*(23) |
2.2. Объем организованных поставок основных видов продовольствия по кооперации из регионов России, млн. тонн |
1,98 |
1,70-1,80 |
1,76-1,85 |
-*(24) |
Индекс потребительских цен - декабрь к декабрю, % |
114,5 |
108,0 |
109,0 |
107,5 |
Количество регионов России, с которыми установлено информационное взаимодействие по обмену данными региональных продовольственных балансов |
- |
9 |
20 |
30 |
Количество предприятий оптового продовольственного комплекса, подключенных к автоматизированной системе идентификации документов, подтверждающих качество и безопасность продовольствия |
- |
- |
5 |
5 |
Доля охвата оптового оборота продовольствия Единой городской автоматизированной информационно-аналитической системой, в % от общего объема оптового оборота |
68 |
71 |
76 |
69-72 |
Строительство объектов оптовой торговли продовольствием классов "А" и "В" на действующих предприятиях, кол-во объектов/тыс.кв. м |
1/7,5 |
- |
- |
3/51,9 |
Объем реализации основных видов продовольствия в розничную торговую сеть города с территориальных распределительных центров, оптовых продовольственных рынков и комплексов оптовой торговли продовольствием, тыс.тонн |
3464,0 |
3360,0 |
3510,0 |
3690,0 |
Снижение количества аммиака на предприятиях оптового продовольственного комплекса, остаток на конец года, тонн |
385 |
356 |
321 |
296 |
в % к 2008 году |
- |
92,5 |
83,4 |
76,9 |
Оснащение предприятий оптового продовольственного комплекса локальными системами оповещения (в % от общего количества предприятий с наличием аммиака в системах холодоснабжения) |
- |
7,1 |
100,0*(25) |
100,0 |
Снижение расхода электроэнергии в расчете на 1 тонну реализованной продукции, в % к 2008 году |
- |
1,5 |
4,6 |
7,6 |
Создание новых рабочих мест, раб. мест |
540 |
1200 |
760 |
930 |
Объем налоговых поступлений в бюджет города Москвы от организаций оптовой торговли продовольствием, млрд.руб. |
7,2 |
4,0 |
4,2 |
4,5 |
Внебюджетные источники для реализации инвестиционных (интеграционных) проектов, всего, млрд. руб. |
10,8 |
6,8 |
10,6 |
3.6 |
Внебюджетные источники на оптовые поставки продовольствия по годовым программам предприятий, всего, млрд.руб |
15,6 |
25,1 |
27,8 |
-*(26) |
Целевые социальные показатели Комплексной программы отражают основные социальные критерии продовольственной безопасности города: уровень потребления основных продуктов питания в семьях москвичей, экономическая (ценовая) доступность продовольствия для населения, качество и безопасность пищевых продуктов.
В рамках наиболее вероятного сценария развития Комплексной программой предусматривается остановить наметившееся снижение размеров среднедушевого потребления некоторых основных продуктов питания в семьях москвичей в 2008 - 2009 годах (мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды) и в 2012 году в целом превысить докризисный уровень потребления (табл. 5).
Таблица 5
Прогнозные показатели потребления отдельных основных продуктов питания населением города Москвы на 2012 год
(в расчете на одного жителя, кг/год)
N п/п |
Наименование продуктов |
2008 г. (факт) |
2009 г. (ожид.) |
2012 г. (прогноз) |
Размеры потребления, рекомендуемые РАМН для города Москвы |
2012 г. в % к рекомендуемым нормам |
1. |
Мясо и мясопродукты |
89 |
78 |
89 |
90 |
98,9 |
2. |
Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко) |
223 |
218 |
229 |
400 |
57,3 |
3. |
Рыба и рыбопродукты |
23 |
23,5 |
24 |
20 |
120,0 |
4. |
Овощи и бахчевые |
77 |
75 |
82 |
140 |
58,6 |
5. |
Фрукты и ягоды |
62 |
59 |
66 |
75 |
88,0 |
Целевые экономические показатели Комплексной программы ориентированы на поддержание необходимых балансовых соотношений в развитии отдельных звеньев и параметров системы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы, в том числе:
- баланса между потребностями города в основных видах продовольствия, включая личное потребление населения, и предложением товарных ресурсов на оптовом продовольственном рынке;
- баланса между объемами оптового оборота на территории города Москвы и мощностями материально-технической базы оптового продовольственного комплекса;
- территориального баланса мощностей по хранению сезонных запасов продукции с учетом их размещения в других субъектах Российской Федерации и, в первую очередь, в Московской области;
- баланса финансового обеспечения мероприятий Комплексной программы с учетом общих лимитов средств, выделяемых из бюджета города Москвы на цели укрепления продовольственной безопасности города.
