Нижний Новгород |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А29-10969/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020
по делу N А29-10969/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Север-Строй"
(ИНН: 9729092038; ОГРН: 1177746559209)
к администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
(ИНН: 1102024570; ОГРН: 1021100735810)
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенного в уведомлении от 25.06.2019 N 01-31-7870,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Север-Строй" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация) об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенного в уведомлении от 25.06.2019 N 01-31-7870, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи в десятидневный срок после вступления в законную силу решения суда разрешения на строительство объекта - торгово-офисного здания по адресу: Республика Коми, г. Ухта, наб. Газовиков.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 28.02.2020 отменил решение суда, признал незаконным решение Администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенное в уведомлении от 25.06.2019 N 01-31-7870, обязал Администрацию повторно рассмотреть заявление Общества от 17.06.2019 о выдаче разрешения на строительство.
Администрация не согласилась с принятым постановлением и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что Общество на спорном земельном участке выполняло строительство здания, разрешение на строительство которого не было получено до начала строительства объекта. Между тем Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не предусмотрена возможность выдачи разрешения на строительство объектов, строительные работы по созданию которых уже начались. Таким образом, выдача разрешения на строительство объекта не предоставлялась возможной.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве возразило против доводов Администрации, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятого постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Расчетно-бухгалтерский центр" (далее - ООО "РБЦ") 11.02.2015 выдано разрешение N RU11305000-003.15 на строительство объекта капитального строительства "Торгово-офисное здание по адресу: Республика Коми, МОГО "Ухта", г. Ухта, наб. Газовиков", этажность 3, количество этажей - 4, площадь застройки - 5217,3 квадратного метра, общая площадь здания - 13 863,7 квадратного метра, в том числе торговая площадь - 3724,4 квадратного метра, площадь встроенной автостоянки - 4143,5 квадратного метра, строительный объем здания - 93 970,3 квадратного метра, в том числе подземной части - 16 056, 5 квадратного метра. Срок действия разрешения с учетом продления - до 28.09.2019.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации (арендодатель) и ООО "РБЦ" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 30.09.2016 N 16.03А.079, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает за плату во временное пользование земельный участок, имеющий следующие характеристики: кадастровый номер 11:20:0605002:1225, категория земель - земли населенных пунктов, площадь - 10 024,0 квадратного метра, местоположение - Республика Коми, г. Ухта, наб. Газовиков, разрешенное использование - торгово-офисное здание по наб. Газовиков в г. Ухта, цель использования - для завершения строительства, срок действия договора - 3 года с 28.09.2016 до 28.09.2019.
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи от 30.09.2016. Государственная регистрация договора аренды произведена 29.10.2016 под номером 11-11/019-11/019/001/2016-2778/1.
ООО "РБЦ" (продавец) и Общество (покупатель) заключили договор купли-продажи имущества от 30.01.2018 N 1, в соответствии с условиями которого продавец передает в собственность покупателю, а покупатель принимает и оплачивает на условиях, установленных договором, объект незавершенного строительства, принадлежащий продавцу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права N 0161368, выданное 24.08.2016), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.08.2016 сделана запись регистрации N 11-11/020-11/020/002/2016-5626/1, назначение - нежилое здание, общая площадь застройки - 17 776,5 квадратного метра, степень готовности объекта - 1 процент, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Республика Коми, МОГО "Ухта", г. Ухта, наб. Газовиков, кадастровый (условный) номер 11:20:0605002:1843.
Государственная регистрация права собственности по договору купли-продажи имущества от 30.01.2018 N 1 произведена 13.02.2018, номер регистрации 11:20:0605002:1843-11/020/2018-2.
Кроме того, ООО "РБЦ" (передающий арендатор) и Общество (арендатор) 27.02.2018 заключили соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 30.09.2016 N 16.03А.079, в силу пункта 3 которого передающий арендатор передает арендатору, а арендатор принимает от передающего арендатора все права и обязанности, предусмотренные договором и указанные в пункте 2 соглашения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми 07.03.2018 произвело государственную регистрацию уступки прав под номером 11:20:0605002:1225-11/020/2018-2.
В письме от 30.03.2018 Администрация проинформировала Общество о том, что в разрешение на строительство от 11.02.2015 N RU11305000-003.15 внесены изменения в части наименования застройщика, а именно: в графе "Наименование застройщика" слова "обществу с ограниченной ответственностью "Расчетно-бухгалтерский центр" заменены словами "обществу с ограниченной ответственностью "Север-Строй".
В письме от 05.12.2018 N 14 Общество сообщило Администрации, что ввиду сложившейся экономической ситуации, а также из-за отсутствия перспективы эксплуатации части предусмотренных проектом площадей, Обществом принято решение о внесении изменений в проектную документацию строящегося объекта с целью уменьшения его технико-экономических показателей - объема, общей площади, этажности. Назначение здания не изменяется. Проектная документация с внесенными в нее изменениями прошла экспертизу и получила положительное заключение ООО "АльфаЭксперт" от 28.12.2017 N 76-2-1-3-0003-17. В этой связи заявитель просил ответчика принять данные изменения проектной документации к сведению и учесть их при вводе объекта "Торгово-офисное здание по адресу: Республик Коми, МОГО "Ухта", г. Ухта, наб.Газовиков" в эксплуатацию.
В письме от 27.12.2018 N 01-31-7870 Администрация со ссылкой на письмо Минстроя России от 15.05.2018 N 21402-ОД/08, определение Верховного суда Российской Федерации от 23.05.2016 N 308-ЭС16-4400, статью 51 ГрК РФ предложило Обществу обратиться в Администрацию для получения нового разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Общество 17.06.2019 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Торгово-офисное здание по адресу: Республика Коми, МОГО "Ухта", г. Ухта, наб. Газовиков" с приложением пакета документов.
