г. Нижний Новгород |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А82-19715/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.02.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителя от истца: Забусова А.А. (доверенность от 08.11.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - индивидуального предпринимателя Занина Александра Александровича на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.06.2023 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023 по делу N А82-19715/2022,
по иску индивидуального предпринимателя Занина Александра Александровича (ИНН: 410114915802, ОГРНИП: 304410123700042)
к Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля (ИНН: 7604017909, ОГРН: 1027600682526) и муниципальному бюджетному учреждению "Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство" города Ярославля (ИНН: 7604259633, ОГРН: 1147604005515)
о признании действий незаконными и об обязании возвратить имущество
и установил:
индивидуальный предприниматель Занин Александр Александрович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля (далее - Администрация) о признании незаконным действия Администрации, выраженные в изъятии, удержании имущества (электросамокаты Red Light, маркированные номерами 000301, 000306, 000323, 000325, 000327, 000341, 000345, 000349, 000360, 000366, 000370, 000371, 000378, 000384, 000389, 000393, 000398, 000403, 000419, 000422, 000424, 000432 и 000434) и возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов, а также к муниципальному бюджетному учреждению "Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство" города Ярославля (далее - Предприятие) об обязании Предприятия осуществить возврат имущества Предпринимателя - электросамокаты в количестве 23 штук.
Арбитражного суда Ярославской области решением от 11.06.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023, в отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с названными судебными актами, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросил отменить принятые решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность обжалованных судебных актов, податель жалобы настаивает на незаконном изъятии имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, и недоказанности законности таких действий Администрации; действиями административного органа осуществляется умышленное затягивание процесса возврата имущества с целью увеличения суммы компенсации убытков; электросамокаты в рассмотренном случае не являются "объектом сферы услуг" или "местом проката", а их размещение не порождает земельно-правовые отношения. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и попросил отменить обжалованные решение и постановление.
Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, а также заслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, истец осуществляет предпринимательскую деятельность по предоставлению аренды электросамокатов с помощью мобильного приложения (дополнительный вид деятельности - прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров (ОКВЭД -77.21).
Предпринимателю на праве собственности принадлежат электросамокаты, что подтверждается агентским договором от 22.03.2021 N 4, отчетом агента принципалу от 30.06.2021 N 26 и товарной накладной от 01.07.2021 N 40.
С 01.07.2022 по 19.08.2022 сотрудниками Администрации на территории общего пользования города Ярославля были выявлены самовольно размещенные объекты сферы услуг в области досуга - электросамокаты Red Light в количестве 20 штук, маркированные номерами 000301, 000306, 000323, 000325, 000327, 000345, 000349, 000366, 000370, 000371, 000378, 000384, 000389, 000393, 000403, 000419, 000422, 000424, 000432 и 000434, о чем были составлены акты обследования.
Указанные электросамокаты на основании актов перемещения самовольного размещенного объекта сферы услуг в области досуга были перемещены в место для временного хранения: г. Ярославль, ул. Магистральная, д. 5 (территория Предприятия).
В октябре 2022 года Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о возврате имущества (получено ответчиком 10.10.2022) - электросамокатов Red Light в количестве 24 штук, маркированных номерами 000349, 000378, 000422, 000301, 000306, 000323, 000325, 000327, 000345, 000366, 000370, 000384, 000389, 000393, 000403, 000419, 000432, 000434, 000371, 000378, 000424, 000381 и 000427, указав, что имущество принадлежит ему на праве собственности.
Письмом от 14.10.2022 N 01-09/4921-27 Администрация сообщила Предпринимателю о нахождении электросамокатов в количестве 20 штук у Предприятия на ответственном хранении и об отсутствии оснований для возврата указанных электросамокатов до возмещения расходов, понесенных в связи с их перемещением в место временного хранения и оплаты услуг ответственного хранения.
В адрес Предпринимателя направлен счет от 13.10.2022 N 00000046 на оплату расходов в связи с перемещением самовольного объекта в место временного хранения и его хранением.
Посчитав указанные действия Администрации незаконными, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В пункте 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень таких объектов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300), который относит к ним пункты проката самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 25).
Порядок и условия размещения указанных объектов определены Порядком и условиями размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов на территории Ярославской области, утвержденными постановлением Правительства Ярославской области от 02.04.2015 N 366-п (далее - Порядок N 366-п).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 366-п размещение объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - разрешение), выданного органом исполнительной власти Ярославской области или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и направляется заявителю в течение следующего рабочего дня (пункт 6 Порядка N 366-п).
Согласно второму абзацу пункта 2.6.8.5 Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 N 306, владелец средств индивидуальной мобильности для организации отдыха и развлечения населения обязан оформить использование места проката на законных основаниях.
