Нижний Новгород |
|
24 декабря 2018 г. |
Дело N А29-4848/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.12.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения -
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе
Республики Коми (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.06.2018,
принятое судьей Огородниковой Н.С., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018,
принятое судьями Хоровой Т.В., Великоредчаниным О.Б., Черных Л.И.,
по делу N А29-4848/2018
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное)
(ИНН: 1121025523, ОГРН: 1161101055697)
к обществу с ограниченной ответственностью "Победа"
(ИНН: 1109013137, ОГРН: 1151101006650)
об обязании представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам
и установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об обязании общества с ограниченной ответственностью "Победа" (далее - ООО "Победа") представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по форме N РСВ-1, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 N 2п (в редакции от 04.06.2015 N 194п), за 9 месяцев 2016 года.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.06.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили абзац 7 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 18 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". По мнению Фонда, на основании указанных норм он имеет право обращаться в суд в интересах застрахованных лиц с требованием об обязании страхователя представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, поскольку представление указанных сведений необходимо для реализации пенсионных прав застрахованных лиц.
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим требованием послужило непредставление Обществом в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по форме N РСВ-1 за 9 месяцев 2016 года.
Руководствуясь статьями 4, 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11, 15, 17, 18 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), статьями 6, 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статьями 15, 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу, что Фонд не обладает правом на обращение в суд с требованием об обязании страхователя представить соответствующие сведения.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу статьи 6 Закона N 167-ФЗ ООО "Победа" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрировано в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 11 и статье 15 Закона N 27-ФЗ на страхователей возложена обязанность представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом).
В части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность плательщика страховых взносов за непредставление им в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии со статьей 18 Закона N 250-ФЗ подлежащий применению к спорным правоотношениям Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017.
Вместе с тем в силу статьи 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
Положения приведенных норм права не предусматривают право органа контроля на обращение в суд с заявлением о понуждении плательщика страховых взносов к совершению конкретных обязательных в силу закона действий, если страхователь не выполняет соответствующее требование закона. Для этого законом предусмотрены специальные меры воздействия, в частности, возможность привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, а также статьей 46 Закона N 212-ФЗ.
Учитывая приведенные нормы права и приняв во внимание, что требование Фонда не связано с защитой своих прав или публичных интересов, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины, связанной с подачей кассационной жалобы, не рассматривался, поскольку Фонд на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.06.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 по делу N А29-4848/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 18 Закона N 250-ФЗ подлежащий применению к спорным правоотношениям Закон N 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017.
Вместе с тем в силу статьи 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ.
Положения приведенных норм права не предусматривают право органа контроля на обращение в суд с заявлением о понуждении плательщика страховых взносов к совершению конкретных обязательных в силу закона действий, если страхователь не выполняет соответствующее требование закона. Для этого законом предусмотрены специальные меры воздействия, в частности, возможность привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, а также статьей 46 Закона N 212-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 декабря 2018 г. N Ф01-6042/18 по делу N А29-4848/2018