Нижний Новгород |
|
28 июля 2020 г. |
Дело N А43-26046/2019 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Белоусовой И.А. (доверенность от 07.05.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.09.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020
по делу N А43-26046/2019
по заявлению департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Экокуб"
(ОГРН: 1185275029653, ИНН: 5249162584)
о привлечении к административной ответственности
и установил:
департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (в настоящее время - Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление, административный орган) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Экокуб" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 04.09.2019 отказал Управлению в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений КоАП РФ, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. По его мнению, выполнение работ по предварительной очистке тары от загрязняющих веществ в целях продажи подпадает под понятие "обработка (очистка)", а реализация такой тары свидетельствует о повторном ее применении по прямому назначению (рециклинг), что подпадает под понятие "утилизация". Управление считает, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве возразило относительно доводов заявителя.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела, Управление 23.05.2019 в ходе осмотра нежилого помещения по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, Речное шоссе, 2А, установило, что Общество по указанному адресу осуществляет обработку и утилизацию (очистку, мойку) отходов тары бывшей в употреблении (бочки пластмассовые и металлические, кубитейнеры и еврокубы) химическим веществом сульфанолом, в процессе обработки которых также образуются отходы от обработки (очистки, мойки). Данные отходы временно хранятся в емкости-накопителе объемом 15 кубических метров. В нежилом помещении находятся 5 устройств (установок) для обработки (очистки, мойки) тары, бывшей в употреблении. Для обработки и обеззараживания тары используются вода, растворитель "646" и синтетические моющие средства.
Административный орган пришел к выводу о том, что Обществом осуществляется деятельность по обработке и утилизации отходов III класса (отходы относящиеся к следующим группам отходов производства и потребления группа отходов - отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полимеров пластмасс загрязненные, код 4 38 100 00 00 0 ФККО: - тара полиэтиленовая, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5 процентов и более), код 4 38 111 01 51 3 ФККО; - тара полиэтиленовая, загрязнённая лакокрасочными материалами (содержание менее 5 процентов), код 4 38 111 02 51 4 ФККО; группа отходов - отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена, загрязненная клеями, код 4 38 1 14 00 00 0 ФККО; группа отходов - отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полипропилена, загрязненные органическими веществами, код 4 38 123 00 00 0 ФККО; группа отходов - прочая тара полимерная загрязненная, код 4 38 190 00 00 0 ФККО) опасности в отсутствии лицензии по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, Речное шоссе, 2А.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган составил протокол от 13.06.2019 N 06-291/2019 об административном правонарушении и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь статьей 1.6, частью 2 статьи 14.1, пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, положениями Федеральных законов N 89-ФЗ, 99-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности события вменяемого административного правонарушения в действиях Общества и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ с учетом положений данного закона.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ).
На основании статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В целях данного закона под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.
Статьей 9 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
Как следует из материалов дела, Общество оказывает услуги по промывке тары (бывшей в употреблении) от химических веществ.
В соответствии с договорами, Общество оказывает услуги по обработке тары или приобретает товар в виде емкости. Приобретаемые товары не относятся к отходам по смыслу установленных терминов и не предназначены для удаления. Так же с товаром не производятся манипуляции направленные на изменения его физического, химического или биологического состояния. После оказания услуг тара не изменяет своего физического, химического и биологического состояния. Тара, предоставляемая по договорам оказания услуг, принимается от заказчиков, как продукция, требующая промывки от химических веществ. Передаваемую на промывку Обществу тару заказчики услуги в свою очередь приобретают у своих Поставщиков как товар, а не как отход.
Из договоров и товаросопроводительных документов полученных у заказчиков Общества, следует, что поставщиками обществ с ограниченной ответственностью "ХимПромТара-НН" и "Тара-НН" являются крупные заводы и предприятия, которые ведут учет тары как товара, а не как отходов и, соответственно, продают данную тару как товар.
Приобретаемая Обществом тара не утратила свойств товара и предназначена для дальнейшего оборота и использования в хозяйственной деятельности организаций.
Отходы образующиеся, после промывки сливаются в емкость-накопитель. В дальнейшем эти отходы от мойки загрязненной тары передаются специальным организациям имеющим лицензию для утилизации или обезвреживания.
В ходе проведения проверочных мероприятий, Общество представило договор аренды части нежилого помещения от 01.08.2018, заключенным с открытым акционерным обществом "Дзержинское узловое транспортно-экспедиционное предприятие", по условиям которого Обществу предоставляется во временное владение и пользование нежилое здание площадью 792 квадратного метра для использования в целях ремонта, хранения и очистки тары.
Согласно договору от 01.08.2018 N НН-0610 Общество передает на обезвреживание или утилизацию отходы шлам шлифовальный маслосодержащий(акты-справки приема отходов от 01.04.2019; от 30.05.2019; 07.06.2019) обществу с ограниченной ответственностью "Компания Экосервис".
Согласно договору от 26.04.2019 N ЭП-00038 Общество передает на обезвреживание или утилизацию отходы негалогенизированных органических растворителей в смеси, загрязненные нефтепродуктами (акт - справка приема отходов от 30.04.2019; акт оказания услуги от 07.06.2019, 30.05.2019, 07.06.2019) обществу с ограниченной ответственностью "Экоперспектива".
Общество заключило договоры на оказание услуг от 02.07.2018 N 04-18 по промывке и ремонту тары с обществами с ограниченной ответственностью "Тара-НН" и "ХимПромТара-НН".
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях (бездействии) Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают сделанные судами выводов и по существу направлены на переоценку исследованных судом первой и апелляционной инстанции доказательств и установленных обстоятельств, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.09.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А43-26046/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
...
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях (бездействии) Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 июля 2020 г. N Ф01-11830/20 по делу N А43-26046/2019