Комплексная программа разработана с учетом требований поддержания баланса интересов московских и региональных товаропроизводителей, организаций оптовой и розничной торговли продовольственными товарами на оптовом продовольственном рынке города.
Организация взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и предпринимателей в решении задач обеспечения продовольственной безопасности, в том числе при выработке и реализации мероприятий Комплексной программы, строится на принципах государственно-частного партнерства.
4. Задачи Комплексной программы
Для достижения поставленной цели и целевых социальных и экономических показателей задачи Городской целевой программы "Комплексная программа обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010 - 2011 годы" определяются следующим образом:
1. Поддержание баланса между потребностями города в основных видах продовольствия, включая личное потребление населения, и предложением товарных ресурсов на оптовом продовольственном рынке за счет:
1.1. Реализации комплекса антикризисных мер, направленных на восстановление работоспособности предприятий оптового продовольственного комплекса города Москвы;
1.2. Диверсификации каналов поступления на оптовый рынок города основных видов продовольствия за счет поддержки и развития каналов поставок продовольствия, развития конкуренции и снижения затрат бюджетных средств на формирование годовых программ поставок;
1.3. Повышения уровня самообеспечения города путем завершения проектов создания агропромышленных холдингов, прироста производства и увеличения поставок и город Москву основных видов продовольствия из их интегрированных предприятий, роста объемов поставок отечественной продукции из субъектов Российской Федерации на основе развития агропромышленной кооперации;
1.4. Расширения ассортимента продукции государственного заказа города Москвы для гарантированного снабжения организаций социальной сферы и городского резерва для проведения стабилизационных операций на продовольственном рынке города.
2. Осуществление комплекса мер, направленных на усиление контроля качеством и безопасностью продовольствия в оптовом продовольственном комплексе города за счет создания условий по предотвращению поступления недоброкачественной продукции на московский продовольственный рынок и опережающего развития систем технического регулирования путем:
2.1. Внедрения Автоматизированной подсистемы информационной поддержки технического регулирования в сфере безопасности и качества пищевой продукции.
2.2. Разработки и реализации мероприятий городской программы по созданию условий повышения качества и безопасности продовольствия.
3. Развитие конкурентности среды на продовольственном рынке, сдерживание роста цен на оптовом продовольственном рынке за счет:
3.1. Развития конкурентности на оптовом продовольственном рынке города;
3.2. Развития конкурсности при распределении средств финансовой поддержки;
3.3. Проведения стабилизационных операций путем выпуска продовольствия из городского резервного фонда;
3.4. Ограничения предельных цен на закупку продовольствия по городскому заказу и в городской резерв, установления предельного прогнозного уровня закупочных цен при формировании годовых программ поставок продовольствия с поддержкой из бюджета города Москвы.
4. Развитие материально-технической базы оптового продовольственного комплекса города Москвы путем:
4.1. Содействия в создании и функционировании распределительных центров и оптовых продовольственных рынков на предприятиях оптового продовольственного комплекса для облуживания предприятий потребительского рынка;
4.2. Реконструкции и модернизации существующих предприятий, постепенного сокращения складских площадей и использования территорий оптовых предприятий для нужд города;
4.3. Использования для хранения продовольствия существующих современных складских терминалов, при необходимости строительство новых в субъектах Российской Федерации, в том числе в Московской области, с учетом возможного размещения сезонных, а также до 25% объемов текущих запасов продовольствия в оптовом звене за пределами города.
