Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 мая 2011 г. N 231-ПП
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 24 февраля 2010 г. N 161-ПП
Городская целевая программа
"Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2011 гг."
1. Паспорт Программы
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа, и оценка сложившейся ситуации
По состоянию на 2008 г. в состав промышленности города Москвы входят 1183 крупных и средних организаций (в том числе 1085 - по обрабатывающим производствам).
В группу крупных и средних организаций промышленности включены 240 предприятий ОПК, входящих в реестр организаций ОПК Российской Федерации. В составе крупных и средних организаций обрабатывающих производств более 150 осуществляют технологические инновации, 210 крупных и средних организаций промышленности являются социально и экономически значимыми для города Москвы и/или Российской Федерации.
Среднесписочная численность работников обрабатывающих производств в 2008 году составила 663,3 тыс. чел., что составляет 12,3% от экономически активного населения города Москвы. На предприятиях промышленности города Москвы трудятся около 3 тыс. лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).
Доминирующая роль обрабатывающих производств позволяет оценивать промышленность города Москвы как полигон для отработки механизмов модернизации экономики, структурной перестройки промышленности в направлении ее перевода на инновационный путь развития.
Целенаправленная политика поддержки организаций промышленности, последовательно проводимая Правительством Москвы в 2000-е годы, обеспечила динамичное развитие промышленного комплекса. Так, до обрабатывающим производствам за период 2004 - 2008 гг. среднегодовой темп роста промышленного производства составил 114,1% при среднероссийском уровне 106,4%; темпы роста налоговых поступлений в бюджет составили в среднем 116,6%; рост выработки на одного работающего - в среднем 33%. Значительный вклад в достижение указанных темпов внесли Комплексные программы промышленной деятельности в городе Москве, действовавшие в период с 1998 г., в рамках которых, начиная с 2004 года, значительное внимание уделялось реализации среднесрочных и долгосрочных проектов, направленных на техническое перевооружение, модернизацию и расширение действующих производств, создание новых производственных мощностей, обеспечивающих повышение конкурентоспособности промышленности города Москвы и ее структурную перестройку. Основной формой поддержки в рамках Программы 2004-2006 гг. был бюджетный кредит, предоставлявшийся на срок до 5 лет, что обусловило пролонгированный характер итогов их реализации и обеспечило достаточно высокие результаты Программы к 2009 году, несмотря на разразившийся мировой финансово-экономический кризис.
В рамках Программы в 2007-2009 гг. завершен ряд проектов по развитию перспективных для города Москвы производств, получивших финансовую поддержку из бюджета города Москвы в период 2004-2006 гг.
В 2007 г. были завершены проекты:
- по расширению производственного комплекса ЗАО "Микояновский мясокомбинат" и повышению его мощности на основе технического перевооружения производства (начат в 2004 г.). На его реализацию привлечено около 1,7 млрд. руб. внебюджетных средств. В результате реализации проекта мощности комбината увеличены более чем в 1,5 раза (со 110 тыс. т продукции в год в 2003 году до 167,7 тыс.т в 2007 году); снижена себестоимость и расширен ассортимент выпускаемой продукции; выручка от продаж выросла на 53,7%; налоговые платежи в бюджет города Москвы выросли на 45,8%; численность работающих увеличилась на 765 чел. Доля комбината на рынке мясопродуктов Российской Федерации составила около 5%, на московском - более 18% и продолжает увеличиваться;
- по расширению производства пластин фосфида галлия на ЗАО "Элма-Малахит", начатый в 2004 г. Реализация проекта обеспечила рост объема производства в 1,4 раза, рост прибыли в 2 раза, рост налоговых отчислений в городской бюджет - в 2 раза, стабильную численность занятых. Более 80% продукции предприятия поставляется в США, Китай, Японию и другие страны Юго-Восточной Азии в результате значительного увеличения объема выпуска экспортной продукции по результатам проекта;
- по созданию опытно-наработочных производств новых видов полимерных материалов для городского хозяйства на ОАО "Институт пластмасс им. Г.С. Петрова", реализация которого обеспечила внедрение результатов научных разработок в производство, отработку промышленных технологий промышленного изготовления новых материалов, серийный выпуск инновационной продукции. Созданы мощности по производству смолы ТФ-82. Мощности по выпуску полисульфонов увеличились с 3 т/год в 2005 г. до 5 т/год в 2007 г. Это позволило за время реализации проекта достигнуть увеличения выпуска георешетки, лент вспененных для текстильной промышленности, синтетических полимеров, отвердителей и другой продукции, выпускаемой предприятием для нужд экономики города Москвы;
- по расширению производства систем профильных карнизов на специализированном предприятии ООО "Знамя Труда", применяющем труд инвалидов. Предприятием вложено 75 млн. руб. собственных средств на приобретение оборудования и создание рабочих мест. В результате реализации проекта выручка от продаж увеличилась на 15,4%, прибыль от продаж - на 63,9%, среднемесячная заработная плата - на 78,4%, доля инновационной продукции в общем объеме продаж - на 42,5%. Стоимость основных фондов выросла практически в 2 раза. Предприятию удалось занять порядка 30 - 40% рынка карнизов города Москвы и Подмосковья.
