Нижний Новгород |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А79-12448/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2018.
Полный текст постановления изготовлен 26.12.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Голубевой О.Н.,
при участии представителя
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Афанасьевой Алины Александровны:
Мусаевой С.В. (доверенность от 18.10.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Афанасьевой Алины Александровны
(ИНН: 211263245445, ОГРНИП: 312213609600014)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.03.2018,
принятое судьей Павловой О.Л., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А79-12448/2017
по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Афанасьевой Алины Александровны (ИНН: 211263245445, ОГРНИП: 312213609600014)
к администрации Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики (ИНН: 2112389460),
Афанасьеву Александру Аркадьевичу (ИНН: 211201265850),
обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Путь Ильича"
(ИНН: 2112390881, ОГРН: 1102136000262)
о признании незаконными бездействия и решения от 13.10.2017, признании недействительными торгов, договоров аренды и возмещении морального вреда,
и установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Афанасьева Алина Александровна (далее - глава КФХ Афанасьева А.А., Афанасьева А.А.) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к главе Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики (далее - Администрация), администрации Моргаушского района Чувашской Республики - Чувашии, Афанасьеву Александру Аркадьевичу, обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Путь Ильича" о признании незаконным бездействия в виде непринятия в течение длительного времени главой Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики решения по ее заявлению от 09.03.2017 о предоставлении ей земельных участков с кадастровыми номерами 21:17:130501:1233, 21:17:130501:1232, 21:17:130501:1231 и 21:17:130501:1240 в аренду без проведения торгов; признании незаконным решения главы Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 13.10.2017 об отказе в предоставлении ей в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 21:17:130501:1233, 21:17:130501:1232, 21:17:130501:1231 и 21:17:130501:1240 без проведения торгов; признании недействительными проведенного 03.11.2017 открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 21:17:130501:1233, 21:17:130501:1232, 21:17:130501:1231 и 21:17:130501:1240, его результатов, и заключенных по итогам аукциона договоров аренды земельных участков. В целях восстановления нарушенных прав истец просил суд обязать администрацию Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики заключить с ней договоры аренды земельных участков сроком на пять лет. Кроме того, Афанасьева А.А. просила суд взыскать с администрации Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 05.03.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018, отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятыми судебным актом, глава КФХ Афанасьева А.А. обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
В кассационной жалобе Афанасьева А.А. настаивает, что Администрация нарушила положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), которая предусматривает срок рассмотрения заявления о предоставлении земельных участков органом местного самоуправления - 30 дней. Заявление второго претендента за земельные участки было предоставлено в качестве доказательства только в суд апелляционной инстанции, что является нарушением процессуального законодательства. Кассатор считает ссылку суда апелляционной инстанции на окончание срока действия Соглашения от 10.06.2013 о государственной поддержке начинающего фермера несостоятельной, поскольку на момент обращения в уполномоченный орган соглашение являлось действующим. Проведение аукциона, на котором лотом было право аренды на земельные участки, обслуживаемые истцом, являлось незаконным, поскольку в случае своевременного рассмотрения Администрацией заявления главы КФХ Афанасьева А.А., земельные участки должны были быть предоставлены заявителю без проведения торгов.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, письменного отзыва и заслушав представителя кассатора, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Глава КФХ Афанасьева А.А. обратилась в Администрацию с заявлением от 09.03.2017 о предоставлении ей в аренду на пять лет для осуществления деятельности фермерского хозяйства земельных участков сельскохозяйственного назначения с указанием конкретных полей и площадей. При этом Афанасьева А.А. указала, что она является стороной Соглашения о государственной поддержке начинающего фермера от 10.06.2013, получателем гранта.
Администрация в письме от 04.04.2017 предложила главе КФХ Афанасьевой А.А. обозначить кадастровые номера испрашиваемых земельных участков.
Глава КФХ Афанасьева А.А. снова обратилась в Администрацию с заявлением от 13.04.2017, в котором указала кадастровые номера испрашиваемых земельных участков.
Администрация письмом от 02.05.2017 N 02-18/117 уведомила главу КФХ Афанасьеву А.А. о направлении заявления в прокуратуру Моргаушского района Чувашской Республики для проверки правомерности получения ею гранта государственной поддержки начинающего фермера.
Афанасьева А.А. в заявлении от 05.06.2017 просила главу органа местного самоуправления сообщить ей о принятом решении по ее заявлению от 09.03.2017.
Письмом от 13.06.2017 администрация сельского поселения сообщила главе КФХ Афанасьевой А.А., что поступило два заявления о предоставлении земельных участков в аренду, в связи в чем в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" испрашиваемые земельные участки предоставляются в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация издала постановление от 25.09.2017 N 45 о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Ярославского сельского поселения, расположенных по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, Моргаушский район, Ярославское сельское поселение:
- лот N 1 - земельный участок из категории "земли сельскохозяйственного назначения", кадастровый номер 21:17:130501:1233, общей площадью 1 283 400 квадратных метров;
- лот N 2 - земельный участок из категории "земли сельскохозяйственного назначения", кадастровый номер 21:17:130501:1232, общей площадью 883 200 квадратных метров;
- лот N 3 - земельный участок из категории "земли сельскохозяйственного назначения", кадастровый номер 21:17:130501:1231, общей площадью 82 800 квадратных метров;
- лот N 4 - земельный участок из категории "земли сельскохозяйственного назначения", кадастровый номер 21:17:130501:1240, общей площадью 82 800 квадратных метров (далее - постановление).
