Нижний Новгород |
|
21 августа 2019 г. |
Дело N А11-10185/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.08.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Ионычевой С.В., Трубниковой Е.Ю.
при участии 08.08.2019 представителей
акционерного общества
"Объединенные региональные электрические сети Владимирской области":
Вавиловой И.А. по доверенности от 05.02.2019 N 58,
муниципального образования город Владимир
в лице Администрации города Владимира:
Ермаковой Н.Е. по доверенности от 20.09.2018 N 01-17/65
(после перерыва не явились)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального образования город Владимир
в лице Администрации города Владимира
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.10.2018,
принятое судьей Андриановым П.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019,
принятое судьями Долговой Ж.А., Богуновой Е.А., Вечкановым А.И.
по делу N А11-10185/2017
по иску акционерного общества
"Объединенные региональные электрические сети Владимирской области"
(ИНН: 3329038170, ОГРН: 1063340018785)
к муниципальному образованию город Владимир
в лице Администрации города Владимира
(ИНН: 3302008636, ОГРН: 1033302009146)
о взыскании неосновательного обогащения
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерное общество "Владимирские коммунальные системы", муниципальное унитарное предприятие города Владимира "Владимирские тепловые электрические сети", Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области
и установил:
акционерное общество "Объединенные региональные электрические сети Владимирской области" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию город Владимир в лице Администрации города Владимира (далее - Администрация) о взыскании 345 545 рублей 50 копеек неосновательного обогащения, образовавшегося вследствие оплаты истцом стоимости потерь электрической энергии, произошедших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих ответчику.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - АО "ВКС"), муниципальное унитарное предприятие города Владимира "Владимирские тепловые электрические сети" (далее - Предприятие) и Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 09.10.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019, удовлетворил иск.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 8, 131, 215, 294, 299, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 09.10.2018 и постановление от 27.02.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Кассатор полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу о взыскании стоимости потерь электрической энергии, произошедших в спорных объектах электросетевого хозяйства, поскольку трансформаторные подстанции N 9, 168 и 715, которые в соответствии с концессионным соглашением от 25.05.2012 были построены Обществом, впоследствии использовались последним в своей производственной деятельности, следовательно, обязанность оплачивать возникшие в них потери электрической энергии у ответчика не возникло, неосновательного обогащения на его стороне не образовалось. В отношении же трансформаторных подстанций N 6, 8, 39, 127 и 130 Администрацией приняты решения о закреплении их за Предприятием на праве хозяйственного ведения. По мнению заявителя, вне зависимости от того, состоялась ли государственная регистрация права хозяйственного ведения или нет, бремя несения расходов по содержанию указанных объектов электросетевого хозяйства, в том числе и по оплате потерь электрической энергии, происходящих в них, должно быть возложено именно на Предприятие.
Общество представило в суд округа письменный отзыв, в котором отклонило доводы кассационной жалобы.
Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области уведомил суд о возможности рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось (определение от 05.07.2019).
Определением от 08.08.2019 произведена замена судьи Жегловой О.Н. на судью Ионычеву С.В. в связи с нахождением замененной судьи в очередном отпуске. Кассационная жалоба рассмотрена с начала.
В заседании 08.08.2019 объявлялся перерыв на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 08 часов 45 минут 14.08.2019.
Определением от 14.08.2019 произведена замена судьи Елисеевой Е.В. на судью Трубникову Е.Ю. в связи с нахождением замененной судьи в очередном отпуске. Кассационная жалоба рассмотрена с начала.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области от 09.10.2018 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 по делу N А11-10185/2017 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество является сетевой организацией, основным видом деятельности которой является оказание услуг по передаче электрической энергии до границ балансовой принадлежности, установленных договором энергоснабжения, заключенным потребителем и гарантирующим поставщиком, либо энергоснабжающей организацией, а также осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей.
Объектами электросетевого хозяйства, в которых с 01.10.2015 по 01.06.2017 происходили потери электрической энергии, предъявленные истцом к взысканию с ответчика, являются трансформаторные подстанции с оборудованием N 6, 8, 9, 39, 127, 130, 168 и 715.
Договор на куплю-продажу электрической энергии в целях компенсации потерь электрической энергии в спорных объектах электросетевого хозяйства в спорный период АО "ВКС" (гарантирующим поставщиком) и собственником указанных трансформаторных подстанций (Администрацией) не заключался.
Общество и АО "ВКС" заключили договор от 28.12.2007 N 124/4-08, по условиям которого гарантирующий поставщик продает, а Общество оплачивает электрическую энергию (мощность) для компенсации фактических потерь, возникших в спорных объектах электросетевого хозяйства.
Общество оплатило АО "ВКС" потери электрической энергии, в том числе в спорных трансформаторных подстанциях.
Общество посчитало, что лицом, обязанным оплатить потери в спорных трансформаторных подстанциях, находящихся в муниципальной собственности, является Администрация, поэтому обратилось в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд округа принял постановление исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26, пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и пунктом 4 Основных положений N 442 сетевые организации, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязаны оплачивать электроэнергию, потерянную в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.
В пункте 130 Основных положений N 442 установлено, что при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Таким образом, обязанность по оплате потерь электрической энергии может быть возложена наряду с сетевыми организациями также и на иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, которыми могут выступать как собственник соответствующих объектов, так и иные лица, владеющие такими объектами на других основаниях и фактически эксплуатирующие их.