В 2008 г. завершен ряд проектов, включая:
- проект по техническому перевооружению производства асфальтно-бетонных смесей ЗАО "Союз-Лес", обеспечивший рост объема производства продукции почти в 2 раза, достижение доли инновационной продукции в общем объеме продаж более 50%, создание 43 новых рабочих места. Предприятием привлечено в реализацию проекта более 200 млн. руб. внебюджетных средств;
- проект по техническому перевооружению ГУП НПЦ "Спурт" в целях выполнения комплекса работ по увеличению производства спецтехники, обеспечивший рост объема производства продукции в 1,5 раза, достижение доли инновационной продукции в общем объеме продаж более 90%, создание 8 новых и модернизацию 96 рабочих мест, энергосбережение по электрической энергии в размере 50 тыс. кВт час., экономию потребления теплоэнергии в размере 400 Гкал, сокращение сроков разработки изделий в 2-2,5 раза, сроков внедрения на серийных заводах - в 1,5 раза, повышение качества выпускаемых изделий. Предприятием привлечено в реализацию проекта более 45 млн. руб. собственных средств. Реализация проекта позволила предприятию в 2008 г. выполнить государственный заказ на поставку продукции в объеме около 561,3 млн. руб. Разработанные предприятием комплексы цифровых средств КВ-УКВ диапазона вытеснили импортные аналоги из поставляемой продукции в интересах Министерства обороны Российской Федерации;
- проект ОАО "Оптрон" по модернизации конструкций и техническому перевооружению производства с организацией промышленного выпуска специализированных объектно-ориентированных регуляторов частоты для асинхронных электроприводов механизмов металлорежущих станков, обеспечивший рост объема выпуска продукции в рамках проекта в 1,8 раза, модернизацию 8 рабочих мест, прирост налоговых платежей, в городской бюджет - более 54 млн. руб. Предприятием привлечено в реализацию проекта более 60 млн. руб. внебюджетных средств;
- проект модернизации производства на ОАО "Хлебозавод N 28" (2006-2008 гг.), обеспечивший рост объема производства продукции более чем в 1,5 раза, модернизацию 28 рабочих мест. За время реализации проекта предприятием привлечено в реализацию проекта более 203 млн. руб. внебюджетных средств. Запланированные показатели реализации проекта достигнуты.
В 2008 г. завершен первый этап реализации проекта по организации литейно-прокатного производства на базе Ярцевского имущественного комплекса ЗАО "Ярцевский завод "Двигатель" в Смоленской области (срок реализации 2003 - 2010 гг.). Введены в опытно-промышленную эксплуатацию мощности, обеспечивающие выпуск 220 тыс. тонн мелкосортного проката, 5 тыс.тонн отливок из чугуна, а также другой сопутствующей продукции для строительного комплекса города Москвы.
