Нижний Новгород |
|
10 сентября 2020 г. |
Дело N А17-7260/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.09.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020
по делу N А17-7260/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Районная котельная N 2"
(ИНН: 4401177267, ОГРН: 1164401061330)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области,
о признании недействительным предписания,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вознесенск"
(ИНН: 3702624975, ОГРН: 1103702018529),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Районная котельная N 2" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Служба, административный орган) о признании недействительным предписания от 31.07.2019 N 166-жс.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вознесенск" (далее - Компания).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2020 заявленные требования удовлетворены.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 27.05.2020 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Служба не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель жалобы ссылаясь на пункты 42(1), 59, 59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), считает, что определение такого показателя, как среднемесячный объем потребления тепловой энергии за предыдущий год, действующим законодательством не установлено. Служба указывает, что с учетом пункта 18 приложения 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, норматив потребления тепловой энергии рассчитывается с учетом только отопительного периода. При наличии общедомового прибора учета тепловой энергии нормами действующего законодательства, в том числе статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), установлена обязанность потребителя по оплате только фактически потребленного объема коммунальной услуги. Тем самым, с целью обеспечения баланса частных и публичных интересов в рассматриваемом случае в целях защиты прав собственников помещений многоквартирного дома, восполняя пробел нормативного регулирования путем толкования совокупности норм действующего жилищного законодательства, Служба вынесла оспариваемое предписание в пределах своей компетенции. При этом Службой в не изменялся и не подменялся способ оплаты коммунальной услуги по отоплению.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв Общества на кассационную жалобу в суд не поступил.
В отзыве на кассационную жалобу Компания поддержала позицию Службы.
Служба и Компания ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явилось в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Служба в связи с обращением от 24.06.2019 N вх-2846-1-162 в период с 09.07.2019 по 31.07.2019 на основании приказа от 09.07.2019 N 1620 провела внеплановую документарную проверку Общества.
В ходе проверки Служба установила нарушение Обществом требований, установленных частью 1 статьи 157 ЖК РФ, подпункта "г" пункта 31, пункта 42(1) Правил N 354, пункта 3, 3(4) приложения 2 к Правилам N 354, выразившееся в осуществлении с января 2019 года расчета платы за отопление (в том числе с учетом выполненного перерасчета в июле 2019 года) в отношении дома 5 по улице Школьной в селе Ново-Талица (далее - МКД) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, не соответствующего объему, потребленному за 2018 год; в определении размера корректировки платы за отопление за октябрь - декабрь 2018 года путем нахождения разницы между внесенной жителями платой за отопление, исчисленной исходя из норматива потребления тепловой энергии равными долями в течение календарного года, и платой за отопление, исчисленной исходя из фактического объема потребления тепловой энергии за октябрь - декабрь 2018 года.
Результаты проверки отражены в акте от 31.07.2019 N 326-жс.
В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений Обществу выдано предписание от 31.07.2019 N 166-жс, согласно которому Обществу в срок до 01.10.2019 предписано произвести жителям МКД перерасчет корректировки платы за отопление за 2018 год, применив объем потребления тепловой энергии за 2018 год 2531,145 Гкал; произвести жителям МКД перерасчет платы за отопление с января 2019 года по дату исполнения предписания исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год - 0,01554 Гкал/кв.м в месяц.
Общество не согласилось с данным предписанием и обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с требованием о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 154, 157 ЖК РФ, статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), положениями Правил N 354, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, предписание от 31.07.2019 N 166-жс признал недействительным.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
В статье 19 Федерального закона N 190-ФЗ определено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (часть 1). Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2). Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (часть 3).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами N 354.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
В силу первого абзаца пункта 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах на территории Ивановской области равномерными платежами в течение календарного года был установлен постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 13.09.2012 N 496.
Указанное постановление утратило силу в соответствии с постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 01.07.2016 N 87-н/1 "О внесении изменений в постановление РСТ Ивановской области от 16.12.2013 N 586-н/1 и признании утратившим силу постановления РСТ Ивановской области от 13.09.2013 N 496" с 01.07.2016.