Удовлетворяя требования Общества о взыскании с ответчика потерь электроэнергии, произошедших в трансформаторных подстанциях, суды сочли, что названные подстанции находятся в муниципальной собственности и отсутствуют доказательства их передачи истцу и (или) государственной регистрации обременения по концессионному соглашению.
Суд округа счел названные выводы преждевременными, сделанными без установления судами и исследования фактических обстоятельств, входящих в предмет доказывания.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются, в том числе, объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии
В силу части 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В части 5 статьи 10 Закона N 115-ФЗ указано: в случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 115-ФЗ при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан, в том числе осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента.
Права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 названной статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента (часть 15 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).
В материалы дела представлено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры энергоснабжения муниципального образования город Владимир от 25.05.2012, контрагентами которого являются Администрация (концедент), Общество (концессионер) и Предприятие.
В силу пункта 1.1 соглашения концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, и осуществлять передачу и распределение электрической энергии с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионер обязан за свой счет создать и реконструировать объект соглашения, состав и описание, технико-экономические показатели которого установлены в приложении 1, в сроки, указанные в разделе 9 соглашения.
В пункте 9.2 соглашения предусмотрено, что сроки создания и реконструкции объекта соглашения указаны в приложении 7 и устанавливаются в соответствии с предварительно согласованными концендентом инвестиционными программами концессионера, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством в сфере регулирования цен (тарифов).
Перечень создаваемых и реконструируемых объектов, входящих в состав объекта соглашения, сроки вложения инвестиций, установлены в соответствии с инвестиционной программой концессионера, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 25.12.2009 N 1125; при изменении инвестиционной программы концессионера перечень создаваемых и реконструируемых объектов, входящих в состав объекта соглашения (приложение 7 к соглашению), подлежит пересмотру (пункт 4.2 соглашения).
В силу пункта 4.12 соглашения концессионер обязан обеспечить ввод в эксплуатацию объекта соглашения (объектов недвижимого имущества, входящих в состав объекта соглашения) с установленными технико-экономическими показателями, указанными в приложении 7, в порядке, установленном законодательством, в срок установленный пятым абзацем пункта 4.2 соглашения.
На основании пункта 4.3 соглашения стороны обязались в течение одного месяца с даты ввода в эксплуатацию созданных и реконструированных концессионером объектов осуществить действия, необходимые для государственной регистрации права собственности концедента, а также прав владения и пользования концессионера. В частности, на концессионера возложена обязанность за счет своих средств провести техническую инвентаризацию и кадастровый учет созданных и реконструированных объектов и передать концеденту оформленные в установленном порядке технические паспорта и оригиналы технической документации, подготовить проект изменений соглашения, предусматривающий уточнение характеристик реконструированных объектов недвижимого имущества, входящих в состав объекта соглашения, и (или) включения в состав объекта соглашения (приложение 1) созданных объектов; концедент же обязался в течение трех рабочих дней после представления концессионером указанных документов обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты. Стороны соглашения также пришли к соглашению, что на них совместно будет возложено обязательство обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прав концессионера на владение и пользование имуществом, составляющим объект соглашения и иное указанное в нем имущество.
В пункте 4.13 соглашения предусмотрено, что концессионер обязан приступить к эксплуатации объекта соглашения в срок, указанный в пункте 9.5 соглашения, а именно с момента подписания соглашения (по объектам, подлежащим созданию, - с момента ввода в эксплуатацию) до 29.06.2035.
Концессионер обязан использовать (эксплуатировать) имущество, входящее в состав объекта соглашения или в состав иного имущества, в установленном соглашением порядке в целях, в том числе повышения эффективности, устойчивости и надежности (бесперебойности) функционирования топливно-энергетических ресурсов путем восстановления и развития инфраструктуры электроснабжения, повышения устойчивости, надежности (бесперебойности), доступности и качества услуг по электроснабжению.
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято названное судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве.
Таким образом, отсутствие регистрации права владения и пользования объектом соглашения (обременение права собственности концедента) само по себе не является основанием для освобождения сторон от обязательств по концессионному соглашению. В силу пункта 4.3 соглашения обязательство обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прав концессионера на владение и пользование имуществом, составляющим объект соглашения, возложено на стороны совместно. Суды не исследовали, предпринимало ли Общество и Администрация, либо каждый из них в отдельности действия, необходимые для регистрации права владения и пользования Обществом соответствующими объектами, уклонялась ли Администрация от регистрации названных прав, а также соблюдение сторонами условий соглашения, касающихся вновь созданных объектов по концессионному соглашению, в том числе предшествующих названной регистрации.
Неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, влияет на правильность применения норм материального права.
Таким образом, обжалованные судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение с суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
отменить решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.10.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 по делу N А11-10185/2017.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Владимирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято названное судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 августа 2019 г. N Ф01-2860/19 по делу N А11-10185/2017
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2327/2021
12.03.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-10603/18
15.09.2020 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-10185/17
16.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-10185/17
21.08.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2860/19
27.02.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-10603/18
09.10.2018 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-10185/17