Нижний Новгород |
|
15 января 2020 г. |
Дело N А43-7031/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Узола":
Смирнова С.В. по доверенности от 22.01.2019
от Департамента лесного хозяйства Нижегородской области:
Золотаревой И.А. по доверенности от 25.01.2019 N 7
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.06.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019
по делу N А43-7031/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Узола"
(ОГРН: 1145260009498, ИНН: 5260389807)
о признании недействительным решения
Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
(ОГРН: 1115260001449, ИНН: 5260294552)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Узола" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) от 12.12.2018 N 484 об отказе в приеме лесной декларации.
Заявленное требование основано на статьях 12 и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 9 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Приказ N 17) и мотивировано тем, что требования уполномоченного органа в разрезе хозяйственных секций является неправомерным и избыточным.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 03.06.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019, удовлетворил требование Общества по заявленным основаниям.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), Приказ N 17, Административный регламент о предоставлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденный приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 (далее - Административный регламент), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Представленная Обществом лесная декларация не соответствовала проекту освоения лесов, поэтому Департамент правомерно отказал заявителю в приеме декларации.
Представитель Общества в судебном заседании отклонил доводы, изложенные в жалобе.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество является арендатором лесного участка по договору аренды от 19.07.2011 N 501 в Ковернинском районном лесничестве (далее - Лесничество).
Договором аренды определен ежегодный разрешенный объем заготовки древесины в разрезе хозяйств.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-25994/2014 в договор аренды внесены изменения, в том числе определены объемы заготовки древесины в 2018 году.
В соответствии со статьей 26 Кодекса Общество направило в Лесничество лесную декларацию 02.12.2018 N 52 на заготовку древесины в объеме 1521 м3 по мягколиственному хозяйству, которая подготовлена на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы и утвержденного приказом Департамента от 04.07.2018 N 891.
Лесничество письмом от 12.12.2018 N 484 отказало в приеме декларации. Отказ мотивирован тем, что объем древесины по березовой хозяйственной секции, указанный в лесной декларации, превышает объем, установленный проектом освоения лесов, на 1519 м3 при проведении сплошной рубки.
Общество оспорило решение Департамента в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 25 Кодекса предусмотрено, что заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1 статьи 26 Кодекса).
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2 статьи 26 Кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 26 Кодекса форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В части 1 статьи 67 Кодекса предусмотрено, что на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Кодекса).
Согласно статье 69.1 Кодекса таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Кодекса основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В части 1 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что арендаторы лесных участков составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса (часть 1 статьи 88 Кодекса).
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 88 Кодекса).
Приказом N 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.
Согласно пункту 3 Приказа N 69 проект освоения лесов содержит, в том числе, сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Проект освоения лесов состоит из общей части и специальной части.
Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Кодекса.
Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" включает подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные, в частности, договором аренды лесного участка.
Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов (пункт 4 Приказа N 69).
В пункте 5 Приказа N 69 предусмотрено, что в разделе "Общие сведения" содержатся, в том числе копия договора аренды лесного участка с приложениями.
В разделе "Сведения о лесном участке" приводится, помимо прочего, таксационная характеристика лесных насаждений на лесном участке (по таксационным описаниям, данным сплошного перечета или натурного обследования) (пункта 6 Приказа N 69).
В соответствии с пунктом 11 Приказа N 69 специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования лесов" состоит из подразделов (по видам разрешенного использования лесов).
Согласно пункту 12 Приказа N 69 подраздел "Заготовка древесины" содержит следующие сведения: возрасты рубок и возрасты спелости лесных насаждений для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов (приложение N 26); установленный объем заготовки древесины на участке; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (приложение N 27), пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая лесная карта); общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28).
В силу пункта 28 Приказа N 69 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены, в том числе, в аренду, в соответствии со статьей 12 Кодекса на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В соответствии с пунктом 31 Приказа N 69 при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В Правилах N 474 предусмотрено, что конкретный объем заготовки на каждой лесосеке по каждой древесной породе проектом освоения лесов не устанавливается, а определяется на стадии подачи лесной декларации по результатам отвода и таксации лесосек в соответствии с указанными правилами.
Согласно пункту 7 Правил N 474 для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок: 1) спелых, перестойных лесных насаждений; 2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; 3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 Кодекса.
Конкретный объем изъятия по каждой конкретной лесосеке определяется на стадии подачи лесной декларации по породам по данным натурной таксации лесосек после обозначения их границ на местности (пункты 18, 19, 27 - 29, 36, 37 Правил N 474).
Приказом N 17 утверждены форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации.
В пункте 4.1 Приказа N 17 установлено, что в приложении 1 к лесной декларации отражается следующая информация: в графе "Вырубаемая древесная порода" указывается название каждой древесной породы (в отдельных строках), запас которой определен на соответствующей лесосеке, в том числе включая виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается. При заготовке живицы данная графа не заполняется.
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 6 Приказа N 17).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги по приему лесных деклараций, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления приведен в Административном регламенте N 641.
Согласно пункту 2.6.1 Административного регламента N 641 для получения государственной услуги в части приема лесных деклараций заявитель представляет следующие документы: лесную декларацию; приложения к лесной декларации: а) объемы использования лесов в зависимости от вида использования лесов, создание (снос) объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; б) общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов; в) схема (схемы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры.
В пункте 2.11 Административного регламента N 641 приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, в том числе в части приема лесных деклараций. К ним относятся: 1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте; 2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Департамент, отказав Обществу в приеме лесной декларации, указал, что представленная им декларация не соответствует проекту освоения лесов (сведения по объему заготовки древесины по березовой хозяйственной секции сплошная рубка превышают ежегодный объем заготовки по березовой хозяйственной секции сплошная рубка, установленный проектом освоения лесов).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле документы, проанализировав проект освоения лесов, суды пришли к выводу, что представленная Обществом лесная декларация не противоречит обязательным разделам проекта освоения лесов.
Ссылка Департамента в обоснование своей позиции на таблицы 30, 33 проекта освоения лесов обоснованно отклонена судами.
Суды установили, что проект освоения лесов (подраздел "Заготовка древесины") содержит ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (таблица 30). Представленная Обществом лесная декларация соответствует сведениям, отраженным в указанной таблице. Содержащиеся в таблице 33 проекта освоения лесов ("Расчетная лесосека по сплошным рубкам спелых и перестойных лесных насаждений") сведения не являются обязательной составляющей проекта освоения лесов, носят справочный характер. Конкретные данные по объему заготовки на каждой лесосеке по каждой древесной породе определены Обществом при подаче лесной декларации.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.
Аргументы заявителя о нарушении судами норм процессуального права подлежит отклонению, как не подтвержденные материалами дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и отклонены на основе оценки представленных в дело доказательств.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.06.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 по делу N А43-7031/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом N 17 утверждены форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации.
В пункте 4.1 Приказа N 17 установлено, что в приложении 1 к лесной декларации отражается следующая информация: в графе "Вырубаемая древесная порода" указывается название каждой древесной породы (в отдельных строках), запас которой определен на соответствующей лесосеке, в том числе включая виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается. При заготовке живицы данная графа не заполняется.
Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 6 Приказа N 17)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 января 2020 г. N Ф01-7155/19 по делу N А43-7031/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6966/19
15.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7155/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7155/19
08.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6966/19
03.06.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-7031/19