Нижний Новгород |
|
23 июня 2020 г. |
Дело N А43-22607/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.06.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Суховой О.В. (доверенность от 27.12.2019),
от заинтересованного лица: Андрианова Н.А. (доверенность от 27.03.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020,
по делу N А43-22607/2018
по иску администрации города Нижнего Новгорода
(ИНН 5253001036; ОГРН 1025203032579)
к акционерному обществу "Новакард"
(ИНН 5262045537; ОГРН 1025203720805)
об обязании исполнить обязательства по соглашению от 04.06.2012
и по встречному иску акционерного общества "Новакард"
к администрации города Нижнего Новгорода
о признании соглашения от 04.06.2012 прекратившим свое действие
и установил:
администрация города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области к акционерному обществу "Новакард" (далее - Общество) с исковым заявлением об обязании ответчика исполнить обязательства по соглашению от 04.06.2012, а именно передать автоматизированную систему контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода.
К совместному рассмотрению с первоначальным иском принято встречное исковое заявление Общества к Администрации о признании соглашения от 04.06.2012 прекратившим свое действие с 09.06.2018.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 14.10.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020, отказал Администрации в удовлетворении иска и удовлетворил встречное требование Общества.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды неправомерно применили статью 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения судебного спора (октябрь 2019 года); неверно истолковали условия Соглашения от 04.06.2012, в связи с чем пришли к ошибочному выводу о том, что Администрация не исполнила свои обязанности. Заявитель жалобы полагает, что у судов отсутствовали основания для удовлетворения встречного иска, поскольку принятие постановления от 09.06.2018 N 1488 не повлияло на выполнение Обществом функции оператора автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП) и не повлекло за собой отсутствие у последнего возможности исполнения соглашения от 04.06.2012. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы Администрации, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение жалобы откладывалось до 16.06.2020.
В судебном заседании стороны поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением от 21.02.2012 N 630 "О внедрении автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода" (далее - Постановление N 630) Администрацией принято решение внедрить на территории города Нижнего Новгорода автоматизированную систему контроля оплаты проезда (АСКОП) на пассажирском транспорте (пункт 1 постановления), провести открытый конкурс по выбору оператора на внедрение на территории города Нижнего Новгорода АСКОП на пассажирском транспорте (пункт 2 постановления), по итогам открытого конкурса заключить с победителем соглашение на внедрение на территории города Нижнего Новгорода АСКОП на пассажирском транспорте (пункт 4.4 постановления).
В соответствии с конкурсной документацией предметом конкурса являлось право на заключение Соглашения на внедрение и обслуживание автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода. При этом, финансирование осуществляется за счет средств победителя без привлечения бюджетных средств.
Согласно пункту 16 Положения о проведении открытого конкурса стоимость АСКОП включает в себя все затраты победителя конкурса, связанные с покупкой всего оборудования и программного обеспечения, необходимого для функционирования АСКОП, их доработкой, доставкой, хранением, установкой, наладкой, эксплуатацией, гарантийным и послегарантийным обслуживанием, ремонтом, а также уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, изготовление смарт-карт для льготных категорий граждан в количестве 250 тысяч штук на основе персональных данных, переданных органами социальной защиты Нижегородской области, изготовление бесконтактных смарт-карт в количестве, обеспечивающим полноценное функционирование АСКОП, организацию и содержание административного аппарата и технической поддержкой ACKOII.
Источником финансирования являются собственные и инвестиционные средства, привлекаемые победителем конкурса самостоятельно.
Форма, сроки и порядок возмещения затрат победителю: затраты, понесенные исполнителем на внедрение и сопровождение АСКОП в период действия инвестиционного соглашения до момента передачи АСКОП в собственность города Нижнего Новгород, возмещаются перевозчиками ежемесячно по безналичному расчету в размере определенного процента с выручки от реализации всех видов транспортных карт.
В целях реализации Постановления N 630 Департамент транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода (далее - Департамент) заключил с Обществом Соглашение от 04.06.2012 на внедрение и обслуживание "Автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгород" (далее - Соглашение), предметом которого являются работы по внедрению и обслуживанию на всех видах городского наземного пассажирского транспорта и метрополитена города Нижнего Новгорода автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП) с использованием бесконтактных микропроцессорных карт (пункт 2.1 Соглашения).
Настоящее соглашение является основополагающим документом, определяющим порядок взаимодействия и сотрудничества сторон в вопросах совершенствования системы учета проезда граждан в городском пассажирском транспорте города Нижний Новгород (пункт 2.2 Соглашения).
Согласно пункту 3 Соглашения, исполнитель обязуется внедрить АСКОП в 3 этапа в соответствии с приложением "Техническое задание на автоматизированную систему контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижний Новгород", которое является неотъемлемой частью данного соглашения.
Предельный срок реализации первого этапа - до 30.06.2012; второго этапа - до 31.03.2013, третьего этапа - до 31.12.2013 (пункты 3.1.2, 3.2.3, 3.3.2).
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.11.2013 по делу N А43-16140/2013 в целях урегулирования судебного спора по иску Администрации к ЗАО "НоваКард" о расторжении Соглашения утверждено мировое соглашение, по условиям которого стороны признали факт нарушения сроков реализации этапов работ, предусмотренных соглашением. Поскольку данный факт не влечет невозможности дальнейшей реализации Соглашения, стороны исходят из необходимости и возможности дальнейшего исполнения обязательств по соглашению, в связи с чем истец предоставляет ответчику отсрочку по реализации этапов внедрения АСКОП. Предельный срок реализации первого этапа по Соглашению - до 15.12.2013; второго этапа - 15.02.2014, третьего этапа - 21.12.2014.
