Нижний Новгород |
|
23 января 2020 г. |
Дело N А29-9324/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Ухта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.08.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019
по делу N А29-9324/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Ухта"
(ИНН: 1102024468; ОГРН: 1021100731190)
к начальнику отдела судебных приставов по городу Ухте Управления Федеральной
службы судебных приставов по Республике Коми -
старшему судебному приставу Кувшиновой Галине Алексеевне,
отделу судебных приставов по городу Ухте Управления Федеральной
службы судебных приставов по Республике Коми,
Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми
о признании незаконным решения и об обязании устранить допущенные нарушения,
заинтересованное лицо - общество с ограниченной ответственностью "Тельпос"
(ИНН: 1102002665, ОГРН: 1021100731189),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Ухта" (далее - ООО "Газпром Трансгаз Ухта", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к начальнику отдела судебных приставов по городу Ухте Управления Федеральной
службы судебных приставов по Республике Коми - старшему судебному приставу Кувшиновой Галине Алексеевне, отделу судебных приставов по городу Ухте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее - Отдел судебных приставов), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее - Управление) о признании незаконным отказа начальника Отдела судебных приставов, изложенного в письме от 26.06.2019 N 19/1509896, предоставить Обществу информацию о ходе исполнительного производства N 18767/19/11003-ИП и об обязании Отдела судебных приставов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тельпос" (далее - ООО "Тельпос").
Решением суда от 16.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Газпром Трансгаз Ухта" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, отказ со стороны должностного лица службы судебных приставов в предоставлении мотивированного ответа по существу поставленных в обращении вопросов не основан на нормах Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и нарушает право взыскателя на участие в исполнительном производстве.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
ООО "Газпром Трансгаз Ухта" заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.02.2019 судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов на основании исполнительного листа от 08.02.2019 серии ФС 026393190, выданного Арбитражным судом Республики Коми по делу N А29-4293/2016 о взыскании с ООО "Тельпос" в пользу ООО "Газпром Трансгаз Ухта" 3 422 527 рублей 83 копеек задолженности, возбудил исполнительное производство N 18767/19/11003-ИП.
Общество 13.06.2019 обратилось в Отдел судебных приставов с заявлением о предоставлении информации о ходе исполнительного производства N 18767/19/11003-ИП.
В письме от 26.06.2019 N 19/1509896 начальник Отдела судебных приставов разъяснил, что Общество вправе ознакомиться с материалами исполнительного производства для получения необходимой информации.
Общество посчитало, что отказ начальника Отдела судебных приставов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы взыскателя и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 50, 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьями 9, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу, что у ответчика отсутствовала обязанность по направлению взыскателю информации о ходе исполнительного производства, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон N 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 118-ФЗ судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
На основании части 1 статьи 50 Закона N 229-ФЗ стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
На основании части 1 статьи 64.1 Закона N 229-ФЗ заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (статья 64.1 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве утвержденными ФССП России 11.04.2014 N 15-9 (далее - Методические рекомендации) не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства.
В силу пункта 4.1 Методических рекомендаций при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и содержащих в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона N 229-ФЗ, должностные лица службы судебных приставов: рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).
В соответствии со статьями 9 и 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней с момента регистрации такого обращения.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что 13.06.2019 Общество обратилось в Отдел судебных приставов с заявлением о предоставлении информации о ходе исполнительного производства N 18767/19/11003-ИП. Заявление взыскателя получено службой судебных приставов, рассмотрено и 26.06.2019 на него дан письменный ответ, который получен Обществом 28.06.2019, что подтверждается штампом организации о получении входящей корреспонденции.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводам о соблюдении Отделом судебных приставов срока, установленного действующим законодательством для рассмотрения обращений граждан, и об отсутствии с его стороны нарушения прав и законных интересов взыскателя в сфере предпринимательской деятельности: Обществу дано мотивированное разъяснение о порядке получения информации о движении исполнительного производства; Закон N 229-ФЗ не обязывает судебного пристава направлять взыскателю весь объем информации о ходе исполнительного производства; Общество не лишено права на установленное частью 1 статьи 50 Закона N 229-ФЗ самостоятельное ознакомление с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали ООО "Газпром Трансгаз Ухта" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, связанной с подачей кассационной жалобы, судом округа не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ и разъяснениями, данными в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" кассационные жалобы по делам об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.08.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 по делу N А29-9324/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 9 и 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней с момента регистрации такого обращения.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводам о соблюдении Отделом судебных приставов срока, установленного действующим законодательством для рассмотрения обращений граждан, и об отсутствии с его стороны нарушения прав и законных интересов взыскателя в сфере предпринимательской деятельности: Обществу дано мотивированное разъяснение о порядке получения информации о движении исполнительного производства; Закон N 229-ФЗ не обязывает судебного пристава направлять взыскателю весь объем информации о ходе исполнительного производства; Общество не лишено права на установленное частью 1 статьи 50 Закона N 229-ФЗ самостоятельное ознакомление с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 января 2020 г. N Ф01-7725/19 по делу N А29-9324/2019