Нижний Новгород |
|
22 июня 2020 г. |
Дело N А43-52318/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Золотаревой И.А. (доверенность от 25.01.2019 N 7),
от заинтересованного лица: Аракчеевой А.А. (доверенность от 02.09.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.11.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020
по делу N А43-52318/2018
по заявлению Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
(ИНН: 5260294552, ОГРН: 1115260001449)
о признании незаконным внесения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении закрытого акционерного общества "Сосновский лес",
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Пынков Андрей Владимирович,
и установил:
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным внесения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Нижегородской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи от 26.09.2018 под государственным регистрационным номером 6185275113655 об исключении закрытого акционерного общества "Сосновский лес" (далее - ЗАО "Сосновский лес", Общество) из реестра и об обязании регистрирующего органа исключить данные сведения из ЕГРЮЛ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Пынков Андрей Владимирович.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не учли правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 02.12.2016 N 305-КГ16-15694, и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Департамента, принятие регистрирующим органом решения об исключении ЗАО "Сосновский лес" из ЕГРЮЛ при наличии неисполненных судебных актов по делам N А43-34936/2016, А43-27342/2015 не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы. Заявитель указывает, что направлял возражения относительно исключения Общества из ЕГРЮЛ в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо не представило отзыв на кассационную жалобу; надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не обеспечило явку представителя.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ЗАО "Сосновский лес" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.03.2006.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Нижегородской области составила в отношении Общества справки от 05.04.2018 N 2520-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов и N 2520-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Регистрирующий орган принял в отношении ЗАО "Сосновский лес" решение от 04.06.2018 N 4425 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Сообщение о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации", часть 2, N 22 (687) 06.06.2018 (4131), и размещено в сети "Интернет" на сайтах www.vestnik-gosreg.ru и www.nalog.ru. В данной публикации отражены сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления: 603005, Нижегородская область, город Нижний Новгород, улица Минина, дом 20.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Нижегородской области на основании запроса Инспекции от 03.09.2018 N 07-10/019880@ письмом от 06.09.2018 N 10-04/008060@ предоставила информацию о том, что Общество не представляло отчетность в течение последних 12 месяцев, движение денежных средств по расчетным счетам отсутствует, по данному юридическому лицу числится задолженность, подлежащая списанию в порядке, предусмотренном в статье 59 Налогового кодекса Российской Федерации, процедура банкротства в отношении Общества не вводилась.
В течение трех месяцев с момента публикации указанного сообщения заявления от Общества, его кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган не поступили, в связи с чем Инспекция 26.09.2018 внесла в ЕГРЮЛ запись под государственным регистрационным номером 6185275113655 об исключении ЗАО "Сосновский лес" из реестра.
Департамент не согласился действиями Инспекции и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 9, 21.1, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приказом Федеральной налоговой службы от 01.07.2014 N ММВ-7-10/346@ "Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству в управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации и в межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы", постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1971-О, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о законности оспариваемых действий регистрирующего органа и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В пункте 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
На основании пункта 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из данного реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что основанием для принятия решения от 04.06.2018 N 4425 о предстоящем исключении ЗАО "Сосновский лес" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица послужило непредставление им в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам (справки от 05.04.2018 N 2520-С, 2520-О); сведения о принятом решении 06.06.2018 опубликованы регистрирующим органом в установленном порядке в журнале "Вестник государственной регистрации" и размещены в сети Интернет на сайтах www.vestnik-gosreg.ru и www.nalog.ru; заявления от Общества и иных заинтересованных лиц, в том числе Департамента, в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в Инспекцию не поступили.
Установленные судами обстоятельства в силу закона являются основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что Инспекция действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Законом N 129-ФЗ, и обоснованно исключила ЗАО "Сосновский лес" из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
Наличие у Общества задолженности перед Департаментом не свидетельствует о незаконности действий Инспекции, поскольку процедура исключения недействующего юридического лица была полностью соблюдена. При этом Департамент как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением Общества из ЕГРЮЛ, проявив заботливость и осмотрительность, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в соответствующий регистрирующий орган заявление о несогласии с исключением ООО "Каменское" из ЕГРЮЛ.
Неблагоприятные последствия бездействия кредитора не могут быть возложены на регистрирующий орган, который не допустил каких-либо нарушений при исключении Общества из ЕГРЮЛ.
Ссылка Департамента на направление возражений относительно исключения Общества из ЕГРЮЛ была предметом исследования судов и правомерно отклонена ими, поскольку возражения направлялись за пределами установленного Законом N 129-ФЗ срока их направления в ненадлежащий регистрирующий орган.
Довод Департамента о том, что наличие у ЗАО "Сосновский лес" перед ним непогашенной задолженности на момент совершения оспариваемых действий является основанием для отказа от их совершения, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что на дату их совершения Инспекция располагала какими-либо сведениями о наличии такой задолженности. Кроме того, суды правомерно указали, что исключение Общества из ЕГРЮЛ не лишает Департамент права воспользоваться средствами защиты, предусмотренными пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2018 N 305-КГ17-19408).
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.11.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2020 по делу N А43-52318/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Департамента на направление возражений относительно исключения Общества из ЕГРЮЛ была предметом исследования судов и правомерно отклонена ими, поскольку возражения направлялись за пределами установленного Законом N 129-ФЗ срока их направления в ненадлежащий регистрирующий орган.
Довод Департамента о том, что наличие у ЗАО "Сосновский лес" перед ним непогашенной задолженности на момент совершения оспариваемых действий является основанием для отказа от их совершения, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что на дату их совершения Инспекция располагала какими-либо сведениями о наличии такой задолженности. Кроме того, суды правомерно указали, что исключение Общества из ЕГРЮЛ не лишает Департамент права воспользоваться средствами защиты, предусмотренными пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2018 N 305-КГ17-19408)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 июня 2020 г. N Ф01-10639/20 по делу N А43-52318/2018