г. Нижний Новгород |
|
19 августа 2020 г. |
Дело N А43-33285/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.08.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителя от ответчика: Назарова А.А. (доверенность от 15.07.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клинские земли" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.12.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 по делу N А43-33285/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Клинские земли" (ИНН: 5261006782, ОГРН: 1085261005059)
к Нижегородской области в лице Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области (ИНН: 5260093366, ОГРН: 1025203034746)
о взыскании 1 123 000 рублей
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Клинские земли" (далее - ООО "Клинские земли", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Нижегородской области в лице Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Нижегородской области (далее - Инспекция) о взыскании 1 100 000 рублей упущенной выгоды и 23 000 рублей убытков, связанных с несением расходов на юридические услуги.
Решением суда от 13.12.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Клинские земли" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, суды неправомерно отказали ему в удовлетворении иска, поскольку именно по причине неправомерных отказов Инспекции в регистрации транспортного средства ООО "Клинские земли" причинены убытки в виде упущенной выгоды - неполученного от ИП Зимина А.А. дохода (арендной платы). Уплата утилизационного сбора за принадлежащее Обществу транспортное средство не установлена действующим законодательством; обязанность по проставлению в паспорте самоходной машины отметки об основаниях неуплаты утилизационного сбора также отсутствовала. Кроме того, у Общества имелись законные основания для заключения предварительного договора аренды. Необходимость несения расходов на юридические услуги, связанные с регистрацией транспортного средства, должным образом подтверждена.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве отклонила доводы Общества, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 12.08.2020 (определение суда округа от 16.07.2020).
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.08.2020 произведена замена судьи Шутиковой Т.В. на судью Новикова Ю.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
В судебном заседании, проведенном 12.08.2020, представитель Инспекции поддержал позицию по делу.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество и АО "ВТБ Лизинг" 31.05.2018 заключили договор лизинга N АЛ110538/01-18 НЖГ на экскаватор универсальный колесный одноковшовый гидравлический ЭО-2626.ДТ3, заводской номер 026 (921100305) 2016 года выпуска, страна изготовления - Республика Беларусь (ООО "Белтехника-Велс").
ООО "Клинские земли" и ИП Засухин А.А. заключили предварительный договор аренды самоходной машины от 01.06.2018, согласно пункту 1.2 которого договор должен быть заключен сторонами в течение 14 календарных дней после направления арендодателем уведомления арендатору о том, что самоходная машина зарегистрирована органами государственного технического надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, исправна и готова к передаче арендатору, в течение срока действия предварительного договора.
В пункте 3.2 предварительного договора установлено, что договор вступает в силу с момента его подписания и действует до заключения сторонами договора аренды, но не дольше четырех месяцев с момента его подписания.
Арендная плата определена сторонами в сумме 100 000 рублей, без налога на добавленную стоимость, при условии эксплуатации самоходной машины не более 300 моточасов (пункт 2.10 предварительного договора).
Общество 15.06.2018 обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации экскаватора с приложением необходимого комплекта документов.
Инспекция 15.06.2018 приняла решение об отказе в регистрации экскаватора на основании несоответствия бланка паспорта самоходной машины (ПСМ) единой форме паспорта самоходных машин и других видов техники, утвержденному решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100, а также ввиду отсутствия в паспорте самоходной машины (ПСМ) отметки об утилизационном сборе либо отметки об основаниях неуплаты сбора.
Общество после получения ПСМ на правильном бланке и проставления отметки ПСМ о передаче экскаватора от АО "ВТБ Лизинг" 15.08.2018 повторно обратилось с заявлением в Инспекцию.
Инспекция 24.08.2018 приняла решение об отказе в регистрации экскаватора на основании отсутствия в ПСМ отметки об утилизационном сборе либо отметки об основаниях неуплаты сбора.
В период с 15.08.2018 по 07.03.2019 Общество неоднократно обращалось в Инспекцию с предоставлением пакета документов, полученных от продавца, с пояснениями импортера, разъяснениями Федеральной таможенной службы, Центральной таможенной службы, решало данный вопрос на уровне заместителя руководителя Инспекции при личном обращении, обращалось в Прокуратуру Нижегородской области.
После предъявления в Инспекцию ответа из Инспекции Федеральной налоговой службы по Канавинскому району города Нижнего Новгорода о том, что Общество не является плательщиком утилизационного сбора, экскаватор был зарегистрирован.
