Нижний Новгород |
|
09 февраля 2024 г. |
Дело N А11-7197/2022 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Чиха А.Н.,
в отсутствие представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
товарищества собственников недвижимости "Фатьяновское"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.08.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023
по делу N А11-7197/2022
по иску муниципального унитарного предприятия
"Владимирводоканал" города Владимира
(ИНН: 7704440018, ОГРН: 1177746828225)
к товариществу собственников недвижимости "Фатьяновское"
(ИНН: 3327129840, ОГРН: 1153327004731)
о взыскании задолженности
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Владимирводоканал" города Владимира (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников недвижимости "Фатьяновское" (далее - Товарищество) о взыскании 161 934 рублей 18 копеек задолженности по договору ресурсоснабжения на приобретение холодной воды для содержания общего имущества многоквартирных домов от 27.11.2017 N 8785 за период с 01.06.2019 по 31.01.2022, 25 837 рублей 67 копеек пеней, начисленных с 01.01.2021 по 31.03.2022 и далее за период начиная с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга.
Заявленное требование основано на статьях 309, 310, 330 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано неоплатой Товариществом поставленного коммунального ресурса и оказанных услуг.
Решением от 08.08.2023, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023, Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил иск.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Владимирской области и постановление Первого арбитражного апелляционного суда ввиду несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права и принять по делу судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что договорные отношения Товариществом исполнялись надлежащим образом до января 2019 года - до момента, когда Предприятие прекратило направлять Товариществу счета на оплату в связи с изменением способа передачи платежных документов посредством электронного документооборота без письменного уведомления ответчика. При этом Товарищество, как некоммерческая организация, управляющая одним многоквартирным домом, расположенным по адресу город Владимир, улица Фатьянова, дом 16, не обязано вести электронный документооборот, давать согласие на это, иметь электронную подпись, в целях минимизации затрат для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
По мнению Товарищества, истцом произведен неверный расчет объема коммунального ресурса, израсходованного на содержание мест общего пользования, поставленного в многоквартирный дом, в результате чего на ответчика возлагается обязанность по оплате излишнего объема, образовавшегося в результате несвоевременной передачи жителями показаний счетчиков, их некорректных данных, предоставления неточных сведений о количестве зарегистрированных граждан в квартирах этого дома. Товарищество полагает, что объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями - жильцами многоквартирного дома (приложение N 2 к Правилам N 354).
Подробно доводы Товарищества изложены в кассационной жалобе.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами первой и второй инстанций и следует из материалов дела, между Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Товариещством заключен договор ресурсоснабжения на приобретение холодной воды для содержания общего имущества многоквартирных домов от 27.11.2017 N 8785 (далее - договор), в соответствии с пунктом 2.1 которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать Товариществу через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду установленного качества в установленном объеме, Товарищество обязалось оплачивать холодную воду установленного качества в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, а также соблюдать режим потребления холодной воды и обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых приборов учета.
В силу пунктов 4.2, 4.3 договора расчетный период равен одному календарному месяцу.
Товарищество оплачивает полученные коммунальные ресурсы до 25-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, платежным поручением на основании счета и счета-фактуры, выставляемых к оплате ресурсоснабжающей организацией не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Во исполнение договора истец в период с 01.06.2019 по 31.01.2022 оказал ответчику услуги по водоснабжению и выставил соответствующие счета-фактуры, которые не были оплачены ответчиком в установленный договором срок.
Неоплата счетов послужила основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с иском.
Исследовав материалы дела и изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, заслушав доводы присутствовавших представителей, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно подпунктам "а", "г" и "ж" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание в надлежащем состоянии общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил N 491).
Таким образом, обязанность по содержанию общедомового имущества в надлежащем состоянии и по поддержанию порядка его использования по общему правилу возложена на управляющую организацию.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
На основании изложенного с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Кроме того, с учетом целей оказания населению коммунальных услуг по электроснабжению, исходя из положений статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 Правил N 354, пунктом 81 (абзац третий) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, ответчик, будучи исполнителем коммунальных услуг, в обязанности которого входит их приобретение, является обязанным лицом по оплате коммунального ресурса в объеме его потребления населением.
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не изменяется, и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе, поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случаях, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, устанавливается с учетом требований подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124.
Объем коммунального ресурса в целях содержания общего имущества, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется как разница объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (далее - Vодпу), и объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме (далее - Vпотр).
Величина Vпотр определяется в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, которым в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 59 Правил N 124 в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. После предоставления потребителем показаний приборов учета производится перерасчет в соответствии с действующим законодательством.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства, в том числе, договор, счета-фактуры, отчеты о начислениях и показаниях, расчет задолженности, установили факт поставки ответчиком коммунального ресурса в многоквартирный дом 16 по улице Фатьянова в городе Владимире. Судебные инстанции проверили детальный расчет задолженности, представленный Предприятием, и пришли к выводу, что он является арифметически и методологически верным, объем и стоимость оказанных услуг документально обоснованы соответствующей первичной документацией.
Из отчетов о начислениях и показаниях усматривается, что по ряду конечных потребителей истец произвел начисления по среднемесячному потреблению либо по нормативу потребления соответствующего вида услуг в связи с отсутствием средств учета, что не противоречит законодательству.
Суд округа отмечает, что в материалы дела представлены доказательства направления расчета ответчику, в связи с чем, являясь управляющей организацией многоквартирного жилого дома, в отношении которого оказывалась услуга холодного водоснабжения, и, как следствие, располагая всеми необходимыми сведениями, он не был лишен возможности проверить расчет, представить свои мотивированные возражения и обоснованный контррасчет. Тем не менее, Товарищество установленные обстоятельства надлежащими доказательствами не опровергло (статьи 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, установив, что предъявленная истцом задолженность ответчиком не погашена, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии правовых оснований для взыскания 161 934 рублей 18 копеек задолженности и 25 837 рублей 67 копеек пеней, начисленных с 01.01.2021 по 31.03.2022 и далее за период начиная с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга.
Довод заявителя жалобы о несвоевременном направлении истцом счетов на оплату суд округа отклонил, поскольку ответчик, действуя добросовестно, зная о наличии у него определенных обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса, имел возможность в спорный период обратиться к истцу с требованием о предоставлении счетов, однако доказательства подобного обращения материалы дела не содержат. Обязанность ответчика по внесению спорных платежей, сроки их внесения прямо установлены законом, поэтому невыставление платежных документов не освобождает ответчика от обязанности по оплате.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводы судов первой и второй инстанций, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права, и не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.
Несогласие подателя жалобы с проведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела направлено на переоценке установленных по делу обстоятельств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права применительно к фактическим обстоятельствам, установленным судами при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Суд округа не вправе переоценивать исследованные нижестоящими инстанциями доказательства и сделанные на их основе выводы.
Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.08.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023 по делу N А11-7197/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Фатьяновское" - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе, поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случаях, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, устанавливается с учетом требований подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124.
...
Величина Vпотр определяется в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, которым в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 февраля 2024 г. N Ф01-9304/23 по делу N А11-7197/2022