г. Нижний Новгород |
|
19 июля 2019 г. |
Дело N А17-8243/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.07.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителя от заявителя: Мелкумяна Д.А. (доверенность от 26.11.2018 N 04-11-110),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.12.2018, принятое судьей Никифоровой Г.М., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019, принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В., по делу N А17-8243/2018
по заявлению акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания" (ИНН: 3702733445, ОГРН: 1143702015995)
к службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
о признании недействительным предписания
и установил:
акционерное общество "Ивановская городская теплосбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным предписания службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Инспекция, надзорный орган) от 05.09.2018 N 97-жс.
Решением суда от 11.12.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 04.04.2019 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили часть 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункты 4, 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 (далее - Основы N 400), положения Указов губернатора Ивановской области от 30.12.2013 N 239-уг и от 28.12.2017 N 221-уг, явившихся основанием для выдачи предписания от 05.09.2018. Общество полагает, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) являются единственным специальным нормативно-правовым актом, в котором приведены формулы по расчету стоимости поставленных коммунальных услуг, определения объемов их поставки. Заявитель жалобы указывает, что управляющая организация не обеспечила своевременную проверку оборудования, входящего в состав общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Отзыв Инспекции на кассационную жалобу в суд не поступил.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилась в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 09.08.2018 по 05.09.2018 на основании приказа от 08.08.2018 N 1425 Инспекция в отношении Общества провела внеплановую документарную проверку. Основанием для проверки явилось обращение жителя многоквартирного дома 11 по пер. 2-й Летный города Иванова по вопросу расчета платы за отопление.
При проведении контрольных мероприятий надзорным органом установлено, что в названном многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии и теплоносителя, который был допущен к коммерческой эксплуатации и эксплуатировался до октября 2015 года (истек срок поверки отдельных узлов). Повторно в коммерческую эксплуатацию прибор учета введен с 01.05.2017, в то же время отчетные ведомости за май, июнь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года с указанием в них сведений о показаниях прибора учета в теплоснабжающую организацию не представлялись. В этой связи начисление платы за отопление производилось жителям исходя из установленного норматива.
Проверив применительно к квартире 14 спорного дома величину платы, начисляемой Обществом в 2016 - 2018 годах по нормативу, Инспекция установила, что вносимая гражданами плата за коммунальные услуги превышает предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденные Указом губернатора Ивановской области от 07.12.2015 N 202-уг, от 30.12.2016 N 239-уг, от 28.12.2017 N 221-уг. В этой связи надзорный орган указал на нарушение Обществом требований части 1 статьи 157.1 ЖК РФ, пунктов 4, 10 Основ N 400, положений Указов губернатора Ивановской области от 30.12.2016 N 239-уг, от 28.12.2017 N 221-уг.
Инспекция выдала Обществу обязательное для исполнения предписание от 05.09.2018 N 97-жс о необходимости перерасчета платы за отопление жителям квартиры 14 спорного многоквартирного дома за период с января 2016 года по дату исполнения предписания путем возврата излишне начисленных денежных средств в размере разницы между величиной платы, начисленной в указанный период, и размером платы, исчисленной в соответствии с частью 1 статьи 157.1 ЖК РФ, пунктами 4, 10 Основ N 400, не выше предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденных на территории городского округа Иваново в периоды осуществления начислений, а также в дальнейшем производить начисления в указанном порядке.
Общество, полагая, что выданное надзорным органом предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьями 20, 154, 157, 157.1 ЖК РФ, нормами Положения о государственном жилищном надзоре утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен Правилами N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
В части 2 статьи 157.1 ЖК РФ предусмотрено, что предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы, и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
Целью названных норм является определение механизма ограничения изменения (прироста) платы граждан за коммунальные услуги.
В Основах N 400 определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях.
Согласно пункту 4 Основ N 400 предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов накопления твердых коммунальных отходов и нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 01.01.2015, обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода. В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года).
В пункте 6 Основ N 400 предусмотрено, что объемы коммунальных услуг, численность населения (граждан) и общая площадь жилого помещения в сравниваемых периодах (месяцах) приводятся к единому значению базового периода (декабря).
