Нижний Новгород |
|
03 марта 2020 г. |
Дело N А29-10287/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.03.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми
"Республиканская стоматологическая поликлиника"
на решение Арбитражного суда Республика Коми от 23.09.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2019
по делу N А29-10287/2019
по иску Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми"
(ИНН: 1101486501, ОГРН: 1061101037634)
к Государственному автономному учреждению здравоохранения Республики Коми
"Республиканская стоматологическая поликлиника"
(ИНН: 1101487103, ОГРН: 1021100521375)
о понуждении к заключению договора
и установил:
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми" (далее - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Коми", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному автономному учреждению здравоохранения Республики Коми "Республиканская стоматологическая поликлиника" (далее - ГАУЗ РК "РСП", Поликлиника) о понуждении к заключению договора об оказании сотрудникам органов внутренних дел Республики Коми в 2019 году медицинской помощи с общей ценой договора на 2019 год в размере 250 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республика Коми от 23.09.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2019 решение суда оставлено без изменения.
ГАУЗ РК "РСП" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Поликлиники, у Учреждения отсутствует необходимость в заключении спорного договора, поскольку оно имеет в своем составе стоматологические кабинеты, специалистов стоматологического профиля и в соответствии с действующей лицензией оказывает услуги по стоматологической помощи. Ответчик указывает, что является автономным учреждением и не может заключить договор и оказывать медицинскую помощь сотрудникам органов внутренних дел по тарифу, отличному от платного тарифа, действующего в Поликлинике.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Коми" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 27.02.2020.
Определением от 25.02.2020 на основании части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Бердникова О.Е. на судью Новикова Ю.В. После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
Законность решения Арбитражного суда Республика Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Коми" сопроводительными письмами от 13.03.2019 N 26/12-354, от 01.04.2019 N 26/5-469 направило ГАУЗ РК "РСП" для заключения договор об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации медицинской организацией государственной (муниципальной) системы здравоохранения на 2019 год.
Отказ Поликлиники от заключения договора послужил основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 421, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 25 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правилами оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о наличии оснований для обязания Поликлиники заключить договор с Учреждением на предложенных им условиях и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 1 статьи 445 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В пункте 4 статьи 445 Кодекса установлено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563 утверждены Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям (далее - Правила N 1563), регулирующие порядок оказания медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации), за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники) при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации или медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования и возмещения расходов медицинским организациям.
В пункте 2 названных Правил определено, что медицинские организации оказывают сотрудникам первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную доврачебную, первичную врачебную и первичную специализированную, а также специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь.
Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (далее - медико-санитарная часть) в соответствии с заключенным между медико-санитарной частью и медицинской организацией договором об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации медицинской организацией, примерная форма которого приведена согласно приложению (далее - договор), возмещает расходы медицинским организациям, связанные с оказанием первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной доврачебной, первичной врачебной и первичной специализированной, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - медицинская помощь), сотрудникам, которые проходят службу (проживают) в этом субъекте Российской Федерации, по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период оказания медицинской помощи, а также с изготовлением и ремонтом зубных протезов сотрудникам (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) по ценам (тарифам) на медицинские услуги, определенным в порядке, установленном органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей медицинских организаций (пункт 3 Правил N 1563).
Таким образом, из приведенных норм права следует, что заключение договора об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном Правилами N 1563, является обязательным для медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что требование ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Коми" о понуждении ГАУЗ РК "РСП" к заключению договора об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации медицинской организацией государственной (муниципальной) системы здравоохранения на 2019 год связано с отсутствием у него возможности оказывать сотрудникам стоматологическую помощь в полном объеме.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе лицензию от 17.09.2018 N ФС-11-01-001123, согласно которой Учреждение оказывает услуги при оказании первичной доврачебной медицинской помощи по стоматологии, при оказании первичной специализированной медико-санаторной помощи в амбулаторных условиях по стоматологии общей практики; лицензию от 24.11.2015 N ЛО-11-01-001510, из которой следует, что Поликлиника оказывает услуги при оказании первичной доврачебной медицинской помощи по стоматологии, стоматологии ортопедической, стоматологии профилактической, при оказании первичной специализированной медико-санаторной помощи в амбулаторных условиях по стоматологии общей практики, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической, ортодонтии, приняв во внимание, что объем требуемой медицинской помощи в области стоматологии на территории Республики Коми представлен лишь в Поликлинике; проект договора, подготовленный истцом и направленный ответчику для заключения, соответствует форме договора, утвержденной в приложении к Правилам N 1563, суды пришли к выводам о доказанности материалами отсутствия у Учреждения возможности оказывать сотрудникам весь объем стоматологических услуг и о наличии правовых оснований для обязания ГАУЗ РК "РСП" заключить с ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Коми" договор об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Республики Коми в 2019 году на условиях, предложенных в проекте договора, с общей ценой договора 250 000 рублей.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Довод ответчика о том, что он не может оказывать медицинскую помощь сотрудникам органов внутренних дел по тарифу, отличному от платного тарифа, действующего в Поликлинике, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с Правилами N 1563 возмещение расходов медицинской организации производится по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период оказания медицинской помощи.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республика Коми от 23.09.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.12.2019 по делу N А29-10287/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми "Республиканская стоматологическая поликлиника" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на Государственное автономное учреждение здравоохранения Республики Коми "Республиканская стоматологическая поликлиника".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563 утверждены Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям (далее - Правила N 1563), регулирующие порядок оказания медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации), за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники) при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации или медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования и возмещения расходов медицинским организациям."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2020 г. N Ф01-8805/20 по делу N А29-10287/2019