Завершен проект создания производства по рециклингу отработанного ацетона и технологических жидкостей, а также утилизации шламовых отходов металлообработки и отработанной смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) на ФГУП ММПП "Салют" (срок реализации 2004-2009 гг.). Запущен участок переработки шлама, который производит очистку шлама от масел и СОЖ (переводит его из II класса опасных отходов в IV класс) и обеспечивает его хранение на площадке для металлургических производств. Запущен участок по переработке СОЖ. Участок рециклинга ацетона производительностью 450 кг в смену начал функционировать во 2-м полугодии 2009 г. Создание указанных производств позволило снизить количество образующихся на заводе отходов ацетона в 20 раз, технологических жидкостей - примерно в 5 раз и в такое же количество раз снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу воздуха при утилизации таких отходов. Помимо повышения экологизации производственной деятельности предприятия, реализация данного проекта обеспечила создание 8 новых рабочих мест. Чистая прибыль в рамках реализации проекта за период его реализации составила 4,9 млн. руб.
Завершены проекты создания специализированного производства по переработке изношенных автопокрышек и организации производства железнодорожных переездов на основе резиновой крошки на ОАО "Тушинский машиностроительный завод", которые позволили решить важную для города Москвы задачу, обеспечили за время реализации проектов дополнительный объем выпуска продукции в размере 160,9 млн. руб., чистую прибыль в размере 9,6 млн. руб., создание 28 новых рабочих мест.
До конца 2009 г. планируется завершение еще более 20 проектов, включая проекты ФГУП НПП "Пульсар", ФГУП ММПП "Салют", ОАО "НИИВК им. М.А. Карцева" и другие, направленные на выполнение мероприятий по энергосбережению, обеспечившие более 5% экономии электроэнергии на основе создания автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии, модернизации энергетического и теплового оборудования, лифтового хозяйства и т.п.
Эти и другие проекты, получившие финансовую поддержку в рамках Программы и находящиеся в стадии выполнения, обеспечили высокие значения аналитических показателей, предусмотренных Программой, в 2007-2008 гг.
Так, увеличение объемов продаж продукции в среднем по участникам Программы, прогнозируемое за 2007-2009 гг. не менее чем на 30%, фактически за 2007-2008 гг. составило 40,37%; увеличение выработки в расчете на одного работника, прогнозируемое на 7% ежегодно, фактически обеспечено в 2007 г. - на 20,5%, в 2008 г. - на 12,3%; увеличение числа новых квалифицированных рабочих мест, прогнозируемое не менее чем на 5% ежегодно, фактически составило в 2007 г. - 5,3%, в 2008 г. - 5,1%. Участниками Программы создано более 1800 и модернизировано более 1750 рабочих мест. Стоимость основных производственных фондов в среднем по участникам Программы за 2007-2008 гг. к уровню 2006 г. в среднем увеличилась на 45,7%, доля инновационной продукции в объеме продаж - на 40,5%. В период 2007-2008 гг. 11 предприятий-участников Программы из разряда убыточных перешли в разряд прибыльных. Создано и оснащено 5 ресурсных центров по подготовке кадров на базе организаций промышленности города Москвы (ОАО "Станкоагрегат", ЗАО "Медведково", НУЦ "Электроника" (ФГУП "ТОРИЙ"), ОАО "ММП им. В.В. Чернышева, "Центр деревообработки" МКПП(р)). Проведено обучение и повышение квалификации более 3000 работников организаций промышленности города Москвы, в т.ч. более 850 чел. в форме целевой контрактной подготовки.
В рамках развития инфраструктуры промышленной деятельности в 2007-2009 годах особое внимание было уделено расширению участия организаций промышленности и науки города Москвы в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, в том числе инновационной направленности, реализации специальных телепроектов и выпуску печатных изданий по вопросам развития промышленной деятельности, повышению уровня информатизации промышленной деятельности на основе совершенствования и расширения сферы применения ИАС "Московская промышленность", и другим мероприятиям, обеспечивающим привлечение инвестиций в промышленный сектор, продвижение продукции московских производителей на отечественные и зарубежные рынки, создание положительного имиджа промышленности города Москвы и совершенствование ее бизнес-среды.
