Нижний Новгород |
|
13 января 2020 г. |
Дело N А43-15551/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Новикова Ю.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.07.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А43-15551/2019
по иску федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (ОГРН: 1025201076560, ИНН: 5228007186)
к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Апастовская птицефабрика" (ОГРН: 1185275047561, ИНН: 5263137068)
о взыскании штрафа
и установил:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Апастовская птицефабрика" (далее - Общество) о взыскании 180 000 рублей штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту от 29.11.2018 N 169.
Решением суда от 26.07.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 решение Арбитражного суда Нижегородской области оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель жалобы считает, что суды неполно установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и не дали надлежащей оценки представленным в дело доказательствам. Истец указывает на то, что ответчик в нарушение условий контракта не обеспечил соответствие поставленного товара требованиям о качестве, поставил товар неподтвержденного качества.
К кассационной жалобе, направленной в суд в электронном виде через систему подачи документов "Мой Арбитр", Общество приложило дополнительные документы.
Суд округа с учетом его компетенции, установленной в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не принимает дополнительно представленные истцом документы.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
В соответствии с пунктом 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Учреждение (государственный заказчик) и Общество (поставщик) заключили государственный контракт от 29.11.2018 N 169 на поставку товаров для государственных нужд, по условиям которого поставщик обязался передать государственному заказчику кур-несушек (товар) согласно ведомости поставки (приложение 1) и техническому заданию (приложение 3), являющимся неотъемлемой частью контракта, в сроки, установленные пунктом 1.2 контракта, а государственный заказчик обязался принять товар и обеспечить его оплату.
В соответствии с разделом 2 контракта поставщик обязался обеспечить соответствие товара требованиям законодательства, нормативных и технических документов, иных актов государственного заказчика и условиям контракта; передать товар, по показателям качества и безопасности соответствующий требованиям, содержащимся в нормативных и технических документах и в контракте, в количестве, предусмотренном контрактом, не обремененный правами третьих лиц.
Цена контракта составляет 1 800 000 рублей (в том числе налог на добавленную стоимость) и включает в себя стоимость товара, стоимость тары и упаковки, транспортные расходы, расходы на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи, взимаемые с поставщика в связи с исполнением обязательств по контракту (пункт 3.1 контракта).
В пункте 5.4 контракта стороны согласовали, что вместе с товаром поставщик передает государственному заказчику относящуюся к товару документацию: счет-фактуру; товарную накладную, оформленную в двух экземплярах (по одному для поставщика и государственного заказчика) с печатью поставщика; ветеринарный сопроводительный документ, оформленный в соответствии с приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 "Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях", с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2017 N 431-ФЗ, на каждую поставку; акт приема-передачи товара (приложение 2), оформленный в двух экземплярах (по одному для поставщика и государственного заказчика) при каждой поставке товара; сводный акт приема-передачи товара (приложение 3) по окончании поставки товара в полном объеме.
В силу пункта 5.5 контракта в случае, если документы, указанные в пункте 5.4 контракта, не переданы поставщиком государственному заказчику одновременно с товаром, товар считается непоставленным и приемке не подлежит.
На основании пункта 5.6 контракта обязательство поставщика по поставке (передаче) товара считается исполненным с момента подписания государственным заказчиком сводного акта о приемке товаров (приложение 3).
Согласно пункту 6.2 контракта приемка товара проводится комиссией грузополучателя в количестве не менее 5 человек. Комиссия организует проведение приемки товаров, осуществляет проверку соответствия товара сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, условиям контракта и требованиям действующего законодательства, одновременно проводится проверка комплектности товара, а также соответствие товара техническому заданию. При необходимости запрашивает от поставщика недостающие документы и материалы, а также получает разъяснения по представленным документам и материалам.
При выявлении несоответствий или недостатков товара в целом или отдельной партии, в том числе несоответствие количественным, качественным характеристикам товара, а также несоответствия ассортимента принимаемого товара сопроводительным документам поставщика комиссией составляется акт приемки, который подписывается комиссией, поставщиком и утверждается начальником грузополучателя или его заместителем (пункт 6.9 контракта).
В соответствии с пунктом 10.2 контракта в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), поставщик выплачивает государственному заказчику штраф в размере 10 процентов цены контракта, что составляет 180 000 рублей (пункт 10.4 контракта).
Во исполнение контракта поставщик поставил государственному заказчику товар, что подтверждается актом приема-передачи товара от 29.11.2018, подписанным сторонами.
Учреждение оплатило поставленный товар на общую сумму 1 800 000 рублей (платежные поручения от 26.12.2018 и 28.12.2018).
Государственный заказчик направил поставщику претензию от 15.03.2019 с требованием об уплате 180 000 рублей штрафа за поставку товара неподтвержденного качества и нарушение пункта 5.4 контракта - непредставление ветеринарных свидетельств на товар.
Общество оставило претензию без удовлетворения, что явилось основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 456, 464, 469, 506, 513, 525, 526 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличия оснований для взыскания с ответчика неустойки.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом Арбитражного суда Нижегородской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу статьи 309 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 5 статьи 454 Кодекса к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные параграфом 1, применяются, если иное не предусмотрено правилами Кодекса об этих видах договоров.
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (пункт 2 статьи 456 Кодекса).
Как следует из статьи 464 Кодекса, если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (пункт 2 статьи 456), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи.
В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 513 Кодекса покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
В пункте 2 статьи 513 Кодекса установлено, что принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
На основании пункта 2 статьи 525 Кодекса к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Кодекса.
Согласно статье 526 Кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что государственный заказчик должен был обнаружить отсутствие ветеринарных свидетельств и иной необходимой сопроводительной документации при приемке товара. Вместе с тем Учреждение приняло товар без каких-либо замечаний и оговорок об отсутствии необходимых документов. В акте приема-передачи указано, что товар принят по количеству и качеству.
Истец не представил доказательств обращения к ответчику с требованием о предоставлении ветеринарных свидетельств на товар, как предусмотрено пунктом 6.2 контракта, либо назначило продавцу разумный срок для передачи необходимых документов. Сведения о том, что товар принят государственным заказчиком на ответственное хранение, отсутствуют.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.07.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А43-15551/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 2 статьи 525 Кодекса к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Кодекса.
Согласно статье 526 Кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 января 2020 г. N Ф01-7586/19 по делу N А43-15551/2019