Общество, посчитав, что в результате неправомерных отказов Инспекции в регистрации самоходной машины ему причинены убытки в виде неполученного от ИП Зимина А.А. дохода (арендной платы), обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с Инспекции расходов, понесенных в связи с оплатой юридических услуг по регистрации транспортного средства.
Руководствуясь статьями 64, 65, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 15, 16, 393, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на Инспекцию ответственности в виде возмещения убытков и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
На основании статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер последних.
В пункте 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
На основании пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ к плательщикам утилизационного сбора отнесены, в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Согласно пункту 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938) регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (абзац первый пункта 4 Постановления N 938).
Согласно абзацам четвертому и пятому пункта 4 Постановления N 938 регистрация и изменение регистрационных данных транспортных средств не осуществляются, если Федеральным законом установлено требование по уплате утилизационных сборов в отношении транспортных средств, или утилизационный сбор в отношении транспортных средств не уплачивается в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или организацией-изготовителем колесных транспортных средств принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, в соответствии с Правилами принятия организациями-изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", в том числе в случае, если в паспорте соответствующего транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора, или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или об обязательстве обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, взятом на себя организацией-изготовителем колесных транспортных средств, включенной на момент выдачи паспорта транспортного средства в реестр организаций-изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный вышеназванными Правилами, за исключением колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 01.09.2012.
В соответствии с пунктом 2 приказа Минсельхоза России N 44, Минпромторга России N 147, ФТС России N 140 от 31.01.2017 "Об утверждении Порядка проставления отметки об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, и паспорте самоходной машины и других видов техники, или дубликате паспорта самоходной машины и других видов техники" проставление отметки об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора производится на бланке паспорта, бланке паспорта единой формы, в паспорте, паспорте единой формы или дубликате паспорта, дубликате паспорта единой формы, выдаваемом на самоходные машины и другие виды техники, включенные в перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 81).
В пункте 7 Правил N 81 установлено, что на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (далее - бланк паспорта), оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в отношении которых уплату утилизационного сбора осуществляют плательщики, указанные в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
В отношении выпускаемых в обращение самоходных машин или прицепов, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, на бланке паспорта проставляется отметка об основании неуплаты утилизационного сбора (пункт 8 Правил N 81).
В силу пункта 13 Правил N 81 после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов.
Согласно пункту 15 Правил N 81 на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии. После проверки документов, подтверждающих наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты утилизационного сбора (пункт 16 Правил N 81).
Таким образом, выдача таможенным органом паспорта самоходной машины на самоходные машины и (или) прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, осуществляется после проставления в нем соответствующей отметки об оплате утилизационного сбора. В случае наличия оснований для неуплаты утилизационного сбора таможенный орган проставляет соответствующую отметку об основании неуплаты утилизационного сбора.
В части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что ПСМ на экскаватор выдан организацией-поставщиком Республики Беларусь, а не таможней; Общество не уплачивало утилизационный сбор и не обращалось в Федеральную таможенную службу за отметкой в ПСМ, не представляло в Инспекцию документы, подтверждающие отсутствие оснований для уплаты утилизационного сбора и для проставления в ПСМ соответствующей отметки.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали правомерными отказы Инспекции в регистрации транспортного средства.
Кроме того, суды установили и материалам дела не противоречит, что на момент заключения с ИП Засухиным А.А. предварительного договора аренды от 01.06.2018 Общество, в отсутствие надлежащего согласования на заключение договора аренды с лизингодателем (АО "ВТБ Лизинг"), не имело полномочий на сдачу имущества в аренду.
Исследовав и оценив представленные в материалы доказательства и приняв во внимание установленные фактические обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что ООО "Клинские земли" не доказало совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде взыскания с Инспекции заявленной суммы убытков.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод Общества о наличии оснований для взыскания с Инспекции расходов, понесенных в связи с оплатой юридических услуг по сопровождению процедуры регистрации в Инспекции транспортного средства, судами исследован и правомерно отклонен, как необоснованный.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении иска.
Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанных судами выводов и направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.12.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 по делу N А43-33285/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клинские земли" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Клинские земли".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отношении выпускаемых в обращение самоходных машин или прицепов, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, на бланке паспорта проставляется отметка об основании неуплаты утилизационного сбора (пункт 8 Правил N 81).
...
Согласно пункту 15 Правил N 81 на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии. После проверки документов, подтверждающих наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты утилизационного сбора (пункт 16 Правил N 81)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 августа 2020 г. N Ф01-11820/20 по делу N А43-33285/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11820/20
13.03.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-596/20
13.12.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-33285/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-33285/19