Нижний Новгород |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А31-13257/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Моисеева Евгения Игоревича
на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.12.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020
по делу N А31-13257/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Моисеева Евгения Игоревича
(ИНН: 441402977637, ОГРНИП: 305443708000027)
о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы
по городу Костроме
и установил:
индивидуальный предприниматель Моисеев Евгений Игоревич (далее - ИП Моисеев Е.И., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме (далее - Инспекция, регистрирующий орган), выразившихся в рассмотрении заявления от 16.05.2019 в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), обязании регистрирующего органа принять соответствующее решение (о регистрации или об отказе в регистрации), руководствуясь Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Решением суда от 17.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ИП Моисеев Е.И. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Ссылаясь на пункт 7 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, Предприниматель указывает, что заявление по установленной форме о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности и квитанция об уплате государственной пошлины были представлены им в регистрирующий орган ранее, в связи с чем Инспекция при повторном обращении заявителя была обязана запросить у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации необходимые документы для государственной регистрации прекращения деятельности. Регистрирующий орган неправомерно рассмотрел повторное заявление Предпринимателя в соответствии с Законом N 59-ФЗ.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве отклонила доводы Предпринимателя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Моисеев Е.И. зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в качестве индивидуального предпринимателя с 21.03.2005.
Предприниматель 12.11.2007 обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р26001 о государственной регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Инспекция, руководствуясь подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, приняла решение от 19.11.2007 об отказе в государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с тем, что среди представленных Моисеевым Е.И. документов отсутствует документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предприниматель 16.05.2019 обратился в Инспекцию с заявлением, в котором просил регистрирующий орган в соответствии подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ запросить у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации необходимый документ и осуществить государственную регистрацию при прекращении предпринимательской деятельности в связи с принятием решения о ее прекращении на основании документов, представленных в регистрирующий орган 12.11.2007.
В ответ на указанное заявление Инспекция в письме от 05.06.2019 N 18-13/18486 пояснила, что возможность дополнительного представления необходимых для государственной регистрации документов после принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации закреплена в пункте 7 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, который действует с 01.10.2018, следовательно, данная норма в рассматриваемом случае применению не подлежит. Для прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ИП Моисееву Е.И. необходимо представить весь комплект документов, предусмотренных статьей 22.3 Закона N 129-ФЗ.
В Инспекцию 19.06.2019 поступило заявление Предпринимателя о выдаче решения о государственной регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя на заявление, представленное на государственную регистрацию 16.05.2019.
Предприниматель 28.06.2019 обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Костромской области с жалобой на решение об отказе в государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области от 19.07.2019 N 12-12/09679@ жалоба Предпринимателя оставлена без удовлетворения.
ИП Моисеев Е.И. не согласился с действиями Инспекции по рассмотрению заявления о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с Законом N 59-ФЗ и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4, 5, 7.1, 9, 11, 22.3 Закона N 29-ФЗ, статьями 4, 7 Закона N 59-ФЗ, Арбитражный суд Костромской области отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводам об отсутствии у Инспекции оснований для принятия решения о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности Моисеева Е.И.; регистрирующий орган правомерно рассмотрел заявление Предпринимателя в соответствии с положениями Закона N 59-ФЗ.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Как установлено в пункте 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ, государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О разъяснено, что процедура государственной регистрации, а также процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя носит заявительный характер. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Регистрация прекращения деятельности индивидуального предпринимателя происходит на основании представления в регистрирующий орган заявления по форме N Р26001 "Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя" и иных документов, предусмотренных законодательством о государственной регистрации, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 59-ФЗ обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 7 Закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
На основании части 4 статьи 10 Закона N 59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ).
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что ИП Моисеев Е.И. при обращении 12.11.2007 в регистрирующий орган с заявлением о регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в нарушение статьи 23 Закона N 129-ФЗ не приложил документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
При повторном обращении 16.05.2019 в Инспекцию Предприниматель просил регистрирующий орган запросить у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации необходимые документы и осуществить государственную регистрацию при прекращении предпринимательской деятельности на основании документов, представленных 12.11.2007.
Как указано в пункте 7 статьи 9 Закона N 129-ФЗ заявитель после устранения причин, которые послужили основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктами "а", "ц" пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев со дня принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации по указанным основаниям, если такое решение не отменено, вправе дополнительно однократно представить необходимые для государственной регистрации документы без повторной уплаты государственной пошлины. При этом заявитель вправе не представлять повторно документы, которые имеются у регистрирующего органа в связи с принятием указанного решения об отказе в государственной регистрации.
Вместе с тем, как верно указали суды, пункт 7 статьи 9 Закона N 129-ФЗ введен в действие Федеральным законом от 30.10.2017 N 312-ФЗ и вступил в силу с 01.10.2018, в связи с чем положения указанной нормы применимы в отношении решений об отказе в государственной регистрации, принятых после 01.10.2018.
На момент обращения Предпринимателя в регистрирующий орган в 2007 году пункт 7 в статье 9 Закона N 129-ФЗ отсутствовал.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что заявление Предпринимателя, представленное в Инспекцию 16.05.2019, составлено в произвольной форме и не отвечает требованиям статей 9 и 22.3 Закона N 129-ФЗ.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии у Инспекции обязанности по осуществлению государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности и правомерном рассмотрении поданного заявления в соответствии с Законом N 59-ФЗ. Срок, установленный действующим законодательством для рассмотрения обращений граждан, Инспекцией соблюден; Предпринимателю дано мотивированное разъяснение о порядке прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; права и законных интересы ИП Моисеева Е.И. не нарушены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 17.12.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 по делу N А31-13257/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Моисеева Евгения Игоревича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Моисеева Евгения Игоревича.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в пункте 7 статьи 9 Закона N 129-ФЗ заявитель после устранения причин, которые послужили основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктами "а", "ц" пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев со дня принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации по указанным основаниям, если такое решение не отменено, вправе дополнительно однократно представить необходимые для государственной регистрации документы без повторной уплаты государственной пошлины. При этом заявитель вправе не представлять повторно документы, которые имеются у регистрирующего органа в связи с принятием указанного решения об отказе в государственной регистрации.
Вместе с тем, как верно указали суды, пункт 7 статьи 9 Закона N 129-ФЗ введен в действие Федеральным законом от 30.10.2017 N 312-ФЗ и вступил в силу с 01.10.2018, в связи с чем положения указанной нормы применимы в отношении решений об отказе в государственной регистрации, принятых после 01.10.2018.
На момент обращения Предпринимателя в регистрирующий орган в 2007 году пункт 7 в статье 9 Закона N 129-ФЗ отсутствовал.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что заявление Предпринимателя, представленное в Инспекцию 16.05.2019, составлено в произвольной форме и не отвечает требованиям статей 9 и 22.3 Закона N 129-ФЗ.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии у Инспекции обязанности по осуществлению государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности и правомерном рассмотрении поданного заявления в соответствии с Законом N 59-ФЗ. Срок, установленный действующим законодательством для рассмотрения обращений граждан, Инспекцией соблюден; Предпринимателю дано мотивированное разъяснение о порядке прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; права и законных интересы ИП Моисеева Е.И. не нарушены."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 июня 2020 г. N Ф01-11071/20 по делу N А31-13257/2019