Нижний Новгород |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А11-3156/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техническая эксплуатационная компания" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.10.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 по делу N А11-3156/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техническая эксплуатационная компания" (ИНН: 3327306345, ОГРН: 1033301805877)
о признании незаконным и отмене приказа начальника Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 08.02.2019 N 295-01-02, о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 26.02.2019 N 296/01-02
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Техническая эксплуатационная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене приказа начальника Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция) от 08.02.2019 N 295-01-02 и предписания от 26.02.2019 N 296/01-02.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 10.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 20.01.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что оспариваемое предписание является неясным, неконкретным и неисполнимым. Кассатор полагает, что проверка соответствия порядка начисления жителям многоквартирных домов платы за содержание жилого помещения части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не является предметом лицензионного контроля; вопросы о правомерности проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также принятых на нем решений разрешаются не Инспекцией, а в судебном порядке.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве возразила против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Инспекция и Общество, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 11.02.2019 по 26.02.2019 Инспекция провела внеплановую выездную проверку в отношении Общества в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений жилищного законодательства, изложенных в обращениях жителей многоквартирных домов 22 по улице Разина, 17 по улице Садовая в городе Владимире.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Общество с 01.01.2019 начисляет плату за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (в платежном документе "вывоз мусора") жителям многоквартирных домов: 22 по улице Разина и 17 по улице Садовая в городе Владимире.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 26.02.2019 N 296/01-02 и выдала предписание от 26.02.2019 N 296/01-02, которым на Общество возложена обязанность по принятию мер по устранению нарушений, указанных в акте от 26.02.2019 N 269-01-02, а именно: привести начисление платы за содержание жилого помещения, в частности сбор по обращению с ТКО (в платежке - "вывоз мусора"), в соответствие с требованиями действующего законодательства в срок до 02.04.2019.
Общество полагая свои права нарушенными, обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными и отмене приказа Инспекции от 08.02.2019 N 295-01-02 и предписания от 26.02.2019 N 296/01-02.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормами ЖК РФ, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 255-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление государственный жилищный надзор не осуществляется. Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, в том числе условий договора управления, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (часть 7 статьи 20 ЖК РФ).
Согласно части 7 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не будет осуществляться в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. Если лицензии нет, но организация управляет домами на основании закона или в его нарушение, проверяющие осуществляют государственный жилищный надзор, а не лицензионный контроль.
Из материалов дела видно, что Общество с мая 2015 года осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами 22 по улице Разина и 17 по улице Садовая в городе Владимире на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 28.05.2015 N 113.
В части 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 1.1 и 2.5 Положения о государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, утвержденного постановлением губернатора Владимирской области от 23.01.2006 N 21, Инспекция осуществляет, в том числе, лицензионный контроль на территории Владимирской области.
Согласно части 3 статьи 196 ЖК РФ внеплановая проверка проводится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ.
В соответствии с часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о фактах нарушения требований к порядку установления размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдения предельных индексов изменения размера такой платы, утверждения условий договоров управления и их заключения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 названного положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ, являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 8 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с условиями договора управления и действующим законодательством управляющая организация при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами обязана руководствоваться нормами жилищного законодательства, а также иными нормативно-правовыми актами.
Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), устанавливаются стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов.
Проанализировав названные нормы права, суды обоснованно отметили, что Инспекция в рамках исполнения лицензиатом лицензионных требований вправе осуществлять проверки по порядку начисления платы за содержание жилого помещения, а также на соответствие условий договора управления действующему законодательству и в случае выявления нарушений выдавать предписания об их устранении.
В части 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
При этом, размер платы за коммунальные услуги должен определяться исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, нормативов накопления твердых 10 коммунальных отходов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае размер накопления твердых коммунальных отходов рассчитывается исходя из квадратного метра, то есть в рамках содержания жилого помещения.
При внесении в жилищное законодательство изменений принято не использовать устоявшийся в законодательстве и правоприменительной практике термин "твердые бытовые отходы", а заменить его на более широкий по своему содержанию термин "твердые коммунальные отходы" (далее - ТКО), включающий в себя понятие ТБО, то есть отходов, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товаров, утративших свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Однако обязанность по внесению жителями домов платы как за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает лишь при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Закон N 89-ФЗ, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").
