Нижний Новгород |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А39-5875/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Толмачёва А.А.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020
по делу N А39-5875/2019
по заявлению Министерства внутренних дел по Республике Мордовия
к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
о признании незаконным, выраженного в письме от 13.05.2019 N 6255, отказа в принятии от Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в казну Российской Федерации финансовых затрат на строительство объектов незавершенного строительства; об обязании принять в казну Российской Федерации следующие финансовые затраты на строительство объектов незавершенного строительства на сумму 9 026 700 рублей
и установил:
Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по Республике Мордовия, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества, Управление) о признании незаконным, выраженного в письме от 13.05.2019 N 6255, отказа в принятии от Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в казну Российской Федерации финансовых затрат на строительство объектов незавершенного строительства; обязании принять в казну Российской Федерации следующие финансовые затраты на строительство объектов незавершенного строительства: цех бесцементных блоков, площадью 451,7 квадратных метров, условный номер 13-13-01/303/2010-364, кадастровый номер 13:23:1107015:54 на сумму 6 664 299 рублей и на сумму 38 207 рублей, гараж-стоянка на 22 а/м, площадью 1239,5 квадратных метра, условный номер 13-13-01/303/2010-365, кадастровый номер 13:23:1107015:45 со зданием котельной, площадью 310,1 квадратный метр, условный номер: 13-13-01/303/2010-362, кадастровый номер 13:23:1107015:55 на сумму 2 324 177 рублей, всего на сумму 9 026 700 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 15 ноября 2019 года в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15 ноября 2019 года отменено. Отказ в принятии от Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в казну Российской Федерации финансовых затрат на строительство объектов незавершенного строительства, выраженный в письме от 13.05.2019 N 6255, признан незаконным. Суд обязал Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области принять в месячный срок со дня вступления решения в законную силу от Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в казну Российской Федерации финансовые затраты на строительство объектов незавершенного строительства: цех бесцементных блоков, площадью 451,7 квадратных метров, условный номер 13-13-01/303/2010-364, кадастровый номер 13:23:1107015:54 на сумму 6 664 299 рублей и на сумму 38 207 рублей, гараж-стоянка на 22 а/м, площадью 1239,5 квадратных метра, условный номер 13-13-01/303/2010-365, кадастровый номер 13:23:1107015:45 со зданием котельной, площадью 310,1 квадратный метр, условный номер: 13-13-01/303/2010-362, кадастровый номер 13:23:1107015:55 на сумму 2 324 177 рублей, всего на сумму 9 026 700 рублей.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области не согласилось с Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда 10.02.2020 и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его в связи с нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Управления, отсутствует предусмотренная статьей 198 АПК РФ совокупность условий, необходимая для признания оспариваемого отказа в принятии в казну Российской Федерации финансовых затрат на строительство объектов незавершенного строительства незаконным. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство внутренних дел по Республике Мордовия в отзыве доводы жалобы отклонило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Как следует из материалов дела, на балансе МВД по Республике Мордовия числятся проектно-изыскательские работы, как объекты незавершенного строительства, которые были зарегистрированы в собственность Российской Федерации на основании решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.05.2011 (дело N А39-473/2011), расположенные по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, Александровское шоссе, дом 45: цех бесцементных блоков, площадью 451,7 квадратных метров, условный номер 13-13-01/303/2010-364, кадастровый номер 13:23:1107015:5, здание котельной площадью 310,1 квадратный метр, условный номер: 13-13-01/303/2010-362, кадастровый номер 13:23:1107015:55. Указанные объекты незавершенного строительства находятся на земельном участке (площадью 13 631 квадратный метр) с кадастровым номером: 13:23:1107015:26, также зарегистрированным в собственность Российской Федерации (номер государственной регистрации права 13-13-01/165/2009-223 от 01.07.2009).
Строительство данных объектов ориентировочно было приостановлено в 1996 году ввиду отсутствия соответствующего финансирования. Строительство объектов осуществлялось Строительно-монтажным управлением отдела капитального строительства МВД МАССР (впоследствии - ОКС МВД Республики Мордовия) за счет государственных капитальных вложений.
