Нижний Новгород |
|
04 февраля 2020 г. |
Дело N А28-16859/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2020.
Полный текст постановления изготовлен 04.02.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
индивидуального предпринимателя Галимзянова Фарида Диязовича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.05.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019
по делу N А28-16859/2018
по иску индивидуального предпринимателя Галимзянова Фарида Диязовича
(ИНН: 431701547604, ОГРНИП: 304430702200040)
к министерству лесного хозяйства Кировской области
(ИНН: 4345164254, ОГРН 1074345003963)
об обязании заключить договор аренды лесного участка
и установил:
индивидуальный предприниматель Галимзянов Фарид Диязович (далее - истец, Предприниматель, ИП Галимзянов Ф.Д.) обратился в Арбитражный суд Кировской области с иском к министерству лесного хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Министерство) об обязании заключить договор аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Исковые требования основаны на части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) и мотивированы тем, что Предприниматель, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, предоставленного ему в аренду по результатам торгов на срок от 10 лет, по истечении срока действия названного договора имеет право на заключение нового договора аренды этого же лесного участка без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 21.05.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ИП Галимзянов Ф.Д. обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Кассатор полагает, что суды при рассмотрении настоящего спора применительно к части 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ ошибочно оценивали договор от 10.12.2008, заключенный в связи с переоформлением ранее возникших арендных правоотношений, и его срок действия, а не договор аренды, заключенный до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации. При этом суд фактически пришел к выводам о ничтожности договора от 10.12.2008, который был заключен в порядке переоформления договора от 08.01.2004, и о незаконном владении участком лесного фонда на протяжении четырех лет. Заявитель считает, что мотивировка данного вывода со ссылкой на Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, неправомерна, поскольку определенный решением уполномоченного органа минимальный срок действия заключаемого в целях приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды лесного участка для использования в целях заготовки древесины (статья 29 Лесного кодекса Российской Федерации) не мог составлять в соответствии с пунктом 8 указанного Порядка и частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации менее 10 лет. В связи с этим срок действия договора аренды от 08.01.2004, отраженный в пункте 20 данного договора и составляющий 10 лет с момента его государственной регистрации, не определялся соглашением сторон, а соответствовал сроку договора, установленному уполномоченным органом (распоряжение департамента лесного хозяйства Кировской области от 06.05.2008 N 91) и нарушение норм действовавшего в то время законодательства отсутствовало.
По мнению заявителя, вывод судов о том, что срок договора от 08.10.2004 не превысил десять лет, в связи с чем у истца отсутствует право на заключение договора на новый срок, минуя процедуру торгов, является ошибочным и несоответствующим части 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ и статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив обоснованность доводов кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установили суды, ФГУ Малмыжский лесхоз (арендодатель) и Предприниматель (арендатор) 08.01.2004 на основании распоряжения Правительства Кировской области от 02.09.2003 N 373 и протокола о результатах лесного конкурса от 25.12.2003 заключили договор N 1 на аренду участка лесного фонда (далее -
договор от 08.01.2004) общей площадью 2928 гектаров, местоположение лесного участка отражено в пункте 2.1 договора от 08.01.2004 и приложении 1 к нему.
Лесной участок передан арендатору на основании передаточного акта.
Срок действия договора определен с даты государственной регистрации договора по 08.01.2014 (пункт 3.1 договора от 08.01.2004).
Договор от 08.01.2004 зарегистрирован в установленном законом порядке 29.01.2004.
В целях приведения договора от 08.01.2004 N 5 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 10.12.2008 департамент лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и Предприниматель (арендатор) на основании распоряжения департамента лесного хозяйства Кировской области от 07.08.2008 N 209 "О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда" и протокола о результатах лесного конкурса от 25.12.2003 заключили договор N 15-5 аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - договор от 10.12.2008), по условиям которого арендатору предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 2928 гектаров, местоположение: Кировская область, Малмыжский район, Малмыжское лесничество, Дмитриевское участковое лесничество, кварталы 9, 16, 17, 25, 38, 39, 64, 65; Кильмезский район, Малмыжское лесничество, Плотбищенское участковое лесничество, кварталы 14, 16, 42, 53, 55, 64, условный номер 43-43-01/324/2008-370, учетная запись в государственном лесном реестре N 15.6-2008-05.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 10.12.2008.
Согласно пункту 20 договора от 10.12.2008 он заключен на срок 10 лет с даты его государственной регистрации.
Договор от 10.12.2008 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 26.12.2008 под номером 43-43-01/682/2008-431.
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 25.06.2015 N 45/335 Департамент лесного хозяйства Кировской области переименован в Министерство.
Предприниматель обратился к Министерству с заявлением о заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов.
Письмом от 19.10.2018 N 6485-58-04-14 Министерство сообщило об отказе в заключении договора со ссылкой на часть 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ.
Истец, посчитав данный отказ незаконным, обратился в арбитражный суд с иском об обязании Министерства заключить с ним договор аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Спорные отношения возникли из договора аренды лесного участка, заключенного сторонами до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации.
Действовавшие договоры аренды участков лесного фонда в связи с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации необходимо было привести в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009 (пункты 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, устанавливал особый порядок переоформления ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона по правилам статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В период действия названного приказа и после признания его утратившим силу (приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2011 N 927) действующее законодательство не предусматривало возможность изменения условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации арендаторы, находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок от 10 лет.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Установив, что срок договора от 08.01.2004, приведенного в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, не превышал 10 лет, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что у истца отсутствует право на заключение договора аренды на новый срок, минуя процедуру торгов.
Перезаключение спорного договора аренды лесного участка без проведения торгов противоречит требованию о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной в статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации и призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды.
Ссылку кассатора на наличие правовых оснований для изменения срока аренды лесного участка при переоформлении договора, окружной суд отклонил в связи со следующим.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе не опровергают выводов судов об отсутствии условий, предусмотренных статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации, при наступлении которых у арендатора возникает право на заключение нового договора аренды лесных участков без проведения торгов, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (часть 1, 3 статьи 286 АПК РФ).
Доводы, приведенные Предпринимателем в подтверждение своей позиции по данному делу, получили надлежащую правовую оценку со стороны судов и отклонены с изложением причин в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов.
Иное толкование кассатором норм права, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 21.05.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019 по делу N А28-16859/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Галимзянова Фарида Диязовича (ИНН: 431701547604, ОГРНИП: 304430702200040) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перезаключение спорного договора аренды лесного участка без проведения торгов противоречит требованию о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной в статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации и призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды.
...
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 февраля 2020 г. N Ф01-7852/19 по делу N А28-16859/2018