5. Увеличение на 2 - 7% поставок основных видов отечественного продовольствия в город Москву из субъектов Российской Федерации, снижение импортной зависимости за счет:
5.1. Поставок продукции московскими агропромышленными холдингами;
5.2. Развития кооперации с региональными сельхозтоваропроизводителями, для чего необходимо:
- формирование государственных информационных ресурсов для управленческой деятельности,
- формирование каналов рыночной информации,
- формирование межрегионального агропродовольственного рынка города Москвы и России.
6. Внедрение и развитие инновационных и информационно-коммуникационных технологий в сфере обеспечения продовольственной безопасности города:
6.1. Создание банка инноваций в области управления;
6.2. Создание банка инноваций для сферы производства.
6.3. Внедрение автоматизированных систем управления в сфере обеспечения продовольственной безопасности города Москвы, формирование государственных информационных ресурсов, развитие системы рыночных каналов информации.
7. Поддержка малого и среднего предпринимательства в оптовом продовольственном комплексе города.
8. Проработка и внедрение нового финансового механизма обеспечения продовольственной безопасности города, позволяющего повысить эффективность финансовой поддержки предприятий оптового продовольственного комплекса.
9. Развитие государственной координации оптового продовольственного рынка Москвы на основе внесения законодательных инициатив.
В соответствии с установленными задачами основные приоритеты Программы на 2010 - 2011 годы по стратегическим направлениям обеспечения продовольственной безопасности города Москвы определяются следующим образом.
4.1. Поддержание баланса между потребностями города в основных видах продовольствия, включая личное потребление населения, и предложением товарных ресурсов на оптовом продовольственном рынке, развитие конкурентной среды на продовольственном рынке
В условиях посткризисного состояния экономики центральной задачей обеспечения продовольственной безопасности города Москвы становится поддержание баланса между потребностями города, в том числе личным потреблением населения - с одной стороны, к предложением товарных ресурсов основных видов продовольствия - с другой.
В качестве приоритетных направлений данной задачи Комплексная программа рассматривает:
- сохранение степени организованного влияния на продовольственный рынок города Москвы;
- сохранение ценовой доступности продовольствия для населения города Москвы путем ресурсного насыщения рынка;
- развитие конкуренции на оптовом продовольственном рынке города Москвы.
Поддержание необходимого уровня организованного влияния на продовольственный рынок города в Комплексной программе предусматривается осуществлять за счет:
- разработки прогнозных продовольственных балансов города Москвы для формирования товарных ресурсов продовольствия в соответствии с прогнозом изменения спроса населения и потребностями пищевой и перерабатывающей промышленности в сырье;
- оптимизации объемов поставок по годовым программам с финансовой поддержкой города с доведением доли их влияния на потребление основных видов продовольствия населением города Москвы от одной трети в 2009 году до одной четверти в 2012 году, при сохранении уровня влияния на рынок поставками, проходящими через материально-техническую базу оптового продовольственного комплекса, в объеме две трети от потребления;
- формирования объемов и ассортимента государственного заказа города Москвы и городского резерва продовольствия в соответствии с потребностями организаций социальной сферы и возможностью проведения действенных стабилизационных операций на продовольственном рынке города;
- оптимизации размещения сезонных и текущих запасов продовольствия в рамках организованных поставок в товаропроводящей сети города Москвы и других субъектов Российской Федерации, включая Московскую область, с содержанием в городе Москве городского резерва и государственного заказа города Москвы продовольствия, а также необходимого уровня технологических и торговых запасов не ниже показателей, ежегодно устанавливаемых Правительством Москвы.