Согласно аукционной документации, утвержденной постановлением, определена дата проведения аукциона - 03.11.2017.
Глава КФХ Афанасьева А.А. претензией от 11.10.2017 просила Администрацию решить изложенный в заявлении от 09.03.2017 вопрос по существу и снять с аукциона земельные участки с кадастровыми номерами 21:17:130501:1231, 21:17:130501:1232, 21:17:130501:1233 и 21:17:130501:1240.
Администрация письмом от 13.10.2017 сообщила Афанасьевой А.А., что не имеется оснований для снятия указанных земельных участков с открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков. Одновременно истцу указывали на возможность участвовать в объявленных торгах.
По итогам аукциона, заявка на который от Афанасьевой А.А. не поступала, Администрация заключила договоры аренды спорных земельных участков с Афанасьевым А.А. и ООО "Агрофирма "Путь Ильича".
Посчитав, что со стороны ответчиков имелось незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении по существу вопроса о предоставлении земельных участков без проведения торгов, глава КФХ Афанасьева А.А. обратилась с иском в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Суд апелляционной инстанции установил, что уполномоченным органом в отношении спорных земельных участков является администрация Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики. Данное обстоятельство истец по делу не оспаривает.
В кассационной жалобе Афанасьева А.А. настаивает на наличии у неё преимущественного права на заключение договоров аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 21:17:130501:1233, 21:17:130501:1232, 21:17:130501:1231 и 21:17:130501:1240.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены в статье 39.6 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Одновременно из подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что также без проведения торгов предоставляются земельные участки гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" статья 10 Закона N 101-ФЗ дополнена пунктом 8, который устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Согласно абзацу 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Исходя из общих принципов земельного законодательства, содержания абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 39.18 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Закон об обороте не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ, то есть путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка.
Следовательно, заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 ЗК РФ. То обстоятельство, что заявитель участвует в государственных программах поддержки сельского хозяйства, не имеет специального правового значения при рассмотрении заявления в порядке статьи 39.18 ЗК РФ.
В силу пункта 1 указанной статьи в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Таким образом, предельный срок для принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка без проведения торгов составляет 60 дней.
Материалы дела подтверждают, и глава КФХ Афанасьева А.А. не оспаривает, что первое заявление о предоставлении в аренду земельных участков подано 09.03.2017 без указания кадастровых номеров земельных участков, что не соответствует требованиям земельного законодательства.
Повторное обращение Афанасьевой А.А. датировано 13.04.2017, на что Администрация направила ответ от 13.06.2017 с предложением участвовать в аукционе на получение права аренды земельных участков, поскольку поступило два заявления.
При таких обстоятельствах, с учетом пунктов 1, 5 статьи 39.18 ЗК РФ Администрация своевременно, а именно в течении 60 календарных дней рассмотрела обращение Афанасьевой А.А. и направила ей ответ как претенденту на получение права аренды в отношении испрашиваемых земельных участков, в связи с чем со стороны Администрации отсутствовало незаконное бездействие.
Соглашение от 10.06.2013 о государственной поддержке начинающего фермера, на которое заявитель ссылается в обоснование предоставления ему преимущественного права аренды в отношении земельных участков, не может служить основанием для заключения договора аренды земельного участка в обход процедуры, установленной законодательством (статья 39.18 ЗК РФ).
Довод заявителя о нарушении апелляционным судом процессуальных норм в связи с принятием дополнительных документов, а именно заявления главы КФХ Николаева А.А. от 23.05.2017 несостоятелен.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам.
С учетом разъяснений абзаца 5 пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" принятие судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств не может служить основанием для отмены принятого им постановления.
В ходе судебного разбирательства по делу в суде апелляционной инстанции истец не заявил о фальсификации представленного заявления, приняв на себя на основании статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации риск несовершения указанного процессуального действия.
Суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что как глава КФХ Афанасьева А.А., так и глава КФХ Николаев А.А. в равной мере обладали правом на получение спорных земельных участков без проведения торгов на основании пунктов 12, 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, что в силу абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ являлось основанием для выставления участков на торги.
Доказательств проведения торгов с нарушением требованием закона истец не представил. От участия в объявленных торгах глава КФХ Афанасьева А.А. сознательно уклонилась.
При отсутствии у Афанасьевой А.А. преимущественного права на заключение договора аренды земельных участков без проведения торгов действия Администрации не привели к нарушению защищаемых законом интересов истца.
Несогласие заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанций не допущено.
Судебные расходы по делу в виде государственной пошлины по правилам статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.03.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 по делу N А79-12448/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Афанасьевой Алины Александровны (ИНН: 211263245445, ОГРНИП: 312213609600014) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соглашение от 10.06.2013 о государственной поддержке начинающего фермера, на которое заявитель ссылается в обоснование предоставления ему преимущественного права аренды в отношении земельных участков, не может служить основанием для заключения договора аренды земельного участка в обход процедуры, установленной законодательством (статья 39.18 ЗК РФ).
...
С учетом разъяснений абзаца 5 пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" принятие судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств не может служить основанием для отмены принятого им постановления.
...
Суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что как глава КФХ Афанасьева А.А., так и глава КФХ Николаев А.А. в равной мере обладали правом на получение спорных земельных участков без проведения торгов на основании пунктов 12, 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, что в силу абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ являлось основанием для выставления участков на торги."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 декабря 2018 г. N Ф01-6036/18 по делу N А79-12448/2017
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6036/18
06.08.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3238/18
05.03.2018 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-12448/17
30.10.2017 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-12448/17