Выполнен значительный объем работ по организации территориального размещения объектов промышленности и науки в городе Москве. Утверждены схемы размещения 209 промышленных зон (160 - в границах производственных зон, 49 - вне границ производственных зон) общей площадью 7,8 тыс. га. Разработаны градостроительные регламенты, ТЗ на подготовку ТЭО и плана развития по 31 промзоне в 8 административных округах города Москвы. Начата разработка градостроительных регламентов по 90 промзонам, согласованы материалы по подготовке ТЗ на разработку ТЭО и планов развития еще 46 промзон. Ведется реализация инвестиционных проектов строительства новых производственных мощностей в новых и реорганизуемых промышленных зонах на территории города Москвы и в других регионах, в рамках которых за 2007 г. - 9 мес. 2009 г. освоены капитальные вложения из бюджета города Москвы в объеме 8027,28 млн. руб. Реализация проектов и мероприятий данного направления обеспечит в ближайшие годы перебазирование экологически вредной части производственных мощностей, снос старых построек и строительство новых современных производственных площадей в объеме около 690 тыс. кв. м, реконструкцию и сохранение производственных площадей в объеме около 290 тыс. кв. м, создание более 43 тыс. новых рабочих мест, в том числе более 3,2 тыс. рабочих мест на сохраняемых производственных площадях.
В рамках Программы в 2007-2009 гг. начата реализация ряда проектов по созданию новых производств и техническому перевооружению действующих производств со сроком завершения в 2011 - 2012 гг., включая проекты: создания производства нового поколения многофункционального авиационного приборного оборудования на ОАО "АэроприборВосход", создания производства тонкостенных коррозионностойких труб из холоднокатаной нержавеющей ленты на ОАО "Серп и Молот", технического оснащения ОАО "Тушинский машиностроительный завод" для производства эффективного энергетического оборудования, модернизации производства ОАО "Московский инструментальный завод", технического перевооружения ОАО "Элион", ОАО "Сантехпром", ОАО "ММП им. В.В. Чернышева", ЗАО "Хлебозавод N 24", ОАО "Гамма" и ряд других проектов, выполнение которых обеспечит весомый вклад в показатели работы промышленности в последующие годы, сохранение и повышение конкурентоспособности промышленного производства.
В соответствии с Законами города Москвы о бюджете на 2007, 2008, 2009 годы лимит финансирования Программы в 2007-2009 гг. составил 7749,77 млн. руб. Фактическое финансирование проектов и мероприятий Программы по состоянию на 01.10.2009 года составило 6638,18 млн. руб., в том числе 5637,92 млн. руб. - финансирование в 2007 и 2008 гг.
В ходе реализации Программы в 2007-2008 гг. было обеспечено привлечение участниками Программы дополнительных средств из внебюджетных источников в размере 55,6 млрд. руб. (более 9,8 руб. на 1 руб. из бюджета города Москвы), в том числе в 2007 г. - 32,8 млрд.руб. (более 13,2 руб. на 1 руб. из бюджета города Москвы), в 2008 г. - 22,8 млрд. руб. (более 7,2 руб. на 1 руб. из бюджета города Москвы). По итогам 2009 года ожидается привлечение внебюджетных финансовых средств в размере 6 млрд. руб. (3,5 руб. на 1 руб. из бюджета города Москвы).