Сохранение ценовой доступности продовольствия для населения в условиях негативного влияния "внешних" факторов, являющихся следствием финансово-экономического кризиса, обеспечивается в Комплексной программе за счет:
- совершенствования работы с организациями социальной сферы города Москвы и организационно-экономического механизма проведения стабилизационных операций на продовольственном рынке города;
- определения стартовых условий для проведения торгов на закупку продовольствия по государственному заказу города Москвы и в городской резерв и формирование оптово-отпускных цен на эту продукцию с учетом возмещения затрат бюджета города Москвы;
- установления предельного прогнозного уровня закупочных цен в рамках квалификационного отбора организаций и представленных ими годовых программ оптовых поставок продовольствия;
- мониторинга выполнения годовых программ оптовых поставок продовольствия с финансовой поддержкой из бюджета города Москвы, и корректировки программ в зависимости от складывающейся конъюнктуры продовольственного рынка;
- снижения издержек обращения за счет развития прогрессивных форм организации оптовой торговли и логистики, повышения эффективности взаимодействия оптового и розничного звеньев торговли.
Учитывая важность информации о ценах с точки зрения поддержания конъюнктуры продовольственного рынка в рамках Комплексной программы осуществляется:
- мониторинг закупочных, оптово-отпускных и потребительской цен, складывающихся на продовольственном рынке города;
- развитие информационного взаимодействия участников продовольственного рынка и повышение информированности населения города о фактическом наличии в городе Москве необходимых запасов продовольствия, его качестве и потребительских ценах.
В области развития конкуренции на оптовом продовольственном рынке города в Комплексной программе предусматривается привлечение в установленном порядке региональных товаропроизводителей к торгам на поставку продовольствия по государственному заказу города Москвы и в городской резерв, к участию в квалификационных отборах организаций и представленных ими годовых программ оптовых поставок продовольствия, а также инвестиционных (интеграционных) проектов.
4.2. Развитие механизмов технического регулирования и саморегулирования рынка в области качества и безопасности продовольствия
Стратегическим направлением агропродовольственной политики Правительства Москвы является создание условий для обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производимых и/или находящихся в обороте на территории города. В рамках решения этой задачи Комплексная программа устанавливает следующие приоритеты на 2010 - 2011 годы:
- взаимодействие с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в области обеспечения продовольственной безопасности города Москвы;
- участие органов исполнительной власти города в развитии механизмов технического саморегулирования рынка в области качества и безопасности продовольствия, включая содействие в разработке и введении саморегулируемыми организациями оптового продовольственного комплекса стандартов качества пищевых продуктов, предоставление саморегулируемым организациям информационной поддержки в области качества и безопасности пищевых продуктов;
- внедрение современных систем производственного контроля за качеством и безопасностью продовольствия на предприятиях оптового продовольственного комплекса, в том числе создание и укрепление производственно-технологических лабораторий и товароведческих служб, внедрение систем производственного контроля качества и менеджмента на базе ИСО и ХАССП;
- реализация политики города Москвы в отношении производства и оборота пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные источники.
4.3. Развитие материально-технической базы оптового продовольственного комплекса в городе Москве и в других субъектах Российской Федерации, включая Московскую область
Эффективное развитие материально-технической базы оптового продовольственного комплекса связано с использованием преимуществ формирования взаимоувязанной товаропроводящей сети продовольствия в городе Москве и Московской области и возможности размещения части объемов оптового хранения продукции за пределами города. Предусматривается оптимизировать территориальную схему размещения складских мощностей оптового продовольственного комплекса, оставив в городе мощности, необходимые для размещения городского резерва и государственного заказа города Москвы продовольствия, а также для поддержания требуемого уровня технологических и торговых запасов в городской товаропроводящей сети. Одновременно с этим намечается наращивание складских мощностей оптового продовольственного комплекса за пределами московской кольцевой автодороги (далее - МКАД), в том числе на территории Московской области с последовательным перемещением на эти мощности сезонных и текущих запасов продукции, превышающих необходимый уровень.