Как указано в письме Минстроя России от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, в многоквартирных домах, в которых по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации размер платы за коммунальную услугу по отоплению определялся до 1 июля 2016 года в отопительный период в соответствии с Правилами N 354, такой способ оплаты коммунальной услуги по отоплению сохраняется после 1 июля 2016 года.
В спорный период в Ивановской области не принималось решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению.
В постановлении Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.09.2018 N 222-н/1 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Ивановской области" указано, что на территории муниципальных образований Ивановской области, не указанных в пункте 1 данного постановления, сохраняется действующий способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
Таким образом, собственниками помещений в МКД оплата отопления осуществляется равномерно в течение календарного года.
В соответствии с третьим абзацем пункта 42(1) Правил N 354 в редакции, действующей до 31.12.2018, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно четвертому абзацу пункта 42(1) Правил N 354 в редакции, действующей с 01.01.2019, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В случаях, предусмотренных пунктами 59 и 59(1) Правил N 354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов.
В силу пункта 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с пунктом 60(1) Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил.
Проанализировав названные нормы права суды обоснованно отметили, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению при оплате равномерно в течение календарного года рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год с учетом периода его работоспособности, а при его отсутствии применению подлежит норматив.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, с сентября 2017 года по сентябрь 2018 года включительно общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию не был.
С 01.01.2018 Общество при расчете размера платы за услугу по отоплению применялся норматив.
Суды установили, что Служба при расчете размера платы за услугу по отоплению использовала дни отопительного периода (с 01.01.2018 по 03.05.2018), неотопительный период из расчета исключен. Далее в расчете объема потребленной энергии Служба использовала показания общедомового прибора учета, который согласно акту от 01.10.2018 введен в эксплуатацию с указанного числа. Суммировав полученные объемы, административный орган получил фактический объем потребленной энергии многоквартирного дома за год - 2531,145 Гкал и 0,01554 Гкал/кв.м в месяц, который и предписывал Обществу использовать при расчете платы за отопление за 2018 год и с января 2019 года.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу, что Служба данным расчетом нарушает методику определения объема потребления тепловой энергии при способе оплаты - в течение календарного года, установленного Правилами N 354 и постановлением главы администрации Ивановского района Ивановской области от 27.09.2001 N 1178.
Учитывая, что величина объема фактически потребленной тепловой энергии за 2018 год определена Службой с нарушением Правил N 354, и данная величина является основополагающим элементом в расчете корректировки платы за отопление за 2018 год и определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, размер полученных Службой корректировки и среднемесячного объема также неверен и не может быть принят.
Таким образом, обязанность по перерасчету корректировки платы за отопление за 2018 год, а также по перерасчету платы за отопление с января 2019 года по дату исполнения предписания исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год - 0,01554 Гкал/кв.м в месяц на Общество возлагаться не может.
Иные нарушения при проведении Обществом перерасчета и корректировки платы за отопление за спорные периоды времени административный орган не выявил.
При изложенных обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, признав недействительным предписание Службы от 31.07.2019 N 166-жс.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для их пересмотра в кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных фактических обстоятельств, поэтому подлежат отклонению на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых судебных актов в любом случае, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Служба освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.03.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по делу N А17-7260/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 60(1) Правил N 354 по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил.
...
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу, что Служба данным расчетом нарушает методику определения объема потребления тепловой энергии при способе оплаты - в течение календарного года, установленного Правилами N 354 и постановлением главы администрации Ивановского района Ивановской области от 27.09.2001 N 1178.
Учитывая, что величина объема фактически потребленной тепловой энергии за 2018 год определена Службой с нарушением Правил N 354, и данная величина является основополагающим элементом в расчете корректировки платы за отопление за 2018 год и определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 год, размер полученных Службой корректировки и среднемесячного объема также неверен и не может быть принят."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 сентября 2020 г. N Ф01-12768/20 по делу N А17-7260/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12768/20
27.05.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3121/20
12.03.2020 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7260/19
23.09.2019 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-7260/19