Нижний Новгород |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А82-19772/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.08.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Воронцова А.А. (доверенность от 25.11.2018),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Муниципальные энергетические системы"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.12.2018,
принятое судьей Секериной С.Е., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
по делу N А82-19772/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Муниципальные энергетические системы"
(ОГРН: 1067746594640; ИНН: 7727575942)
к администрации города Переславля-Залесского
(ОГРН: 1027601048727; ИНН: 7608004065)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Муниципальные энергетические системы" (далее - ООО "МЭС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к администрации города Переславля-Залесского (далее - Администрация) о признании недействительным пункта 2 постановления Администрации от 31.08.2018 N ПОС.03-1265/18 "О принятии заявок на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации города Переславля-Залесского" в части принятия заявок на системы теплоснабжения, подключенные к котельным в поселке Молодежный и микрорайоне Чкаловский.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.12.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционного суда, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судом, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, постановлением Администрации от 08.05.2014 N ПОС.03-0669/14 "Об утверждении схемы теплоснабжения и определении единых теплоснабжающих организаций в системах теплоснабжения города Переславля-Залесского" (далее - Постановление от 08.05.2014 N ПОС.03-0669/14) Общество наделено статусом единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) в системах теплоснабжения, подключенных к котельным в поселке Молодежный и микрорайоне Чкаловский. Администрация в установленном законом порядке решения об утрате ООО "МЭС" статуса ЕТО не принималось, поэтому Общество продолжает оставаться ЕТО в системах теплоснабжения, подключенных к упомянутым котельным.
Подробно доводы Общества приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением от 08.05.2014 N ПОС.03-0669/14 утверждена схема теплоснабжения г. Переславля-Залесского, а также определены в отдельных системах теплоснабжения города ЕТО, в том числе ООО "МЭС" в системах теплоснабжения, подключенных к котельным в поселке Молодежный и микрорайоне Чкаловский. Данное постановление признало утратившими силу отдельные постановления 2013-2014 годов, касающиеся утверждения схемы теплоснабжения города. Постановление вступило в силу 19.05.2014.
Постановлением Администрации от 15.05.2015 N ПОС.03-0735/15 муниципальному унитарному предприятию "Спектр" (далее - МУП "Спектр") присвоен статус ЕТО на территории г. Переславля-Залесского (пункт 1), признаны утратившими силу Постановления от 08.05.2014 N ПОС.03-0669/14 и от 16.06.2014 N ПОС.03-0913/14 "О внесении изменений в Постановление от 08.05.2014 N ПОС.03-0669/14 "Об утверждении схемы теплоснабжения и определении единых теплоснабжающих организаций в системах теплоснабжения города Переславля-Залесского" (пункт 2). Постановление вступило в силу после опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2015.
Администрация приняла постановление от 09.06.2015 N ПОС.03-0870/15, которым внесены изменения в постановление от 15.05.2015 N ПОС.03-0735/15 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории города Переславля-Залесского", а именно - пункт 2 постановления изложен в следующей редакции:
- постановление Администрации от 16.06.2014 N ПОС.03-0913/14 "О внесении изменений в постановление Администрации от 08.05.2014 N ПОС.03-0669/14 "Об утверждении схемы теплоснабжения и определении единых теплоснабжающих организаций в системах теплоснабжения города Переславля-Залесского" признать утратившим силу;
- из пункта 3 Постановления от 08.05.2014 N ПОС.03-0669/14 исключить слова "от 03.06.2013 N 884 "Об утверждении схемы теплоснабжения г. Переславля-Залесского".
Постановлением Администрации от 31.08.2018 N ПОС.03-1265/2018 "О принятии заявок на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации г. Переславля-Залесского" МУП "Спектр" признано утратившим статус ЕТО г. Переславля-Залесского с 01.10.2018 (пункт 1). Данным постановления также предложено теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать в Администрацию заявку о присвоении им статуса ЕТО в границах зоны деятельности, установленной Схемой теплоснабжения г. Переславля-Залесского (в редакции постановления Администрации от 31.07.2017 N ПОС.036-1021/17).
Полагая, что пункт 2 указанного постановления Администрации в части принятия заявок на системы теплоснабжения, подключенные к котельным в поселке Молодежный и микрорайоне Чкаловский, не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания постановления Администрации от 31.08.2018 N ПОС.03-1265/18 в оспариваемой части недействительным.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, регламентированы положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В пункте 4 части 1 статьи 14 названного Закона предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения отнесена, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N 190-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 43 Закона N 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Закон о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относит организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 1, 4 части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ).
Суд установил и из материалов дела следует, что Постановлением от 08.05.2014 N ПОС.03-0669/14 ООО "МЭС" присвоен статус ЕТО в отдельной системе теплоснабжения, подключенной к котельным в поселке Молодежный и микрорайоне Чкаловский.
В дальнейшем пунктом 2 постановления Администрации от 15.05.2015 N ПОС.03-0735/15 вышеуказанное постановление от 08.05.2014 N ПОС.03-0669/14 признано утратившим силу.