Мировой финансово-экономический кризис, разразившийся в середине 2008 г., оказал значительное влияние на результаты работы промышленности, отразившиеся в резком падении темпов роста промышленного производства начиная с октября 2008 г. В результате за 2008 г. индекс промышленного производства составил 100,5%, в том числе по обрабатывающим производствам - 101,3%. Как следствие, снизился темп роста прибыли, составивший в 2008 г. по кругу крупных и средних организаций обрабатывающих производств 78,4% к уровню 2007 г., вырос с 20,5% до 28,0% удельный вес убыточных организаций. С целью изменения сложившейся ситуации, в рамках деятельности созданных Департаментом науки и промышленной политики города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.06.2008 г. N 528-ПП "О дополнительных мерах по защите интересов города Москвы в сфере экономики при работе с убыточными организациями" Рабочей группы по работе с убыточными организациями и организациями, имеющими низкий уровень оплаты труда, а также Оперативного штаба по вопросам занятости населения и обеспечения стабильной ситуации на рынке труда, по каждой организации, входящей в сферу деятельности Департамента науки и промышленной политики города Москвы, выяснялись причины убыточной деятельности, вырабатывались рекомендации по их устранению, недопущению массового увольнения (путем опережающего профессионального обучения работников, организации временного трудоустройства на общественные и временные работы, перераспределения трудовых ресурсов между предприятиями). Существенную роль при этом сыграла финансовая поддержка мероприятий по сохранению производственного и кадрового потенциала в рамках Программы, которая обусловила необходимость перераспределения ее средств в 2009 г.
Реализация антикризисных мер позволила смягчить последствия финансово-экономического кризиса: обеспечила сохранение численности и размера заработной платы 25 организациям промышленности, оказавшимся в тяжелом финансовом состоянии. В результате в городе Москве по итогам 2008-2009 гг. не закрылось ни одно предприятие, удалось избежать массового увольнения работников, рост заработной платы хоть и снизился, но в денежном выражении ее размер не намного ниже среднемесячной заработной платы по городу Москве в целом, что позволило не допустить социальной напряженности на рынке труда.
В то же время влияние кризиса отрицательно сказалось на достижении прогнозных значений целевых индикаторов Программы. При фактическом превышении значений большинства целевых индикаторов в 2007 - I полугодии 2008 г., в целом за весь срок реализации Программы не удалось достичь прогнозных значений целевых индикаторов. По оценке индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам за 2007-2009 гг. составит 104,1% при прогнозе в 135,6%; темп роста прибыли - 53,4% при прогнозе в 122,3%; темп роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации - 119,3% при прогнозе в 121,8%; темп роста среднемесячной заработной платы - 179,0% при прогнозе в 213,9%.
Последствия мирового финансово-экономического кризиса дестабилизировали не только работу промышленного сектора экономики города Москвы, но и обслуживающей его банковско-финансовой сферы, без которой функционирование организаций промышленности практически невозможно. Коммерческие банки предъявляют непомерно высокие требования, которые оказываются непосильными даже для высокорентабельных организаций промышленности.
На снижение темпов роста промышленного производства оказывает влияние и сокращение рыночного спроса на конечную продукцию (оценка индекса оборота розничной торговли в 2009 г. - 95,0%), сокращение государственного заказа, включая оборонный заказ, из-за дефицита бюджетов всех уровней.
В сложившихся условиях вновь стали более ощутимыми проблемы, сдерживающие рост производства, от решения которых во многом зависит сохранение и развитие промышленного комплекса города Москвы.
К их числу относятся:
- Высокая доля убыточных организаций в промышленности города Москвы, которая в 2009 году превысила 30% по кругу крупных и средних организаций.
- Увеличивающееся в условиях кризиса сокращение объемов производства из-за недостатка оборотных средств и недоступности кредитных ресурсов для их пополнения, что приводит к увольнению работников, задолженности по заработной плате и усилению социальной напряженности в городе Москве.
- Дефицит квалифицированных рабочих и специалистов, который достигает порядка 20 тыс. человек ежегодно. Недостаточное участие работодателей в подготовке кадров, которые нередко занимают иждивенческую позицию и организуют свое производство за счет привлечения "привозной" рабочей силы.
- Низкий удельный вес инновационно-активных организаций промышленности в городе Москве (по обрабатывающим производствам - около 13%), что ниже уровня, достигнутого в развитых странах (30% в США).
- Высокая энергоемкость производимой продукции (работ, услуг), превышающая в 3-4 раза энергоемкость производства аналогичной продукции в странах с развитой экономикой. Как следствие - низкий уровень экологической эффективности производства.
