Нижний Новгород |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А43-44907/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Моисеева Д.Ю., доверенность от 23.12.2019,
от заинтересованного лица: Ворониной Е.А., доверенность от 23.04.2020,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
общества с ограниченной ответственностью "Региональный таможенный представитель"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2020
по делу N А43-44907/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональный таможенный представитель" (ИНН: 5260310765, ОГРН: 1115260018521)
о признании незаконными решений и уведомлений Нижегородской таможни
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональный таможенный представитель" (далее - ООО "РТП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решений Нижегородской таможни от 01.10.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в отношении деклараций на товары N 10408040/051015/0031813, 10408040/071015/0032091, 10408040/081015/0032231, 10408040/101115/0036131, 10408040/301115/0038520, о признании незаконными уведомлений Нижегородской таможни от 01.11.2018 N 10408000/Ув2018/0000295, 10408000/Ув2018/0000297, 10408000/Ув2018/0000299, 10408000/Ув2018/0000301, 10408000/Ув2018/0000303 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней и о признании безнадежными ко взысканию уведомлений Нижегородской таможни от 01.11.2018 N 10408000/Ув2018/0000295, 10408000/Ув2018/0000297, 10408000/Ув2018/0000299, в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "МВСП - Экспорт" (далее - ООО "МВСП - Экспорт").
Решением суда от 19.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2020 решение Арбитражного суда Нижегородской области оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, уведомления выставлены Нижегородской таможней с нарушением трехлетнего срока со дня истечения срока уплаты таможенных платежей. Уведомление является этапом процедуры взыскания таможенных платежей, вместе с тем в силу пункта 1 части 4 статьи 68 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза меры по взысканию таможенных платежей не принимаются в случае истечения срока их взыскания.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем заявителя в судебном заседании.
Нижегородская таможня в отзыве на кассационную жалобу и представитель таможенного органа в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, отзыв на кассационную жалобу не представило.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного лица.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО "МВСП-Экспорт" через своего представителя ООО "РТП", действовавшего во исполнение договора на оказание услуг по декларированию товаров и транспортных средств от 01.10.2015 N ПНН/ТО/2015/96/ЭК/15/38, задекларировало по декларациям на товары N 10408040/051015/0031813, 10408040/101115/0036131, 10408040/301115/038520 товар "столбы деревянные, изготовлены из хвойных пород (сосна обыкновенная - pinus sylvestris) ГОСТ 9463-88 заостренные с двух сторон под углом 45-90 градусов, столбы длиной 9,5,11 метров, диаметром 160-220 мм, предназначены для строительства, используются в качестве деревянной опоры ЛЭП, пропитаны антисептиком элемсепт, диаметр окружности комеля от 50,24 до 69,08 см", классифицируемые в товарной подсубпозиции 4403 10 000 4 ТН ВЭД ЕАЭС. Товары помещены под таможенную процедуру экспорта без уплаты ввозной таможенной пошлины.
По результатам проверки документов и сведений, произведенной после выпуска товаров, таможенный орган пришел к выводу о неправомерном вывозе без уплаты вывозной таможенной пошлины ООО "МВСП-Экспорт" с территории Российской Федерации товаров, классифицируемых в товарной подсубпозиции 4403 10 000 4 ТН ВЭД ЕАЭС, задекларированных по указанным декларациям на товары.
Нижегородская таможня приняла решения от 01.10.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10408040/051015/0031813, 10408040/101115/0036131, 10408040/301115/0038520, в графы 36, 47, "В" в части начисления и уплаты вывозной таможенной пошлины.
Таможенный орган на основании статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) направил в адрес ООО "РТП" (таможенного представителя) уведомления от 01.11.2018 N 10408000/Ув2018/0000299, 0408000/Ув2018/0000301, 10408000/Ув2018/0000303 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.
ООО "Деревопропиточный комбинат" через своего представителя ООО "РТП", действовавшего во исполнение договора на оказание услуг по декларированию товаров и транспортных средств от 23.12.2014 N ПНН/ТО/2014/599, задекларировало по декларациям на товары N 10408040/071015/0032091, 10408040/081015/0032231 товар "столбы из сосны обыкновенной (сосна обыкновенная - pinus sylvestris), предназначенные для использования как электрические опоры, окоренные, пропитанные креозотом, не распиленные вдоль, не маркированные, сорт 1, 2, ТУ 5314-002-43011729-2014, размеры согласно ГОСТ", классифицируемый в товарной подсубпозиции 4403 10 000 4 ТН ВЭД ЕАЭС. Товары помещены под таможенную процедуру экспорта без уплаты ввозной таможенной пошлины.
Нижегородская таможня по результатам проверки документов и сведений, проведенной после выпуска товаров, пришла к выводу о неправомерном вывозе с территории Российской Федерации ООО "Деревопропиточный комбинат" по декларациям на товары N 10408040/071015/0032091, 10408040/081015/0032231 без уплаты вывозной таможенной пошлины товаров, классифицируемых в товарной подсубпозиции 4403 10 000 4 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таможенный орган принял решения от 01.10.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10408040/071015/0032091, 10408040/081015/0032231 в графы 36, 47, "В" в части начисления и уплаты вывозной таможенной пошлины.