В этой связи на период 2010 - 2011 годов Комплексная программа устанавливает следующие приоритеты в области развития материально-технической базы оптового продовольственного комплекса города Москвы:
- поддержание баланса между объемами оптового оборота продовольствия и мощностями материально-технической базы оптового продовольственного комплекса с учетом их выбытия и ввода;
- формирование взаимоувязанной транспортно-складской инфраструктуры и товаропроводящей сети продовольствия в городе Москве и Московской области;
- развитие системных форм организации и логистики оптовой и розничной торговли продовольствием, включая взаимодействие оптовых предприятий с социальными магазинами и магазинами шаговой (пешеходной) доступности;
- внедрение технологий энергосбережения на предприятиях оптового продовольственного комплекса;
- повышение экологической и промышленной безопасности функционирования оптового продовольственного комплекса.
Комплексная программа исходит из необходимости поддержания баланса между структурой мощностей оптовой торговли по типам хранения и ожидаемой товарной структурой оптового оборота продовольствия и ликвидации прогнозируемого дефицита низкотемпературных емкостей с учетом вывода из эксплуатации ряда хладокомбинатов города. Для этих целей в Комплексная программе предусматриваются следующие мероприятия:
- подготовка к строительству в период до 2015 года оптовых распределительных центров классов "А" и "В" с низкотемпературными отделениями на новых земельных участках;
- строительство объектов оптовой торговли продовольствием классов "А" и "В" с общей складской площадью 67 тыс.кв.м на 6-ти действующих предприятиях;
- реконструкция и модернизация складских площадей, техническое перевооружение предприятий оптового продовольственного комплекса;
- реорганизация территорий как минимум 2-х предприятий оптовой торговли продовольствием с устаревшей материально-технической базой, расположенных в пределах 3-его транспортного кольца города Москвы.
В целях использования преимуществ развития взаимоувязанной транспортно-складской инфраструктуры города Москвы и Московской области, включая возможное замещение части мощностей оптового продовольственного комплекса города на складские объекты, находящиеся или размещаемые на территории Московской области, предусматривается:
- подбор современных объектов складской инфраструктуры на территории Московской области для организации оптовых распределительных центров класса "А", ориентированных на поставки продовольствия в город Москву;
- подбор земельных участков на территории Московской области для строительства объектов оптовой торговли продовольствием класса "А";
- развитие базы хранения сельскохозяйственной продукции в местах производства, в том числе в структурных подразделениях агропромышленных холдингов, на территории Московской области.
Основные мероприятия Комплексной программы по развитию системных форм организации и логистики оптовой и розничной торговли продовольствием включают:
- развитие на предприятиях оптового продовольственного комплекса распределительных центров с широким ассортиментом продовольственных товаров для организации поставок продукции на договорных условиях в социальные магазины, магазины шаговой (пешеходной) доступности, организации социальной сферы;
- содействие организации территориальных ассоциаций магазинов шаговой (пешеходной) доступности с централизацией закупочных функций;
- развитие предпродажной подготовки и товарной подработки продукции, транспортной и складской логистики на предприятиях оптового продовольственного комплекса.
Энергосбережение на предприятиях оптового продовольственного комплекса обеспечивается в Комплексной программе в результате перехода на использование новых технологий и оборудования, внедрения режима экономии энергоносителей на действующих предприятиях и создания новых предприятий с улучшенными энергетическими характеристиками.
Повышение экологической безопасности функционирования оптового продовольственного комплекса обеспечивается за счет реализации мероприятий Комплексной программы по всей технологической цепочке товародвижения продовольствия:
- развития товарной подработки в местах производства сельскохозяйственной продукции;
- оптимизации территориального размещения предприятий оптовой торговли продовольствием, в том числе части мощностей в Московской области;
- строительства современных оптовых распределительных центров с высокими экологическими стандартами;
- завершения программ реконструкции систем холодоснабжения на действующих оптовых предприятиях;
- рационализации перевозок на основе использования логистического подхода к доставке продовольствия;
- пополнения парка, осуществляющего перевозки продовольствия, автотранспортными средствами, отвечающими современным экологическим стандартам;
- использования в процессе товародвижения продовольствия многооборотной тары;
- использование современных технологий и оборудования для удаления отходов на всех этапах товародвижения продовольствия.