Пунктом 5.1 Соглашения предусмотрено, что все затраты, понесенные исполнителем на внедрение и обслуживание АСКОП в период действия данного соглашения, возмещаются операторами пассажирских перевозок ежемесячно по безналичному расчету в размере определенного процента от проведенной транзакции (оплаты проезда) всех видов электронных проездных билетов, на основе бесконтактных пластиковых карт, согласно конкурсному предложению исполнителя.
Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2017 (пункт 5.6).
На основании пунктов 4.1.7 и 6.1 Соглашения Общество обязано полностью и безвозмездно передать систему АСКОП с собственность Администрации после окончания срока действия Соглашения.
Письмом от 16.03.2018 Администрация уведомила Общество о том, что срок действия Соглашения истек, и просила передать систему АСКОП и имеющееся к ней оборудование.
Общество отказалось исполнить указанную обязанность, что явилось основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с первоначальным иском.
Администрацией 09.06.2019 принято постановление N 1488 "О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 24.11.2014 N 4799" (далее - Постановление N 1488), в котором определено, что функции оператора АСКОП может выполнять не организация, обеспечивающая внедрение, эксплуатацию и обслуживание системы на основании договора с Администрацией (как предусмотрено в первоначальной редакции постановления от 24.11.2014 N 4799), а организация, обеспечивающая внедрение, эксплуатацию и обслуживание системы на основании договоров с муниципальными транспортными предприятиями, заключенных по результатам конкурсных процедур, проведенных в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
Посчитав, что Соглашение прекратило свое действие 09.06.2018 в связи с принятием Администрацией Постановления N 1488, Общество обратилось в арбитражный суд со встречным иском.
Руководствуясь статьями 190, 309, 310, 314, 327.1, 328, 416, 417, 420, 421, 422, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Нижегородской области отказал Администрации в удовлетворении иска и удовлетворил встречное требование Общества.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 327.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение обязанностей, а равно и осуществление, изменение и прекращение определенных прав по договорному обязательству, может быть обусловлено совершением или несовершением одной из сторон обязательства определенных действий либо наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017).
В случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне (пункт 3 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что дополнительным соглашением N 1 от 04.06.2012 стороны изложили пункт 5.1 Соглашения в следующей редакции: "Комиссия исполнителя с каждой проведенной транзакции оплаты проезда составляет 7 процентов" и изменили срок его действия: Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует 5 лет с момента исполнения третьего этапа внедрения АСКОП.
Проанализировав переписку сторон, суды пришли к выводу, что работы по первому этапу внедрения АСКОП выполнены Обществом и приняты Департаментом 16.12.2013, работы по второму этапу - 24.02.2014, однако Департамент не обеспечил подключение с системе АСКОП подвижного состава коммерческих перевозчиков и возмещение затрат на внедрение и обслуживание АСКОП со стороны операторов пассажирских перевозок, как предусмотрено пунктом 5.1 Соглашения. Департамент предложил осуществить переход всех видов пассажирского транспорта на АСКОП в конце 2018 года, продлив тем самым срок внедрения третьего этапа АСКОП до конца 2018 года.
Приняв во внимание, что на момент рассмотрения дела (октябрь 2019) Администрация не представила убедительных доказательств завершения реализации третьего этапа внедрения АСКОП, суды обоснованно посчитали, что предусмотренный пунктами 4.1.7, 6.1 Соглашения от 04.06.2012 срок исполнения Обществом обязательств по передаче АСКОП в муниципальную собственность не наступил.
Кроме того, нормативные правовые акты, созданные Администрацией в связи с внедрением АСКОП на всех видах городского пассажирского транспорта на территории города Нижнего Новгорода, не содержат ни методики и порядка распределения финансовых средств, полученных от пополнения электронных проездных билетов, между предприятиями-перевозчиками, ни порядка расчетов и выплаты компенсации за предоставление социальных льгот, как предусмотрено пунктом 4.2.1 Соглашения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что у Администрации отсутствуют законные основания требовать предоставления обязательства в силу статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ею не исполнено встречное обязательство.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении первоначального иска.
Вопреки доводам Администрации, суд первой инстанции правомерно применил статью 328 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент рассмотрения спора, поскольку обязанность ответчика по передаче АСКОП не наступила.
В силу статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. Одним из таких обстоятельств является прекращение обязательства в результате издания акта государственного органа (пункт 1 статьи 417 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела суды пришли к обоснованному выводу о том, что в результате принятия Администрацией Постановления N 1488 с 09.06.2018 Общество утратило возможность выполнять функции оператора АСКОП на основании Соглашения от 04.06.2012, и правомерно удовлетворили встречное требование ответчика.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов, сделанных судами, по сути свидетельствуют не о нарушении судами норм права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств, что не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции; данные доводы были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Администрация освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статье 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 по делу N А43-22607/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что у Администрации отсутствуют законные основания требовать предоставления обязательства в силу статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ею не исполнено встречное обязательство.
...
Вопреки доводам Администрации, суд первой инстанции правомерно применил статью 328 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент рассмотрения спора, поскольку обязанность ответчика по передаче АСКОП не наступила.
В силу статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. Одним из таких обстоятельств является прекращение обязательства в результате издания акта государственного органа (пункт 1 статьи 417 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела суды пришли к обоснованному выводу о том, что в результате принятия Администрацией Постановления N 1488 с 09.06.2018 Общество утратило возможность выполнять функции оператора АСКОП на основании Соглашения от 04.06.2012, и правомерно удовлетворили встречное требование ответчика."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 июня 2020 г. N Ф01-10536/20 по делу N А43-22607/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-10918/19
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10536/20
20.01.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-10918/19
14.10.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-22607/18