До этого момента плата по сбору ТКО входит в состав платы за содержание жилого помещение, установление которой регулируется частью 7 статьи 156 ЖК РФ.
В настоящее время на основании Федерального закона от 25.12.2018 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в соответствии с распоряжением администрации Владимирской области от 28.12.2018 N 938-р с 01.01.2019 Владимирская область не перешла на новую систему обращения с ТКО, предусматривающую предоставление данной услуги региональным оператором.
Региональный оператор с 01.01.2019 на территории области не определен. Кроме того, на территории Владимирской области не определен тариф по обращению с ТКО.
Следовательно, услуга по сбору твердых бытовых отходов на территории Владимирской области носит коммунальный характер, однако не является таковой до момента работы регионального оператора в данном направлении.
На сегодняшний день плата за услуги ТКО входит в состав платы за содержание жилого помещения, определение размера которого относится к полномочиям общего собрания собственников помещений дома, в рамках части 7 статьи 156 ЖК РФ.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполняемых работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, предусмотрены работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ, в силу которых статья 23 дополнена частью 8.1, из которого следует, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов нормативно определены как обязательный и неотъемлемый элемент содержания общего имущества. А в случае перехода данной услуги из жилищной в коммунальную исключение осуществляется без решения общего собрания собственников помещений дома.
Нормы действующего жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей компанией.
Жилищный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержания жилого помещения. Порядок изменения платы за содержание жилого помещения определен нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что изменение (увеличение) в одностороннем порядке размера платы за жилое помещение противоречит требованиям действующего жилищного законодательства и нарушает права потребителя.
Кроме этого, размер платы за содержание жилого помещения устанавливается в соответствии с минимальным перечнем работ и услуг, который носит обязательный характер при управлении домом, следовательно, управляющая организация должна была внести предложения собственникам помещений дома об установлении платы за содержание жилого помещения с учетом предоставления данной услуги.
При этом наличие решения собственников об утверждении структуры и тарифа по оплате услуг по управлению многоквартирным домом без учета услуги по ТКО не порождает для управляющей организации самостоятельного определения порядка и размера платы за данную услугу.
Как следует из материалов дела и установили суды, из платежных документов за январь 2019 года следует, что Общество начислило жителям многоквартирного дома 22 по улице Разина в городе Владимире плату за содержание жилого помещения исходя из размера 19,39 рубля за кв. м в зависимости от этажности (в рассматриваемом случае применен максимальный тариф), а жителям многоквартирного дома 17 по улице Садовая в городе Владимире - исходя из размера 20,67 рубля за кв. м.
Общество производит начисление дополнительной платы за сбор и вывоз ТКО в размере 3,85 рубля за кв. м (дом 22 по улице Разина) и 3,86 рубля за кв. м (дом 17 по улице Садовая).
Протоколом от 18.12.2018 N 1 собственниками помещений многоквартирного дома 22 по улице Разина в городе Владимире принято решение об установлении с 01.01.2019 платы за содержание жилого помещения, за исключением услуг по обращению с ТКО, в следующем размере: для 5 этажных домов - 17,23 рубля за кв. м, для 7 и 9 этажных домов - 19,39 рубля за кв. м.
Собственниками помещений многоквартирного дома 17 по улице Садовая в городе Владимире принято решение об установлении с 01.01.2019 платы за содержание жилого помещения, за исключением услуг по обращению с ТКО, в размере 20,67 рубля за кв. м (протокол общего собрания от 17.12.2018 N 1).
Решение об установлении размера платы за услуги ТКО собственниками помещений дома также не принималось.
При этом решение о размере платы за сбор и вывоз ТКО, как и решение о необходимости включения спорной услуги отдельной строкой в платежные документы, общим собранием собственников данных жилых домов не принималось.
С учетом изложенных обстоятельств суды пришли к правомерному выводу, что Общество не имело правовых оснований для начисления жителям спорных домов платы за ТКО (в платежном документе - "Вывоз мусора") отдельной строкой, а также самостоятельного определения размера платы за данную услугу, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права; свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 10.10.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 по делу N А11-3156/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техническая эксплуатационная компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ, в силу которых статья 23 дополнена частью 8.1, из которого следует, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
...
Жилищный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержания жилого помещения. Порядок изменения платы за содержание жилого помещения определен нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к нормам гражданского законодательства."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 мая 2020 г. N Ф01-10617/20 по делу N А11-3156/2019