Нижний Новгород |
|
13 июня 2019 г. |
Дело N А82-21340/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.06.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Ярославская областная ветеринарная лаборатория"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019,
принятое судьями Черных Л.И., Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В.,
по делу N А82-21340/2017 Арбитражного суда Ярославской области
по заявлению государственного бюджетного учреждения Ярославской области
"Ярославская областная ветеринарная лаборатория"
(ИНН: 7604065973, ОГРН: 1047600405885)
о признании недействительным решения от 22.09.2017 N 97 государственного
учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе
Ярославле (ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
и установил:
государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Ярославская областная ветеринарная лаборатория" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ярославле (далее - Фонд, Управление) от 22.09.2017 N 97 в части доначисления 389 536 рублей 94 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 75 323 рублей 26 копеек пеней и 77 907 рублей 38 копеек штрафа.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.03.2018 заявленное требование удовлетворено частично: оспариваемое решение Фонда признано недействительным в части доначисления 389 514 рублей 32 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, 75 286 рублей 13 копеек пеней и 77 907 рублей 38 копеек штрафа.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019 решение суда первой инстанции отменено в части признания недействительным решения Фонда о доначислении 361 558 рублей 81 копейки страховых взносов по дополнительному тарифу, 69 882 рублей 83 копеек пеней и 10 330 рублей 25 копеек штрафа. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на неправильное применение норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку Учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составил акт от 18.08.2017 N 203.
В ходе проверки в числе прочих нарушений установлено, что Учреждение не начислило страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному частями 2 и 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", на суммы выплат, произведенных работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (работы с микроорганизмами 1-2 группы опасности).
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Управления принял решение от 22.09.2017 N 97 о привлечении Учреждения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 77 907 рублей 38 копеек. В этом же решении Учреждению доначислены страховые взносы в сумме 389 536 рублей 94 копеек (в том числе по дополнительному тарифу 389 514 рублей 32 копейки) и соответствующие пени.
Не согласившись с решением Фонда, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу об отсутствии у Учреждения обязанности по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу на спорные выплаты, произведенные в пользу работников, и удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, а также статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьей 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", отменил решение суда в обжалуемой части, признав обоснованным произведенное Фондом доначисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статье 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) установлены дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) (с 01.01.2015 - в пункте 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
При этом согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ.
Закон N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), работающим по совместительству и занятым менее 80 процентов рабочего времени или выработавшим льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в особых условиях труда и получающим указанную пенсию.
При этом страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.
В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.
Из статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, 167-ФЗ, 27-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в пункте 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ) в режиме неполной занятости (менее 80 процентов рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде Учреждение производило выплаты в пользу работников, занятых на работах с особыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (Список N 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"), следовательно, Учреждение обязано было исчислять страховые взносы по дополнительному тарифу в общеустановленном порядке.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019 по делу N А82-21340/2017 Арбитражного суда Ярославской области оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Ярославская областная ветеринарная лаборатория" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Ярославская областная ветеринарная лаборатория".
Возвратить государственному бюджетному учреждению Ярославской области "Ярославская областная ветеринарная лаборатория" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 11.04.2019 N 400.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, 167-ФЗ, 27-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в пункте 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ) в режиме неполной занятости (менее 80 процентов рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июня 2019 г. N Ф01-2444/19 по делу N А82-21340/2017
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2444/19
28.03.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-21340/17
21.02.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3277/18
13.03.2018 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-21340/17
10.11.2017 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-21340/17