В соответствии со статьей 73 Закона N 289-ФЗ Нижегородская таможня направила в адрес ООО "РТП" (таможенного представителя) уведомления от 01.11.2018 N 10408000/Ув2018/0000295, 10408000/Ув2018/0000297 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.
Общество посчитало, что вынесенные решения и направленные уведомления не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 101 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и единый таможенный тариф Евразийского экономического союза", Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, статьями 51, 77 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьей 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", статьями 72 - 74 Закона N 289-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными решений и уведомлений таможенного органа.
Первый арбитражный апелляционный суд дополнительно руководствовался статьей 123 Конституции Российской Федерации, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, статьей 68 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статьями 9, 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза, статьей 11 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статьей 71 Закона N 289-ФЗ, согласился с выводом Арбитражного суда Нижегородской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно пункту 3 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенный орган не направляет указанное в пункте 3 настоящей статьи уведомление в следующих случаях: выявление после выпуска товаров, а в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, - после направления электронного документа либо проставления соответствующих отметок, предусмотренных пунктом 17 статьи 120 настоящего Кодекса, факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одной декларации на товары, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 1); выявление факта неуплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исчисленных в одном расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, указанном в пункте 4 статьи 52 настоящего Кодекса, или в одном таможенном документе, указанном в абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, в размере, не превышающем в совокупности сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, действующему на день применения курса валют для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 2).
На основании пункта 7 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.
К мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 настоящего Кодекса, и (или) сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) Договором о Союзе (пункт 2 статьи 68 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В подпункте 1 пункта 4 статьи 68 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в случае, если срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек.
В силу части 1 статьи 71 Закона N 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган (часть 6 статьи 71 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Закона N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Согласно части 1 статьи 73 Закона N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для главы 12 также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
На основании части 15 статьи 73 Закона N 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Направление уведомления (уточнения к уведомлению) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания такого уведомления (уточнения к уведомлению) незаконным (часть 16 статьи 73 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 74 Закона N 289-ФЗ днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом: корректировки декларации на товары (пункт 1); корректировки таможенного приходного ордера (пункт 2); расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (пункт 3); расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам (пункт 4); изменений в заявление, предусмотренное пунктом 4 статьи 277 Кодекса Союза (пункт 5); иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 Кодекса Союза (пункт 6).
ООО "РТП" в кассационной жалобе не оспаривает законность решений от 01.10.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в отношении деклараций на товары N 10408040/051015/0031813, 10408040/071015/0032091, 10408040/081015/0032231, 10408040/101115/0036131, 10408040/301115/0038520.
Суды установили и материалам дела не противоречит, что решения о внесении изменений в спорные декларации на товары вынесены таможенным органом 01.10.2018 в пределах трехлетнего срока. Уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени оформлены Нижегородской таможней 01.11.2018.
В отношении не уплаченных в установленный срок сумм таможенных пошлин суды не установили оснований, указанных в пункте 5 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и части 6 статьи 71 Закона N 289-ФЗ, для ненаправления уведомлений.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания уведомлений недействительными.
Направление таможенным органом уведомлений за пределами трехлетнего срока со для истечения срока уплаты таможенных пошлин с учетом положений пункта 1 части 8 статьи 71 Закона N 289-ФЗ само по себе не свидетельствует о несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов Общества с предпринимательской деятельности. В учетом формулировки заявленного Обществом требования (о признании безнадежными ко взысканию уведомлений) основания для его удовлетворения отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2020 по делу N А43-44907/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный таможенный представитель" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Региональный таможенный представитель".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 74 Закона N 289-ФЗ днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом: корректировки декларации на товары (пункт 1); корректировки таможенного приходного ордера (пункт 2); расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (пункт 3); расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам (пункт 4); изменений в заявление, предусмотренное пунктом 4 статьи 277 Кодекса Союза (пункт 5); иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 Кодекса Союза (пункт 6).
...
В отношении не уплаченных в установленный срок сумм таможенных пошлин суды не установили оснований, указанных в пункте 5 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и части 6 статьи 71 Закона N 289-ФЗ, для ненаправления уведомлений.
...
Направление таможенным органом уведомлений за пределами трехлетнего срока со для истечения срока уплаты таможенных пошлин с учетом положений пункта 1 части 8 статьи 71 Закона N 289-ФЗ само по себе не свидетельствует о несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов Общества с предпринимательской деятельности. В учетом формулировки заявленного Обществом требования (о признании безнадежными ко взысканию уведомлений) основания для его удовлетворения отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 июня 2020 г. N Ф01-10966/20 по делу N А43-44907/2018
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10966/20
14.02.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3987/19
19.03.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-44907/18
13.11.2018 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-44907/18