Для повышения промышленной безопасности предприятий оптового продовольственного комплекса предусматривается завершение программ реконструкции систем холодоснабжения со снижением количества аммиака в 2011 году на 77% к уровню 2008 года.
4.4. Увеличение поставок отечественного продовольствия в город Москву из субъектов Российской Федерации
В качестве стратегического направления обеспечения продовольственной безопасности города Москвы Комплексная программа рассматривает развитие устойчивой ресурсной базы гарантированных поставок в город Москву основных видов продовольствия. Приоритетными направлениями работ в этой области в Комплексной программе являются:
- участие в формировании межрегионального продовольственного рынка путем развития информационных каналов с товаропроизводителями, субъектами Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти;
- развитие агропромышленной кооперации с товаропроизводителями субъектов Российской Федерации на основе их привлечения к формированию продовольственных ресурсов города в рамках годовых программ оптовых поставок, а также к участию в инвестиционных проектах по строительству объектов оптовой торговли продовольствием в городе Москве и Московской области.
Важная роль в увеличении поставок отечественного продовольствия в город Москву отводится в Комплексной программе созданию единого информационного пространства межрегионального агропродовольственного рынка, включая:
- реализацию положений Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Москвы об информационном сотрудничестве в сфере агропродовольственного комплекса;
- развитие информационного взаимодействия с органами управления агропромышленным комплексом в субъектах Российской Федерации в части обмена данными прогнозных продовольственных балансов;
- развитие информационных каналов с товаропроизводителями субъектов Российской Федерации в том числе, через электронный портал Департамента продовольственных ресурсов города Москвы и путем подключения к Единой городской автоматизированной информационно-аналитической системе оптового продовольственного рынка города Москвы (ЕГА ИАС ОПР).
Развитие агропромышленной кооперации с товаропроизводителями субъектов Российской Федерации осуществляется в Комплексной программе на основе:
- реализации межрегиональных соглашений о сотрудничестве города Москвы с субъектами Российской Федерации в части положений, связанных с производством и оптовой торговлей продовольствием;
- привлечения региональных товаропроизводителей к формированию продовольственных ресурсов города в рамках годовых программ оптовых поставок с финансовой поддержкой из средств бюджета города Москвы;
- привлечения региональных товаропроизводителей к участию в инвестиционных проектах по созданию собственных распределительных центров на территории города Москвы и Московской области;
- организации выставочно-ярмарочной деятельности.
4.5. Развитие инновационных и информационно-коммуникационных технологий в сфере обеспечения продовольственной безопасности города Москвы
Разработка и внедрение инновационных технологий в рамках Комплексной программы направлены на интенсификацию агропромышленного производства, в том числе на основе использования биоконтейнеров и водного абсорбента ZEBA, развитие материально-технической базы и повышение эксплуатационной безопасности предприятий оптового продовольственного комплекса, обеспечение качества и безопасности продовольственных товаров.
Предусматривается создание банка данных инноваций в сфере производства, переработки, транспортировки, хранении и реализации продовольствия, а также в сфере управления процессами обеспечения продовольственной безопасности города.
Научно-методическое обеспечение развития агропромышленной сферы и оптового продовольственного комплекса города осуществляется в соответствии с Программой прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2009 - 2011 годы.
В области развития информационно-коммуникационных технологий в оптовом продовольственном комплексе и агропромышленной сфере Комплексная программа предусматривает создание мощной информационной системы на основе:
- формирования системы мониторинга контроля документов, удостоверяющих качество и безопасность продовольствия, включая разработку и ввод в эксплуатацию в составе Автоматизированной системы информационной поддержки обеспечения продовольственной безопасности города Москвы (далее - АСПБ) подсистемы информационной поддержки технического регулирования в сфере безопасности и качества пищевой продукции;
- развития системы информационной поддержки участников продовольственного рынка города: товаропроизводителей оптовых и розничных операторов за счет обеспечения их доступа к информационным ресурсам АСПБ о состоянии и прогнозах развития оптового продовольственного рынка города и создания Межрегиональной продовольственной электронной информационно-торговой площадки в городе Москве;
- развития системы информационной поддержки управленческих решений в сфере обеспечения продовольственной безопасности города;
- обеспечения формирования государственных информационных ресурсов оптового продовольственного комплекса города.