После ликвидации ОКС МВД Республики Мордовия в 2011 году МВД по Республике Мордовия как правоприемнику на основании передаточного акта от 01.08.2011 были переданы и капитальные вложения на строительство недвижимого имущества.
Письмами от 16.01.2019 N 24/62, от 18.03.2019 N 24/469 и от 22.03.2019 N1/632 МВД по Республике Мордовия ставило перед МТУ Росимущества вопрос о добровольном принятии указанных затрат в казну Российской Федерации.
Письмом МТУ Росимущества от 13.05.2019 N 6255 в принятии указанных затрат в казну Российской Федерации отказано и рекомендовано рассмотреть возможность списания капитальных вложений в установленном порядке.
Полагая названный отказ недействительным, нарушающими его права и законные интересы, МВД по Республике Мордовия обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований МВД по Республике Мордовия, суд первой инстанции исходил из того, что объекты незавершенного строительства, расположенные по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, Александровское шоссе, дом 45, не могут находиться в казне без определения надлежащего субъекта, обеспечивающего сохранность и управление данным имуществом, за МВД по Республике Мордовия право оперативного управления на эти объекты не зарегистрировано, в то время как, законом предусмотрена возможность отказаться от имущества, предоставленного на праве оперативного управления, при таких обстоятельствах у МВД по Республике Мордовия отсутствуют правовые основания для обязания принятия вышеуказанных капитальных вложений в казну Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Первый арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области отсутствовали основания для отказа в принятии от Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в казну Российской Федерации финансовых затрат на строительство объектов незавершенного строительства.
Законность судебного акта, принятого Первым арбитражным апелляционным судом проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 5 статьи 200 обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается уполномоченный орган или лицо.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно справке Центра финансового обеспечения МВД по Республике Мордовия от 06.06.2019 N 13/989 на балансе МВД по Республике Мордовия числятся затраты на строительство объектов незавершённого строительства: гараж-стоянка на 22 а/м с котельной стоимостью 2324177 рублей; цех бесцементных блоков стоимостью 6 702 506 рублей. Всего вложения, находящиеся на балансе МВД по Республике Мордовия в объекты незавершенного строительства, составляют 9 026 700 рублей.
Согласно предоставленной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости вышеуказанные объекты незавершенного строительства приняты в собственность Российской Федерации с присвоением кадастровых номеров в 2012 году. Право оперативного управления МВД по Республике Мордовия не зарегистрировано.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" предусматривает, что учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах.
Согласно статье 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.
При этом, постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 13 (ред. от 03.12.2014) "Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета", статья 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержат прямого указания на закрепление объектов капитального строительства, созданных в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объектов недвижимого имущества, приобретенных в государственную собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, на праве оперативного управления.
Необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, Управление обладает, что следует из статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 4 и 5.22 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пункта 4.1.9 Положения о МТУ Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 460.
С учетом того, что законом предусмотрена обязанность принятия к учету созданного в результате осуществления бюджетных инвестиций объекта недвижимого имущества в составе имущества государственной казны Российской Федерации в отсутствие права оперативного управления на указанный объект, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанций о том, что у МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области отсутствовали основания для отказа в принятии от Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в казну Российской Федерации финансовых затрат на строительство объектов незавершенного строительства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как заявитель на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Толмачёв |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.
При этом, постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 13 (ред. от 03.12.2014) "Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета", статья 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержат прямого указания на закрепление объектов капитального строительства, созданных в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объектов недвижимого имущества, приобретенных в государственную собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, на праве оперативного управления.
Необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, Управление обладает, что следует из статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 4 и 5.22 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пункта 4.1.9 Положения о МТУ Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 460."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 июня 2020 г. N Ф01-10768/20 по делу N А39-5875/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10768/20
10.02.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-11735/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-5875/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-5875/19