- Несовершенство нормативно-правового обеспечения размещения государственных заказов, отсутствие дееспособных механизмов, направленных на вовлечение организаций промышленности в выполнение государственных заказов, в том числе по схеме импортозамещения.
- Относительно высокая степень морального и физического (в 2008 г. - 41,5%) износа основных промышленно-производственных фондов в обрабатывающих производствах. Доля инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств остается на низком уровне.
- Изменения в отраслевой структуре промышленности, связанные, прежде всего, с сокращением в последние годы доли машиностроения до 15% в объеме отгруженных товаров собственного производства по обрабатывающим производствам.
- Продолжающийся рост объемов импортных поставок в город Москву. Наиболее "зависимой" продукцией для московского рынка от импортных поставок является продукция машиностроения, импорт которой удовлетворяет более 70% потребностей московских товаропроизводителей.
Системное решение указанных негативных проблем, необходимость сохранения кадрового и производственного потенциала в условиях кризиса, а также потребность развития промышленности на новом качественном уровне в посткризисный период обусловливают необходимость дальнейшего применения программно-целевого метода, доказавшего положительное влияние на реализацию промышленной политики города Москвы.
3. Цель Программы
Программа направлена на реализацию промышленной политики в городе Москве на период 2010-2011 гг., основные приоритеты которой обусловлены, с одной стороны, необходимостью сохранения и развития кадрового и производственного потенциала промышленности города Москвы в условиях последствий мирового финансово-экономического кризиса, с другой, - продолжением действия ранее принятых мер по обеспечению структурной перестройки промышленного комплекса на качественно новом уровне, базирующейся на активизации инновационной деятельности в промышленности.
Сохранение преемственности целей и задач промышленной политики города Москвы, осуществляемой в период 2007 - 2009 гг., и принятие во внимание указанных основных приоритетов определили цель и задачи Программы.
Целью Программы является сохранение и развитие кадрового и производственно-технологического потенциала промышленности города Москвы на основе интенсификации освоения инновационной продукции, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности промышленного производства.
Количественно цель Программы выражается системой следующих прогнозируемых целевых индикаторов:
- индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам (в процентах к предыдущему году и в целом за два года): 2010 - 100,5%; 2011 - 103,0%; 2010-2011 гг. - 103,5%;
- темп роста прибыли организаций обрабатывающих производств (в процентах к предыдущему году и в целом за два года): 2010 - 98,5%; 2011 - 101,0%; 2010-2011 гг. - 99,5%;
- темп роста среднемесячной заработной платы по обрабатывающим производствам (в процентах к предыдущему году и в целом за два года): 2010 - 111%; 2011 - 112,0%; 2010-2011 гг. - 124,3%;
- темп роста выработки на одного работающего в обрабатывающих производствах, определенной по объему отгруженной продукции собственного производства (в процентах к предыдущему году и в целом за два года): 2010 - 112,6%; 2011 - 113,3%; 2010-2011 гг. - 127,6%;
- доля продаж инновационной продукции в общем объеме продаж по обрабатывающим производствам: 2010 - 4,0%; 2011 - 7,0%; 2010-2011 гг. - 7,0% (в конце периода реализации Программы);
- темп роста налоговых поступлений по обрабатывающим производствам (в процентах к предыдущему году и в целом за два года): 2010-100,0%; 2011 - 100,0%; 2010-2011 гг. - 100,0%.
Для комплексной оценки хода реализации Программы, вклада программных мероприятий в достижение целевых индикаторов Программы предусматривается система аналитических показателей, отражающих результаты ежегодного выполнения программ развития ГУП города Москвы и организаций с долей города Москвы, а также других проектов и мероприятий, реализуемых в рамках Программы. Значения аналитических показателей, прогнозируемых в рамках выполнения участниками Программы проектов и мероприятий, приведены в разделе "Ожидаемые результаты" соответствующих программных мероприятий.
4. Задачи, приоритеты и участники программы, формы поддержки
4.1. Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих основных задач:
4.1.1. Обеспечение условий для развития инновационно-активных организаций промышленности в сфере высокотехнологичных производств и традиционных для мегаполиса производств по выпуску экспортоориентированной продукции, а также импортозамещающей продукции для городского хозяйства и населения.
