Нижний Новгород |
|
20 февраля 2020 г. |
Дело N А43-46898/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.02.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
при участии представителей
от заявителя: Филоненко И.С. (доверенность от 13.01.2019),
от заинтересованного лица: Зотовой Ю.И. (доверенность от 09.01.2020 N 3),
Пестовой М.Ю. (доверенность от 10.01.2020 N 6/1)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области
"Родильный дом N 5 Московского района г. Нижнего Новгорода"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.08.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019
по делу N А43-46898/2018
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Родильный дом N 5 Московского района г. Нижнего Новгорода"
(ИНН: 5259011457, ОГРН: 1035205268010)
о признании недействительным решения Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Нижегородской области
(ИНН: 5253001734, ОГРН: 1025203035219),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование
(ИНН: 9723030797, ОГРН: 1177746612581),
и установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Родильный дом N 5 Московского района г. Нижнего Новгорода" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - Фонд) от 08.10.2018 N 38, а финансовые санкции в размере 208 708 рублей 03 копеек не подлежащими применению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование (далее - ООО ВТБ МС).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.08.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащий применению приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, у Фонда отсутствуют полномочия на поручение проведения экспертизы качества медицинской помощи страховой медицинской организации; реэкспертиза, оформленная актом от 25.09.2018 N 47, проведена неуполномоченным лицом и была поручена одной из заинтересованных сторон. Материалами дела подтверждается отсутствие нарушений качества оказания медицинской помощи; проведенные экспертизы содержат противоречивые сведения. Таким образом, заявитель полагает, что решение Фонда от 08.10.2018 N 38 является незаконным и нарушает права и законные интересы Учреждения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
ООО ВТБ МС в отзыве на кассационную жалобу также не согласилось с изложенной в ней позицией; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в связи с поступившими претензиями по результатам медико-экономической экспертизы Учреждения Фонд организовал реэкспертизу по результатам медико-экономической экспертизы, результаты которой оформлены актом от 13.06.2018 N 22.
По результатам реэкспертизы Фонд вынес решение от 12.07.2018 N 18, в соответствии с которым страховой медицинской организации поручено в том числе, провести экспертизу качества медицинской помощи по 13 случаям оказания медицинской помощи с привлечением экспертов качества медицинской помощи по соответствующей специальности.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2019 по делу N А43-28398/2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.08.2019, Учреждению отказано в удовлетворении требования о признании решения Фонда от 12.07.2018 N 18 незаконным.
ООО ВТБ МС (страховая медицинская организация) провело плановую тематическую экспертизу качества медицинской помощи Учреждения, результаты которой оформило актом от 16.07.2018 N 97637/105696/1.
Не согласившись с результатами экспертизы, зафиксированными в указанном акте, Учреждение 26.07.2018 направило в адрес Фонда претензию.
По результатам рассмотрения претензии Фондом организована реэкспертиза качества медицинской помощи, с целью проведения которой Фонд направил поручение от 20.08.2019 N 506-КМП врачу-эксперту Ханталиной Г.М., включенной в Территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи Ленинградской области.
В соответствии с актом реэкспертизы по результатам экспертизы качества медицинской помощи от 25.09.2018 N 47, подписанным Учреждением с протоколом разногласий, экспертное заключение Фонда совпало с заключением страховой медицинской организации в 6 случаях (в части применения кода нарушения 3.12 "Необоснованное назначение лекарственной терапии"); при реэкспертизе 7 случаев помимо нарушений, выявленных страховой медицинской организацией, соответствующих коду нарушения 3.12, на основании данных первичной медицинской документации выявлены нарушения, соответствующие коду 3.2.3 "Невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и (или) клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, приведших к ухудшению состояния здоровья застрахованного лица, либо создавшее риск прогрессирования имеющегося заболевания, либо создавшее риск возникновения нового заболевания" (за исключением случаев отказа застрахованного лица от лечения, оформленного в установленном порядке).
На основании акта реэкспертизы от 25.09.2018 N 47 Фонд вынес решение от 08.10.2018 N 38 о применении к 6 случаям медицинской помощи кода нарушения 3.12; отмене по 7 случаям оказания медицинской помощи кода нарушения 3.12 и применении по данным случаям кода нарушения 3.2.3, а также о применении к Учреждению финансовых санкций в размере 208 708 рублей 03 копеек.
Не согласившись с указанным решением Фонда, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 29, 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 9, 38, 40, 42 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о законности оспариваемого решения Фонда и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) участниками обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ
В части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ предусмотрено право территориального фонда в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно.
Повторные медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются решением территориального фонда (части 3, 4 статьи 42 Закона N 326-ФЗ).
Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утвержден приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок N 230).
В пункте 19 Порядка N 230 установлено, что в соответствии с частью 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты медико-экономической экспертизы, оформленные соответствующим актом по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, являются основанием для применения к медицинской организации мер, предусмотренных статьей 41 Закона N 326-ФЗ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (приложение 8 к настоящему Порядку), а также могут являться основанием для проведения экспертизы качества медицинской помощи.