В силу пункта 10 Основ N 400 применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Указом губернатора Ивановской области от 07.12.2015 N 202-уг на 2016 год утверждены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городском округе Иваново в размере: с 1 января по 30 июня 0 процентов; с 1 июля по 31 декабря - 6,5 процента.
Указом губернатора Ивановской области от 30.12.2016 N 239-уг на 2017 год утверждены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городском округе Иваново в размере с 1 января по 30 июня 0 процентов; с 1 июля по 31 декабря - 10,9 процента.
Указом губернатора Ивановской области от 28.12.2017 N 221-уг на 2018 год утверждены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городском округе Иваново в размере с 1 января по 30 июня 0 процентов; с 1 июля по 31 декабря - 5,6 процента.
Как следует из материалов дела, Общество является теплоснабжающей организацией в отношении спорного многоквартирного дома и производит начисление платы жителям дома за коммунальную услугу по отоплению.
Применительно к квартире 14 указанного жилого дома установлен и заявителем по существу не оспаривается факт превышения предельного индекса за периоды: декабрь 2015 - июнь 2016 на 22,97 процента; июль - декабрь 2016 - на 21,64 процента; первое полугодие 2017 - на 20,32 процента, второе полугодие 2017 - на 11,58 процента; первое полугодие 2018 года - на 10,44 процента, второе полугодие 2018 года - на 8,64 процента.
Норма статьи 157.1 ЖК РФ предусматривает обязательность применения предельного индекса роста цен на коммунальные услуги организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг гражданам, и не содержит как оснований для ее неприменения, так и возможности предъявления платы без учета указанных предельных индексов.
В пункте 5 Основ N 400 определен закрытый перечень случаев, при которых при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не учитывается разница в размере платежей.
Проанализировав названные нормы, суды правомерно указали, что установленные в рассматриваемом деле обстоятельства к перечисленным в пункте 5 Основ N 400 ситуациям не относятся.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что у Инспекции имелись основания для выдачи Обществу оспоренного предписания, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Аргумент заявителя жалобы, что рассматриваемая ситуация возникла в результате бездействия управляющей организации, выразившегося в ненадлежащем содержании и обслуживании общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отклоняется судом округа, поскольку не влияет на правовую оценку изложенных обстоятельств.
Ссылка заявителя жалобы на то, что предельный индекс учитывается именно при принятии тарифных решений и не может быть поставлен в зависимость к изменению размера платы граждан за коммунальные услуги, не основана на статье 157.1 ЖК РФ. Оснований полагать правомерным утверждение заявителя о необходимости применения предельных индексов исключительно при исчислении размера платы граждан за весь комплекс коммунальных услуг исходя из действующего нормативного регулирования не имеется.
Таким образом, обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.12.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 по делу N А17-8243/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Ивановская городская теплосбытовая компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на акционерное общество "Ивановская городская теплосбытовая компания".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к квартире 14 указанного жилого дома установлен и заявителем по существу не оспаривается факт превышения предельного индекса за периоды: декабрь 2015 - июнь 2016 на 22,97 процента; июль - декабрь 2016 - на 21,64 процента; первое полугодие 2017 - на 20,32 процента, второе полугодие 2017 - на 11,58 процента; первое полугодие 2018 года - на 10,44 процента, второе полугодие 2018 года - на 8,64 процента.
Норма статьи 157.1 ЖК РФ предусматривает обязательность применения предельного индекса роста цен на коммунальные услуги организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг гражданам, и не содержит как оснований для ее неприменения, так и возможности предъявления платы без учета указанных предельных индексов.
...
Ссылка заявителя жалобы на то, что предельный индекс учитывается именно при принятии тарифных решений и не может быть поставлен в зависимость к изменению размера платы граждан за коммунальные услуги, не основана на статье 157.1 ЖК РФ. Оснований полагать правомерным утверждение заявителя о необходимости применения предельных индексов исключительно при исчислении размера платы граждан за весь комплекс коммунальных услуг исходя из действующего нормативного регулирования не имеется."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 июля 2019 г. N Ф01-3145/19 по делу N А17-8243/2018
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3145/19
25.06.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3145/19
04.04.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-362/19
11.12.2018 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-8243/18
26.10.2018 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-8243/18