В письме от 25.06.2019 N 01-31-7870 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство объекта в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка - требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства действующим нормативным документам и техническим регламентам.
В качестве причин отказа в выдаче разрешения на строительство Администрация указала на нарушение Обществом требований пункта 13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" - с северо-запада объект граничит с санаторием-профилакторием "Жемчужина Севера" ведомственной Медико-санитарной части ООО "Газпром трансгаз Ухта", расстояние 0 м, с северо-востока объект граничит с местом отдыха населения "Благоустройство набережной газовиков", расстояние - 18 метров; пункта 8.8 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" - расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения для зданий высотой до 28 метров включительно должно быть 5 - 8 метров. Высота проектируемого объекта составляет 12 метров, с западной и южной сторон здания расстояние составляет 3 и 2 м соответственно.
Также в уведомлении от 25.06.2019 Администрация сообщила, что в представленной документации отсутствуют технические условия балансодержателя улично-дорожной сети на устройство проезда и примыкание к проезжей части со стороны наб. Газовиков и со стороны внутриквартального проезда, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям связи.
Кроме того, согласно заключению эксперта от 14.05.2019 N ЭЗ-766/0404 по судебной строительно-технической экспертизе по делу N А29-12455/2018 Арбитражного суда Республики Коми по иску Администрации к Обществу о признании права собственности отсутствующим фундамент объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 11:20:0605002:1843 выполнен по проектной документации "Торгово-офисное здание по адресу: Республика Коми, МОГО "Ухта", г. Ухта, наб. Газовиков", разработанной ЗАО "ПФК "Рыбинсккомлпект". Разрешение на строительство на основании данной проектной документации не выдавалось. В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) объект обладает признаками самовольной постройки.
Полагая, что названный отказ органа местного самоуправления от 25.06.2019 в выдаче разрешения на строительство не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями ГрК РФ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд отменил решение суда и признал незаконным решение Администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство, изложенное в уведомлении от 25.06.2019 N 01-31-7870, обязал Администрацию повторно рассмотреть заявление Общества от 17.06.2019 о выдаче разрешения на строительство
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого постановления.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на основании соответствующего заявления застройщика, поданного в уполномоченный орган. В названной норме также определен перечень документов, прилагаемых к указанному заявлению, к которым помимо прочего относится градостроительный план земельного участка.
По смыслу пункта 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ градостроительный план земельного участка, предоставляемый при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство объекта, должен быть выдан не ранее чем за три года до дня представления такого заявления.
В части 11 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В части 13 статьи 51 ГрК РФ предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. Так, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Проанализировав названные нормы права суды обоснованно отметили, что при рассмотрении заявлений о выдаче разрешений на строительство уполномоченные органы обязаны не только проверить формальное наличие представленных заявителем документов, но и провести проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также выяснить допустимо ли размещение объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что основанием для принятия Администрацией решения об отказе в выдаче Обществу разрешения на строительство объекта "Торгово-офисное здание по адресу: Республика Коми, МОГО "Ухта", г. Ухта, наб. Газовиков" послужил факт несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка - требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства действующим нормативным документам и техническим регламентам (пункт 2.14 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства", утвержденного постановлением Администрации от 21.11.2018 N 2499).
Между тем, как верно указал суд апелляционной инстанции, из материалов дела не следует, что представленные Обществом документы проверены Администрацией на соответствие требованиям к строительству, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, как того требуют пункт 2.14 Административного регламента и статья 51 ГрК РФ, пунктом 2 части 7 которой предусмотрено, что градостроительный план земельного участка, предоставляемый при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство объекта, должен быть выдан не ранее чем за три года до дня представления такого заявления.
Более того, в данном случае отсутствуют доказательства направления в уполномоченный орган местного самоуправления градостроительного плана земельного участка. Так, материалами дела подтверждается, что с соответствующим заявлением Общество обратилось в Администрацию 17.06.2019, приложив к нему рабочую схему от ПАО "Ростелеком", обновленные технические условия от АО филиала АО "Газпром газораспределение Сыктывкар" в г. Ухте, план сетей от ПО "Центральные энергетические сети" ПАО "МРСК Северо-Запада". Из указанного заявления также не следует, что Общество представило в орган местного самоуправления ГПЗУ.
Суд апелляционной инстанции отметил, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 11:20:0605002:1225 08.11.2013 подготовлен ГПЗУ. Однако такой план не отвечает установленным пунктом 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ требованиям, поскольку выдан ранее чем за три года до обращения Общества в Администрацию с соответствующим заявлением (17.06.2019). Иного из материалов дела не следует, ГПЗУ на соответствие которому Администрация должна была проверить представленные Обществом документы, в материалах дела отсутствует.
Также в материалах дела не содержится доказательств того, что строительство объекта капитального строительства Общества начато с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство от 25.06.2019 не соответствует статье 51 ГрК РФ и, как следствие, нарушает права и законные интересы Общества и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают.
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.02.2020 по делу N А29-10969/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции отметил, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 11:20:0605002:1225 08.11.2013 подготовлен ГПЗУ. Однако такой план не отвечает установленным пунктом 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ требованиям, поскольку выдан ранее чем за три года до обращения Общества в Администрацию с соответствующим заявлением (17.06.2019). Иного из материалов дела не следует, ГПЗУ на соответствие которому Администрация должна была проверить представленные Обществом документы, в материалах дела отсутствует.
...
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство от 25.06.2019 не соответствует статье 51 ГрК РФ и, как следствие, нарушает права и законные интересы Общества и обоснованно удовлетворил заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 июня 2020 г. N Ф01-10920/20 по делу N А29-10969/2019