Нижний Новгород |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А29-4126/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.04.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019
по делу N А29-4126/2018
по иску муниципального унитарного предприятия "Ритуал" муниципального образования городского округа "Ухта" (ОГРН: 1021100737943, ИНН: 1102009276)
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального
Казначейства по Республике Коми (ОГРН: 1021100514390, ИНН: 1101481447),
Министерству финансов Республики Коми (ОГРН: 1021100524213, ИНН: 1101481969),
муниципальному образованию городского округа "Ухта" в лице
администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
(ОГРН: 1021100735810, ИНН: 1102024570),
Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (ОГРН: 1021100513774, ИНН: 1101471400),
государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты"
(ОГРН: 1021100736832, ИНН: 1102020858),
Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
(ОГРН: 1041100439302, ИНН: 1101486283)
о взыскании убытков
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Предприятие, МУП "Ритуал") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Коми о взыскании убытков, возникших в связи с отсутствием возмещения расходов на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством сроки, в размере гарантированного перечня услуг по погребению в сумме 41 533 рублей 22 копеек.
Арбитражный суд Республики Коми определениями от 06.11.2018 и 15.01.2019 привлек к участию в деле в качестве соответчиков Министерство финансов Республики Коми (далее - Минфин Республики Коми), администрацию муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация) и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (далее - Отделение Пенсионного фонда), Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты" (далее - Учреждение) и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее - Минтруд Республики Коми).
Решением суда от 03.04.2019 в пользу Предприятия с Минтруда Республики Коми взыскано 34 672 рубля 76 копеек убытков, с Отделения Пенсионного фонда - 6860 рублей 46 копеек убытков. В удовлетворении иска к иным ответчикам отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 решение Арбитражного суда Республики Коми оставлено без изменения.
Минтруд Республики Коми не согласился с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению Минтруда Республики Коми, основанием для возмещения специализированным службам за счет средств бюджетов Российской Федерации стоимости услуг по погребению является установленный и подтвержденный документально факт, что умерший не работал и не являлся пенсионером. Данный факт можно установить только в отношении лица, личность которого установлена. Субъектам Российской Федерации не предоставлено право самостоятельно регулировать вопросы, связанные с определением порядка возмещения специализированным службам стоимости услуг по погребению. Денежные средства субъекту Российской Федерации на указанные цели не выделяются. Предприятием не соблюден порядок обращения за возмещением затрат, понесенных в связи с погребением умерших. Факт причинения убытков не доказан.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Минфин Республики Коми в отзыве на кассационную жалобу поддержал доводы Минтруда Республики Коми и просил рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, МУП "Ритуал" является специализированной организацией по вопросам похоронного дела, которая на основании Устава оказывает услуги, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), в том числе, услуги по погребению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в установленные действующим законодательством сроки.
Предприятие в период с 2013 по 2017 годы на основании заявок ГБУЗ РУ "Ухтинская городская больница N 1" произвело погребение 21 умершего, личность которых не установлена.
В связи с отсутствием возмещения расходов на погребение умерших, личность которых не установлена, МУП "Ритуал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 12, 25, 26, 28 Закона N 8-ФЗ, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", постановлением Правительства Республики Коми от 05.12.2006 N 296 (ред. от 14.02.2018) "О финансировании расходов на реализацию Федерального закона "О погребении и похоронном деле", суд первой инстанции пришел к выводу, что погребение умерших, личность которых не установлена, финансируется за счет средств субъекта Российской Федерации.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом Арбитражного суда Республики Коми и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:
Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии);
Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
На основании пункта 2 статьи 12 Закона N 8-ФЗ погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона N 8-ФЗ услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В статье 26 Закона N 8-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предоставления материальной и иной помощи для погребения.
На основании изложенных норм права суды правомерно указали на то, что расходы на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что с учетом сроков исковой давности Предприятием заявлено ко взысканию 41 533 рубля 22 копейки расходов на погребение, из которых 6860 рублей 46 копеек составляют расходы на погребение умершего, являвшегося пенсионером, 34 672 рубля 76 копеек - расходы на погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Факт оказания услуг подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах суды, приняв во внимание стоимость услуг по погребению умерших (погибших), установленную в 2015 и 2017 годах на территории муниципального образования городского округа "Ухта", правомерно взыскали с Минтруда Республики Коми 34 672 рубля 76 копеек убытков, понесенных Предприятием в связи с оказанием услуг по погребению умерших, личность которых не установлена.
Довод заявителя жалобы о том, что Предприятием не соблюден порядок обращения за возмещением затрат, понесенных в связи с погребением умерших, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку это не препятствует обращению в суд за защитой нарушенного права в пределах срока исковой давности.
Иные доводы Минтруда Республики Коми отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.04.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 по делу N А29-4126/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона N 8-ФЗ услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
...
В статье 26 Закона N 8-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предоставления материальной и иной помощи для погребения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 октября 2019 г. N Ф01-5086/19 по делу N А29-4126/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5086/19
19.07.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4030/19
20.06.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4126/18
03.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4126/18