4.6. Оптимизация финансовой поддержи обеспечения продовольственной безопасности города Москвы
В рамках совершенствования механизма финансирования расходов на обеспечение продовольственной безопасности города предусматривается:
- снижение расходов на бюджетное субсидирование выполнения годовых программ оптовых поставок продовольствия, полное исключение финансирования годовых программ;
- оказание содействия в решении вопросов кредитования в российских кредитных организациях в целях реализации проектов в области продовольственной безопасности;
- разработка предложений по расширению возможностей софинансирования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации поставок в город Москву отечественного продовольствия.
4.7. Развитие форм и методов координации и правового регулирования сферы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы
В Комплексной программе учитывается необходимость усиления в посткризисный период всех имеющихся механизмов и инструментов государственной поддержки, координации и правового регулирования сферы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы, которые группируются по следующим приоритетным направлениям работ:
- развитие и совершенствование нормативного правового регулирования в сфере обеспечения продовольственной безопасности города;
- защита экономических интересов города в оптовом продовольственном комплексе;
- меры, направленные на сохранение занятости и рабочих мест, реализация кадровой политики в оптовом продовольственном комплексе города.
Защиту экономических интересов города в оптовом продовольственном комплексе в Комплексной программе предполагается обеспечить посредством:
- мониторинга целостности и специализации предприятий оптового продовольственного комплекса;
- принятия совместных с организациями оптового продовольственного комплекса мер, направленных на предотвращение и ликвидацию корпоративных конфликтов;
- разработки и реализации мер по сохранению целостности и специализации оптового продовольственного комплекса;
- повышения антитеррористической безопасности предприятий оптового продовольственного комплекса.
В области сохранения занятости и рабочих мест в организациях оптового продовольственного комплекса Комплексная программа предусматривает:
- содействие (при участии отраслевых профсоюзов) заключению коллективных договоров в организациях оптового продовольственного комплекса в целях сохранения рабочих мест и предупреждения фактов массового увольнения работников;
- мониторинг движения численности работников и рабочих мест в организациях оптового продовольственного комплекса;
- содействие опережающему профессиональному обучению работников на предприятиях оптового продовольственного комплекса в случае угрозы массового высвобождения.
В рамках реализации кадровой политики в оптовом продовольственном комплексе, обеспечивается организация и проведение профессионального обучения, а также повышение квалификации специалистов и руководителей предприятий. Осуществляется разработка плана мероприятий по обеспечению организаций продовольственного комплекса города Москвы квалифицированными кадрами с привлечением на работу выпускников профильных вузов.
За счет реализации мероприятий Комплексной программы по строительству новых и модернизации существующих объектов оптовой торговли продовольствием, созданию и развитию агропромышленных холдингов планируется создание порядка 3000 новых рабочих мест.
5. Мероприятия Программы
5.1. Подпрограмма "Поддержание баланса между потребностями города в основных видах продовольствия, включая
личное потребление населения, и предложением товарных ресурсов на оптовом продовольственном рынке"
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.2. Подпрограмма "Развитие механизмов технического регулирования и саморегулирования рынка в области качества и
безопасности продовольствия"
5.3. Подпрограмма "Развитие материально-технической базы оптового продовольственного комплекса в городе Москве и в других регионах России, включая Московскую область"
5.4. Подпрограмма "Увеличение поставок отечественного продовольствия в город Москву"
|
|
Ресурсное обеспечение (млн.руб.) |
|||
Источники финансирования | |||||
Бюджет города Москвы |
103,8 |
- |
103,8 |
||
Внебюджетные источники |
8873,0 |
- |
8873,0 |
||
Всего |
8976,8 |
- |
8976,8 |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.5. Подпрограмма "Развитие инновационных и информационно-коммуникационных технологий в сфере обеспечения продовольственной безопасности города Москвы"
<< Приложение Приложение |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. N 130-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.