г. Нижний Новгород |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А29-13708/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя (в судебном заседании 17.01.2024) от заявителя: Кокошенко М.А. (доверенность от 21.07.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу N А29-13708/2022
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) в лице Группы заказчика по строительству и реконструкции интермодальных транспортно-пересадочных узлов - обособленного структурного подразделения Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
о признании незаконным и отмене решения Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (ИНН: 1101056523, ОГРН: 1161101050439)
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Группы заказчика по строительству и реконструкции интермодальных транспортно-пересадочных узлов - обособленного структурного подразделения Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене решения Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба) в лице Инспекции Госстройнадзора по городам Ухте, Сосногорску, Вуктылу, Княжпогостскому и Троицко-Печорскому районам (далее - Инспекция) об отказе в выдаче заключения о соответствии объекта капитального строительства "Реконструкция вокзала Сосногорск" требованиям технических регламентов и проектной документации, выраженного в письме от 07.10.2022 N 03-07-35/93.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, оснований для отказа в выдаче заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации не имелось. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Служба в отзыве на кассационную жалобу просило оставить жалобу без удовлетворения и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество является техническим заказчиком объекта капитального строительства "Реконструкция вокзала Сосногорск" (далее - объект).
В ответ на обращение Общества о выдаче заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации Служба письмом от 07.10.2022 N 03-07-35/93 сообщила об отсутствии правовых оснований для выдачи такого заключения.
Отказ Службы оспорен Обществом в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), АПК РФ, Арбитражный суд Республики Коми не усмотрел оснований для признания оспариваемого акта незаконным и отказал в удовлетворении заявления.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными решений государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 52 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также - органы государственного строительного надзора), а в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: копия разрешения на строительство; проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В силу части 14 статьи 54 ГрК РФ программа проверок формируется органом государственного строительного надзора не позднее чем через десять рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 настоящего Кодекса, на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация: вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет; событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого органом государственного строительного надзора должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия; перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия; иные сведения, если это предусмотрено положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.
Согласно части 16 статьи 54 ГрК РФ после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) либо об отказе в выдаче такого заключения.
В пункте 2 части 7 статьи 54 ГрК РФ предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется посредством регионального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2161 утверждены Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора (далее - Общие требования N 2161).
В соответствии с пунктом 51 Общих требований N 2161 орган регионального государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии в следующих случаях: при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 ГрК РФ, и такие нарушения не устранены до дня окончания итоговой проверки; при проведении итоговой проверки установлено, что работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, предусмотренном проектной документацией, не завершены. В таком случае орган регионального государственного строительного надзора по согласованию с застройщиком или техническим заказчиком вносит изменение в программу проверок в части срока наступления события, указанного в подпункте "б" пункта 30 настоящего документа.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 18.02.2019 Инспекция провела выездную проверку на объекте, в ходе которой установила, что объект готов на 73 - 80 процентов. На момент проверки разрешение на строительство объекта и положительное заключение государственной экспертизы проекта отсутствовали.
30.04.2019 Общество получило положительное заключение проектной документации N 11-1-1-3-010174-2019, выданное ФАУ "Главгосэкспертиза России".
17.01.2020 Обществом получено разрешение на строительство N 11-19-2138-2022-МС, выданное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Извещение о начале строительства подано в Инспекцию 13.02.2020.
21.09.2022 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о выдаче заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.
Непредставление застройщиком извещения о начале строительства в период времени с 18.09.2018 (начало строительства) по 13.02.2020 (дата подачи извещения) не позволило уполномоченному органу в установленном порядке, в ходе строительства объекта капитального строительства осуществить государственный строительный надзор (в виде проверок), в связи с чем Инспекция пришла к выводу о невозможности определить соответствие построенного объекта в части выполнения работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, в том числе скрытых работ, требованиям проектной документации, и приняла оспариваемое решение от 07.10.2022 об отказе в выдаче заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.
Инспекцией также указано, что спорный объект капитального строительства исключен из реестра поднадзорных объектов, о чем сообщалось Обществу письмом от 02.07.2020.
Суды верно отметили, что орган государственного строительного надзора выдает положительное заключение только в том случае, если надзор за строительством осуществлялся регулярно на протяжении всего периода строительства.
Также суды учли, что помимо работ по монтажу модулей, из которых состоит здание вокзала, в указанный период выполнялись иные работы, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, при строительстве которых установить соответствие выполненных работ требованиям проектной документации без проведения контрольно-надзорных мероприятий невозможно, что подтверждается представленными в материалы дела общим журналом работ, общим журналом работ N 1, журналом бетонных работ N 1.
В частности, согласно общему журналу работ реконструкция вокзала Сосногорск начата в сентябре 2018 года, в период с 20.09.2018 по 26.11.2018 производились работы по устройству монолитного бетонного фундамента под здание вокзала.
Письмо от 07.10.2022 N 03-07-35/93 об отказе в выдаче заключения о соответствии объекта капитального строительства "Реконструкция вокзала Сосногорск" требованиям технических регламентов и проектной документации, подлежит проверке исходя из обстоятельств, имевших место на дату его составления.
Основной задачей государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства работ и применяемых материалов требованиям технических регламентов (норм, правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации в течение всего периода строительства или реконструкции.
Для вывода о соответствии объекта капитального строительства проектной документации орган государственного строительного надзора должен иметь реальную возможность установить соответствие объекта капитального строительства проектной документации.
В данном случае у Инспекции отсутствовала возможность сделать вывод о соответствии объекта капитального строительства проектной документации, поскольку извещение от 10.02.2020 о начале реконструкции объекта капитального строительства представлено на стадии ведения отделочных работ.
После получения извещения о начале реконструкции от 10.02.2020 Инспекцией принято решение от 05.06.2020 N 309 о проведении выездной проверки в отношении Общества в рамках регионального строительного надзора. Однако, как указала Служба, проведение контрольно-надзорного мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием уполномоченного представителя Общества на объекте капитального строительства в установленное время.
Обжалуемое решение Инспекции в данном случае обусловлено нарушением Обществом действующего законодательства. Непроведение контрольных мероприятий в соответствии с программой проверок препятствовало выводу уполномоченного органа о соответствии объекта капитального строительства установленным требованиям и проектной документации.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу N А29-13708/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2161 утверждены Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора (далее - Общие требования N 2161).
В соответствии с пунктом 51 Общих требований N 2161 орган регионального государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии в следующих случаях: при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 ГрК РФ, и такие нарушения не устранены до дня окончания итоговой проверки; при проведении итоговой проверки установлено, что работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, предусмотренном проектной документацией, не завершены. В таком случае орган регионального государственного строительного надзора по согласованию с застройщиком или техническим заказчиком вносит изменение в программу проверок в части срока наступления события, указанного в подпункте "б" пункта 30 настоящего документа."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 января 2024 г. N Ф01-8835/23 по делу N А29-13708/2022