Нижний Новгород |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А43-91/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.10.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Жегловой О.Н., Трубниковой Е.Ю.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
жилищного кооператива - товарищество собственников жилья
дома N 9 проспект Союзный
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.03.2019
и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019
по делу N А43-91/2019
по иску публичного акционерного общества
"ТНС энерго Нижний Новгород"
(ИНН: 5260148520, ОГРН: 1055238038316)
к жилищному кооперативу - товариществу собственников жилья
дома N 9 проспект Союзный
(ИНН: 5263024515, ОГРН: 1025204418227)
о взыскании задолженности и пеней
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском о взыскании с жилищного кооператива - товарищество собственников жилья дома N 9 проспект Союзный (далее - Товарищество) 86 536 рублей 36 копеек задолженности по оплате электрической энергии, поставленной в июле - сентябре 2018 на содержание общедомового имущества многоквартирного дома, находящегося в управлении Товарищества, 1207 рублей 64 копеек пеней, начисленных за период с 20.09.2018 по 17.12.2018 и далее, по день фактической оплаты долга.
Арбитражный суд Нижегородской области рассмотрел спор в порядке упрощенного производства и решением от 04.03.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019, иск удовлетворил.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, пунктами 40 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); пунктом 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 04.03.2019 и постановление от 31.05.2019, принять новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что он не был надлежащим образом извещен о судебном разбирательстве и узнал о наличии настоящего спора и выдаче исполнительного листа от 09.01.2019 только 14.03.2019 от судебного пристава-исполнителя.
Кассатор указывает, что исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению в отношении спорного многоквартирного дома является Общество.
Подробно доводы Товарищества изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалоб, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 04.03.2019 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Нижегородской области.
Товарищество является управляющей организацией многоквартирного жилого дома (далее - МКД), расположенного по адресу: город Нижний Новгород, переулок Союзный, дом 9.
В отсутствие заключенного договора в отношении объема электрической энергии, потребленной МКД на общедомовые нужды, истец в период с июля по сентябрь 2018 года поставил в многоквартирные жилые дома электрическую энергию.
Ссылаясь на задолженность по оплате электрической энергии в части превышения норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, истец предъявил настоящий иск.
Объем предъявленной к оплате электроэнергии определен истцом на основании показаний общедомовых приборов учета за июль - сентябрь 2018 года и сведений об индивидуальном потреблении электроэнергии за тот же период, а также норматива на общедомовые нужды.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии со статьями 135 и 138 Жилищного кодекса Российской Федерации на товарищество собственников жилья возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
В пункте 44 Правил N 354 (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к Правилам N 354.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу подпунктов "а", "г" и "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе обеспечивается товариществом собственников жилья (пункт 16 Правил N 491).
В силу названных норм права обязанности по содержанию общедомового имущества в надлежащем состоянии и по поддержанию порядка его использования по общему правилу возложены на товарищество собственников жилья. В законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие ресурсоснабжающую организацию, при наличии товарищества собственников жилья, следить за общедомовым имуществом, от надлежащего состояния и использования которого, в том числе, зависит объем ресурса, расходуемый на общедомовые нужды.
В статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД. Расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, должны включаться в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из пунктов 4, 21 (1), подпункта "а" пункта 22, пункта 30 Правил N 124, в их системном толковании следует, что обязанность по оплате ресурса, потребленного сверх норматива на общедомовые нужды, при отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного жилого дома возлагается на управляющую организацию (товарищество собственников жилья), обязанную следить за состоянием общедомового имущества и порядком его использования.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации (товарищества собственников жилья) к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Указанное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279.
Нормативный и сверхнормативные объемы электроэнергии, затраченные на содержание общедомового имущества, в силу названных норм права товарищество собственников жилья оплачивает ресурсоснабжающей организации. Отсутствие договорных отношений ресурсоснабжающей организации с товариществом собственников жилья не изменяет статуса этого лица по отношению к собственникам помещений в доме, как лица, осуществляющего содержание общего имущества дома, а, следовательно, обязанного оплатить соответствующие объемы электроэнергии ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, на товарищество собственников жилья возложена обязанность приобрести у ресурсоснабжающей организации весь объем ресурса, необходимый для содержания общего имущества дома.
Следовательно, довод Товарищества об отсутствии у него в соответствующий период статуса исполнителя коммунальных услуг и обязанности оплачивать сверхнормативный объем электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, противоречат нормам материального права. Факт управления спорным домом ответчиком не оспаривается, доказательства того, что общим собранием собственников спорного многоквартирного жилого дома принято решение о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения, в материалах дела отсутствуют.
Расчет суммы задолженности, выполненный истцом, проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан соответствующим пункту 44 Правил N 354, то есть произведенным с учетом показаний общедомовых приборов учета, установленных в спорном многоквартирном доме. Вопреки мнению подателя жалобы наличие введенных в эксплуатацию приборов учета не исключает наличия превышения потребления электроэнергии на общедомовые нужды над установленным нормативом.
Возражения кассатора относительно того, что он не был надлежащим образом уведомлен о судебном разбирательстве, судом округа отклоняются, поскольку в материалах дела присутствует отзыв на иск, представленный ответчиком в суд первой инстанции 28.01.2019. Кроме того, исполнительный лист от 09.01.2019, на который ссылается заявитель, не мог быть выдан в рамках настоящего дела, поскольку решение суда первой инстанции принято 04.03.2019.
Доводы Товарищества направлены на переоценку исследованных судами доказательств и фактических обстоятельств, что не свидетельствует о нарушении норм материального и процессуального права и не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.03.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019 по делу N А43-91/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу жилищного кооператива - товарищество собственников жилья дома N 9 проспект Союзный - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пунктов 4, 21 (1), подпункта "а" пункта 22, пункта 30 Правил N 124, в их системном толковании следует, что обязанность по оплате ресурса, потребленного сверх норматива на общедомовые нужды, при отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного жилого дома возлагается на управляющую организацию (товарищество собственников жилья), обязанную следить за состоянием общедомового имущества и порядком его использования.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации (товарищества собственников жилья) к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Указанное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279.
...
Расчет суммы задолженности, выполненный истцом, проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан соответствующим пункту 44 Правил N 354, то есть произведенным с учетом показаний общедомовых приборов учета, установленных в спорном многоквартирном доме. Вопреки мнению подателя жалобы наличие введенных в эксплуатацию приборов учета не исключает наличия превышения потребления электроэнергии на общедомовые нужды над установленным нормативом."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 октября 2019 г. N Ф01-5044/19 по делу N А43-91/2019