Постановлением мэрии города Ярославля от 24.05.2007 N 1592 утвержден Порядок выявления, перемещения, временного хранения объектов сферы услуг в области досуга, самовольно размещенных на территории общего пользования города Ярославля (далее - Порядок N 1592).
Под самовольно размещенными объектами сферы услуг в области досуга понимаются объекты сферы услуг в области досуга, размещенные на территориях общего пользования города Ярославля вне мест, определение которых отнесено к компетенции мэрии города Ярославля, а равно в отсутствие законных оснований для использования таких мест.
Согласно пункту 3 Порядка N 1592 выявление самовольно размещенных объектов сферы услуг в области досуга (далее - самовольный объект) осуществляется соответствующей территориальной администрацией мэрии города Ярославля (далее - территориальная администрация) на основании сообщений, обращений, заявлений (жалоб) физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также в ходе осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства.
Согласно пунктам 4 и 5 Порядка N 1592 территориальная администрация проводит обследование места размещения объекта сферы услуг в области досуга с составлением акта обследования по форме согласно приложению 1 к Порядку. При обследовании места размещения объекта сферы услуг в области досуга осуществляется фотофиксация. Акт вместе с приложениями к нему в день его составления направляется в МКУ "Организационно-информационная служба мэрии города Ярославля" (далее - учреждение) для размещения на портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - портал города Ярославля). Размещение акта и приложений к нему на портале города Ярославля осуществляется в день поступления с указанием даты размещения.
В силу пунктов 6.2 и 7 Порядка N 1592 если на месте размещения выявленного самовольного объекта отсутствует лицо, указанное в абзаце пятом пункта 2 Порядка, территориальная администрация в день выявления самовольного объекта организует перемещение самовольного объекта с территории общего пользования города Ярославля в место для временного хранения за счет средств бюджета города Ярославля. Перемещение самовольного объекта фиксируется актом перемещения по форме согласно приложению 3 к Порядку. Акт перемещения составляется в день перемещения и в тот же день направляется территориальной администрацией в учреждение для размещения на портале города Ярославля. Размещение акта перемещения на портале города Ярославля осуществляется в день его поступления с указанием даты размещения.
Факт выявления самовольно размещенных объектов сферы услуг в области досуга - электросамокатов Red Light в количестве 20 штук подтвержден документально (акт обследования).
Разрешение на использование земель в целях размещения пунктов проката электросамокатов по форме, утвержденной Порядком N 366-п, в материалы дела не представлено.
Вопреки доводам заявителя, оснований полагать, что электросамокаты были размещены Предпринимателем на территории общего пользования города Ярославля на законных основаниях, не имеется.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о законности действий Администрации, выразившиеся в изъятии электросамокатов Red Light в количестве 20 штук и перемещения их на место временного хранения, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявления в данной части.
Судебные инстанции также не нашли правовых оснований для удовлетворения требования Предпринимателя к Предприятию о возврате спорных самокатов применительно к статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку удержание электросамокатов выступает способом обеспечения исполнения обязательства по оплате расходов, связанных с перемещением данного имущества в место временного хранения и его хранением (пункт 1 статьи 359 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Документов, подтверждающих возмещение ответчику расходов, понесенных в связи с перемещением указанных выше электросамокатов в место временного хранения и их хранением, в материалы дела не представлены.
В этой связи оснований считать, что Администрацией совершаются действия по затягиваю возврата спорного имущества в целью увеличения расходов Предпринимателя не имеется.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об изъятии электросамокатов Red Light в количестве 3 штук, маркированных номерами 000341, 000360 и 000398, сотрудниками Администрации и последующей их передаче на временное хранение Предприятию. При этом истец не представил документы, свидетельствующие о нахождении данных электросамокатов на территории Предприятия.
При таких обстоятельствах оснований для иных выводов и отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам суд округа не усмотрел, поскольку аргументы заявителя не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права, и не свидетельствует о наличии в обжалованных решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или приведших к допущению судебной ошибки.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судом имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.06.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023 по делу N А82-19715/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Занина Александра Александровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень таких объектов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300), который относит к ним пункты проката самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 25).
...
Судебные инстанции также не нашли правовых оснований для удовлетворения требования Предпринимателя к Предприятию о возврате спорных самокатов применительно к статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку удержание электросамокатов выступает способом обеспечения исполнения обязательства по оплате расходов, связанных с перемещением данного имущества в место временного хранения и его хранением (пункт 1 статьи 359 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 февраля 2024 г. N Ф01-8779/23 по делу N А82-19715/2022