Суд установил, что данное постановление от 15.05.2015 N ПОС.03-0735/15 в указанной части в установленном законом порядке не отменено и не признано недействительным. Фактически интерес ООО "МЭС" заключается в получении возможности признать за собой статус ЕТО в системе теплоснабжения г. Переславля-Залесского.
Порядок приобретения и утраты данного статуса регламентирован Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Исходя из анализа положений данный Правил, суд сделал вывод о том, что наделение статусом ЕТО может иметь место в случае отмены органом местного самоуправления ранее принятого постановления, которым был утвержден переход данного статуса к иной организации.
В материалы дела не представлено доказательств присвоения Обществу в установленном порядке статуса ЕТО на момент вынесения Администрацией оспариваемого постановления от 31.08.2018. суд правомерно указал, что автоматического восстановления ранее присвоенного статуса ЕТО по причине утраты такого статуса ЕТО другой организацией из действующего законодательства не следует.
Предложение Администрации теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса ЕТО в границах зоны деятельности, установленной Схемой теплоснабжения, соответствует нормативным требованиям закона.
Критерии и порядок определения ЕТО регламентированы нормами раздела II Правил N 808.
Согласно пункту 3 названных Правил статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа решением главы местной администрации городского поселения, главы местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 808 в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения) должны быть определены границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы (систем) теплоснабжения (абзац 1). В случае если на территории поселения, городского округа, города федерального значения существуют несколько систем теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация (организации) определяется в отношении каждой или нескольких систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения (абзац 2).
Для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа, города федерального значения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности (пункт 5 Правил N 808).
В силу пункта 17 Правил N 808 орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации или получения от федерального органа исполнительной власти, главы местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) копии решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации обязан разместить на официальном сайте соответствующее решение, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации (абзац 1). Подача заявления заинтересованными организациями и определение единой теплоснабжающей организации осуществляется в порядке, установленном в пунктах 5 - 11 настоящих Правил (абзац 2).
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона о теплоснабжении (в ранее действовавшей редакции) схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154.
Как установил суд, в г. Переславле-Залесском действует несколько систем теплоснабжения. Действующая схема теплоснабжения города, утвержденная постановлением Администрации г от 03.06.2013 N 884 "Об утверждении схемы теплоснабжения г. Переславля-Залесского" (в редакции постановления от 31.07.2017 N ПОС.03-1021/17 "Об актуализации на 2018 год схемы теплоснабжения города Переславля-Залесского" предусматривает, что на все системы теплоснабжения утверждается единая теплоснабжающая организация. Реестр зон деятельности утвержденной ЕТО - весь город (8 систем теплоснабжения). Такая организация теплоснабжения города не противоречит норме абзаца 2 пункта 4 Правил N 808.
Законность утверждения схемы теплоснабжения г. Переславля-Залесского подтверждена в судебном порядке в рамках дела N А82-20237/2017.
Под зоной деятельности единой теплоснабжающей организации понимается одна или несколько систем теплоснабжения на территории поселения, городского округа, в границах которых она обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии.
На основании изложенных обстоятельств суд пришел к правомерному выводу о том, что наличие в одном городском округе нескольких систем теплоснабжения не является препятствием для определения одной единой теплоснабжающей организации на территории всего городского округа в отношении всех существующих на этой территории систем теплоснабжения при соблюдении порядка отбора, установленного названными Правилами.
В этой связи содержащееся в пункте 2 оспариваемого постановления предложение уполномоченным организациям подать заявку о присвоении им статуса ЕТО в границах зоны деятельности, установленной действующей Схемой теплоснабжения г. Переславля-Залесского от 31.07.2017 N ПОС.03-1021/17 соответствует Закону о теплоснабжении и приведенным выше положениям Правил N 808 и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, не лишенного права подать соответствующую заявку.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права, а по существу сводятся к несогласию с установленными судами по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.12.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.04.2019 по делу N А82-19772/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Муниципальные энергетические системы" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Муниципальные энергетические системы" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под зоной деятельности единой теплоснабжающей организации понимается одна или несколько систем теплоснабжения на территории поселения, городского округа, в границах которых она обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии.
На основании изложенных обстоятельств суд пришел к правомерному выводу о том, что наличие в одном городском округе нескольких систем теплоснабжения не является препятствием для определения одной единой теплоснабжающей организации на территории всего городского округа в отношении всех существующих на этой территории систем теплоснабжения при соблюдении порядка отбора, установленного названными Правилами.
В этой связи содержащееся в пункте 2 оспариваемого постановления предложение уполномоченным организациям подать заявку о присвоении им статуса ЕТО в границах зоны деятельности, установленной действующей Схемой теплоснабжения г. Переславля-Залесского от 31.07.2017 N ПОС.03-1021/17 соответствует Закону о теплоснабжении и приведенным выше положениям Правил N 808 и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, не лишенного права подать соответствующую заявку."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2019 г. N Ф01-3819/19 по делу N А82-19772/2018