Согласно части 7 статьи 40 Закона N 326-ФЗ и пункту 22 Порядка N 230 экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи, по поручению территориального фонда обязательного медицинского страхования или страховой медицинской организации.
В пункте 37 Порядка N 230 установлено, что экспертом качества медицинской помощи, осуществлявшим проведение экспертизы качества медицинской помощи, оформляется экспертное заключение (приложение 11 к настоящему Порядку), содержащее описание проведения и результаты экспертизы качества медицинской помощи, на основании которого составляется акт экспертизы качества медицинской помощи.
В соответствии со статьей 42 Закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право обжаловать заключение страховой медицинской организации по результатам контроля путем направления претензии в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования рассматривает поступившие от медицинской организации документы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, которые в соответствии с частью 4 статьи 42 Закона N 326-ФЗ оформляются решением территориального фонда (пункт 74 Порядка N 230).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования направляет решение по результатам реэкспертизы в страховую медицинскую организацию и в медицинскую организацию, направившую претензию в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (пункт 75 порядка N 230).
При несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке (пункт 76 Порядка N 230).
В рассматриваемом случае правомерность проведения экспертизы качества медицинской помощи по решению Фонда от 12.07.2018 N 18 подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А43-28398/2018 Арбитражного суда Нижегородской области, имеющими преюдициальное значение для настоящего спора.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что порядок принятия оспариваемого решения от 08.10.2018 N 38, установленный Законом N 326-ФЗ и Порядком N 230, Фонд не нарушил.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у Фонда оснований для поручения эксперту Ханталиной Г.М. проведения реэкспертизы по результатам экспертизы качества медицинской помощи правомерно отклонен судами, поскольку врач-эксперт Ханталина Г.М. включена в Территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи Ленинградской области, являющийся в силу пункта 84 Порядка N 230 сегментом единого реестра экспертов качества медицинской помощи.
Суды также исследовали доводы Учреждения о противоречиях в актах экспертизы качества медицинской помощи от 10.09.2018 и акте реэкспертизы по результатам экспертизы качества медицинской помощи от 25.09.2018 N 47 и установили, что представленные Учреждением в обоснование доводов документы факт наличия противоречий в акте реэкспертизы по результатам экспертизы качества медицинской помощи от 25.09.2018 N 47 не подтверждают, критериям относимости, предусмотренным в статье 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не соответствуют.
Ссылка заявителя жалобы на нарушение Фондом пункта 45 Порядка N 230, выразившееся в нерассмотрении акта с протоколом разногласий с привлечением заинтересованных сторон, отклоняется, как основанная на неверном толковании норм права. Указанная норма регламентирует порядок осуществления Фондом контроля за деятельностью страховых медицинских организаций (раздел VI Порядка N 230) и не распространяется на случаи обжалования медицинской организацией заключения страховой медицинской организации по результатам контроля путем направления претензии на акт экспертизы качества медицинской помощи в Фонд (раздел XI Порядка N 230).
Суды также правомерно приняли во внимание, что при обращении в Фонд с претензией от 26.07.2018 на результаты экспертизы качества медицинской помощи, зафиксированные в акте страховой медицинской организации, выявленные нарушения Учреждение по существу не оспаривало, ссылаясь только на нарушение процедуры назначения Фондом и проведения экспертизы страховой медицинской организацией.
Между тем, действующее законодательство не предусматривает возможность признания незаконными результатов проверки по формальным основаниям при наличии подтвержденного нарушения со стороны медицинского учреждения и отсутствии доказательств нарушения его прав со стороны Фонда.
На основе исследования и оценки имеющихся в деле доказательств суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Фонда от 08.10.2018 N 38 принято уполномоченным органом, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере осуществления экономической деятельности.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.08.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 по делу N А43-46898/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Родильный дом N 5 Московского района г. Нижнего Новгорода" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей отнести на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Родильный дом N 5 Московского района г. Нижнего Новгорода".
Возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Родильный дом N 5 Московского района г. Нижнего Новгорода" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 10.12.2019 N 2575 при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 7 статьи 40 Закона N 326-ФЗ и пункту 22 Порядка N 230 экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи, по поручению территориального фонда обязательного медицинского страхования или страховой медицинской организации.
...
В соответствии со статьей 42 Закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право обжаловать заключение страховой медицинской организации по результатам контроля путем направления претензии в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования рассматривает поступившие от медицинской организации документы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, которые в соответствии с частью 4 статьи 42 Закона N 326-ФЗ оформляются решением территориального фонда (пункт 74 Порядка N 230).
...
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что порядок принятия оспариваемого решения от 08.10.2018 N 38, установленный Законом N 326-ФЗ и Порядком N 230, Фонд не нарушил."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 февраля 2020 г. N Ф01-8648/20 по делу N А43-46898/2018