Нижний Новгород |
|
19 февраля 2020 г. |
Дело N А82-27148/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.02.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Ионычевой С.В., Трубниковой Е.Ю.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.06.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019
по делу N А82-27148/2018
по иску акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2"
(ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151)
к муниципальному унитарному предприятию
"Дирекция по управлению и эксплуатации многоквартирных домов
и приватизации жилого фонда" города Ярославля
(ИНН: 7601000424, ОГРН: 1027600683109)
о взыскании задолженности
и установил:
акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Дирекция по управлению и эксплуатации многоквартирных домов и приватизации жилого фонда" города Ярославля (далее - Предприятие) 563 817 рублей 47 копеек задолженности по оплате услуги по представлению сведений о начислениях за услуги по горячему водоснабжению.
Иск основан на статьях 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктах 9.2.1, 9.1.3 и 9.4 договора ресурсоснабжения от 01.11.2017 N 7021 и мотивирован неисполнением Предприятием договорной обязанности по оплате названной услуги.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 19.06.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019, отказал в удовлетворении иска.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, пунктом 21 (1) и подпунктом "е (1)" пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Компания обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению Компании, суды дали неверное толкование условиям договора ресурсоснабжения от 01.11.2017 N 7021, из которого очевидно следует, что услуга по передаче спорных сведений является платной.
Кассатор полагает, что услуга по направлению итоговых денежных начислений является самостоятельной, дополнительной по отношению к установленной законом обязанности по передаче показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объема потребления коммунального ресурса. Податель жалобы настаивает, что установление платы за такую дополнительную услугу является проявлением принципа свободы договора, установленного в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Компания (ресурсоснабжающая организация) и Предприятие (исполнитель) заключили договор ресурсоснабжения от 01.11.2017 N 7021, по условиям которого ресурсоснабжающая организация отпускает тепловую энергию и теплоноситель на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, а исполнитель оплачивает отпущенные коммунальные ресурсы.
В силу пункта 4.1 договора количество коммунального ресурса, расходуемого на общедомовые нужды, фактически подаваемого исполнителю, определяется в соответствии с Правилами N 124.
В разделе 9 договора стороны определили порядок информационного взаимодействия сторон, в соответствии с которым исполнитель обязуется ежемесячно в срок до 25-го числа текущего месяца формировать и актуализировать электронную базу данных потребителей коммунальных услуг (паспортный стол); ежемесячно до 25-го числа текущего месяца осуществлять выгрузку информации (паспортный стол) в адрес ресурсоснабжающей организации в электронной форме в формате Excel; ведомости зарегистрированных граждан, ведомости временно зарегистрированных граждан, ведомости снятия с регистрационного учета граждан.
Ресурсоснабжающая организация, в свою очередь, обязуется в срок до 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, представлять потребителю в электронном виде сведения о начислениях за услугу "горячее водоснабжение" согласно приложению 11.
В соответствии с приложением 11 Компания обязана передавать Предприятию в отношении жилых помещений в разрезе лицевых счетов сведения об объеме потребленной горячей воды, рассчитанном по установленным нормативам и установленном на основании индивидуальных приборов учета, их стоимости с учетом произведенных перерасчетов.
Согласно дополнительному соглашению к договору от 16.11.2017 раздел 9 договора дополнен пунктом 9.1.3, в соответствии с которым исполнитель обязуется ежемесячно в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, оплачивать услуги, выполняемые ресурсоснабжающей организацией по этому договору, а также пунктом 9.4, согласно которому стоимость (цена) услуг, выполняемых ресурсоснабжающей организацией по настоящему договору за предоставление сведений о начислениях, является договорной и составляет 1,4 процента от суммы средств, поступивших на расчетный счет ресурсоснабжающей организации в отчетном периоде, и, кроме того, налог на добавленную стоимость - 18 процентов от стоимости услуг. Отчетным периодом по договору является месяц. Ресурсоснабжающая организация оформляет отчет о выполнении договора в соответствии с приложением 13.
В срок не позднее 5 календарных дней с момента оказания услуг ресурсоснабжающая организация обязуется передать (выставить) исполнителю акт об оказании услуг, оформленный в соответствии с приложением 14, и счет-фактуру, оформленный в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137.
Данное соглашение в соответствии с его пунктом 5 вступает в силу с 01.11.2017 и является неотъемлемой частью ранее заключенного договора.
Неоплата Предприятием услуг по предоставлению сведений о начислениях послужила основанием для обращения Компании с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В пунктах 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора; в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам.
Порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами N 124, а также иными нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Спорные правоотношения связаны с поставкой коммунального ресурса на содержание общего имущества в многоквартирные жилые дома, поэтому к ним подлежит применению жилищное законодательство, в частности, Правила N 124.
В пункте 21 (1) Правил N 124 регламентирован порядок определения объемов коммунального ресурса (за исключением тепловой энергии), поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. Для определения названного объема используется величина Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенного за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Для определение названной величины в подпункте "е (1)" пункта 18 Правил N 124 предусматриваются обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
Таким образом, названными нормами установлена обязанность ресурсоснабжающей организацией безвозмездно предоставлять названные сведения.
В силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 этой статьи, являются ничтожными.
Ничтожной сделкой является также сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (пункт 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Условие в договоре на приобретение коммунального ресурса с целью содержания общего имущества жилых многоквартирных домов об установлении платы за предоставление сведений, обязанность предоставления которых установлена законом с целью установления обязательства управляющей организации, действующей в интересах собственников помещений находящихся в ее управлении жилых многоквартирных домов, противоречит названным императивным нормам права, существу регулирования соответствующего обязательства и нарушает охраняемые законом интересы третьих лиц - собственников помещений находящихся в управлении Предприятия жилых многоквартирных домов, поскольку собираемая Предприятием в целях содержания общего имущества жилых многоквартирных домов плата при таком условии договора будет фактически расходоваться на цели, не предусмотренные действующим законодательством. Указанная плата установлена за исполнение ресурсоснабжающей организацией обязанности, которая в контексте статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации не является услугой.
Таким образом, суды правомерно признали соответствующее условие ничтожным и отказали в удовлетворении иска.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и расходы по ее уплате относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.06.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А82-27148/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (пункт 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Условие в договоре на приобретение коммунального ресурса с целью содержания общего имущества жилых многоквартирных домов об установлении платы за предоставление сведений, обязанность предоставления которых установлена законом с целью установления обязательства управляющей организации, действующей в интересах собственников помещений находящихся в ее управлении жилых многоквартирных домов, противоречит названным императивным нормам права, существу регулирования соответствующего обязательства и нарушает охраняемые законом интересы третьих лиц - собственников помещений находящихся в управлении Предприятия жилых многоквартирных домов, поскольку собираемая Предприятием в целях содержания общего имущества жилых многоквартирных домов плата при таком условии договора будет фактически расходоваться на цели, не предусмотренные действующим законодательством. Указанная плата установлена за исполнение ресурсоснабжающей организацией обязанности, которая в контексте статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации не является услугой."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 февраля 2020 г. N Ф01-8010/19 по делу N А82-27148/2018