4.1.2. Повышение конкурентоспособности промышленного производства и увеличение производимой инновационной продукции.
4.1.3. Сохранение социально и экономически значимых для города Москвы организаций промышленности, в том числе обеспечивающих рабочие места для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов),
4.1.4. Увеличение доли импортозамещающей продукции, производимой московскими товаропроизводителями, в том числе в общем объеме закупок в рамках государственного заказа для нужд города Москвы.
4.1.5. Разработка и осуществление мероприятий по развитию инновационной и иной инфраструктуры научно-промышленного комплекса города Москвы, создание условий для привлечения инвестиций в их развитие.
4.1.6. Обеспечение потребности в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистах организаций промышленности при активном участии работодателей в процессе профессиональной подготовки кадров.
4.1.7. Увеличение спроса на промышленную продукцию (услуги) обрабатывающих производств московских товаропроизводителей,
4.1.8. Снижение энергоемкости промышленной продукции (услуг) и повышение экологической эффективности производства.
4.1.9. Создание условий для развития конкуренции в обрабатывающих производствах города Москвы на основе использования конкурентных процедур при предоставлении бюджетных ассигнований.
Достижение поставленной цели Программы и решение основных задач осуществляется путем реализации программных мероприятий в два этапа:
I этап - 2010 год;
II этап - 2011 год.
Основной целью I этапа Программы (2010 год) является обеспечение условий для нейтрализации негативных последствий спада промышленного производства конца 2008 и 2009 годов и стимулирования роста производства качественной и конкурентоспособной продукции для удовлетворения внутреннего спроса.
Для достижения указанной цели предусматривается:
- антикризисные меры поддержки организаций промышленности в форме субсидий на уплату части процентных ставок по привлекаемым кредитам;
- увеличение спроса на промышленную продукцию (услуги) московских организаций промышленности путем проведения информационно-организационных мероприятий в рамках формирования и размещения государственного заказа для нужд города Москвы;
- расширение ассортимента продукции (работ, услуг), закупаемой для нужд города Москвы, производимой организациями промышленности и науки.
Основной целью II этапа (2011 год) является обеспечение условий для ускоренного развития инновационно-активных организаций промышленности в сфере высокотехнологичных производств и традиционных для мегаполисов производств по выпуску экспортоориентированной продукции, а также импортозамещающей продукции для городского хозяйства и населения.
Для достижения указанной цели предусматривается:
- концентрация средств бюджета города Москвы, предусмотренных на реализацию Программы, на поддержку проектов производственной направленности, обеспечивающих рост числа инновационно-активных организаций промышленности и увеличение доли производимой инновационной продукции в общем объеме промышленного производства, снижение энергоемкости продукции и повышение экологической эффективности производства;
- внедрение механизмов, обеспечивающих увеличение спроса на промышленную продукцию московских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, стимулирование производства импортозамещающей и экспортной продукции;
- развитие институциональной среды, обеспечивающей создание кластеров в промышленности, формирование единой системы регулирования промышленной, научно-технической и инновационной деятельности.
В зависимости от степени влияния рисков (раздел 7 Программы) и, соответственно, изменения сценария реализации Программы, а также реальных возможностей средств бюджета города Москвы и привлечения внебюджетных источников, цели и задачи этапов реализации Программы могут корректироваться. Основу корректировки задач и приоритетов Программы составляют меры, принимаемые Правительством Москвы, по обеспечению либо преимущественно текущего, либо перспективного социально-экономического развития города Москвы. В последнем случае 2011 год может рассматриваться как первый этап реализации Генерального плана города Москвы.
4.2. Приоритеты Программы:
4.2.1. Восстановление за период реализации Программы основных показателей промышленной деятельности в городе Москве до уровня не ниже уровня 2008 г. по оптимистическому сценарию развития промышленности или повышение роста промышленного производства по сравнению с 2009 годом (реалистический сценарий развития промышленности).
4.2.2. Развитие производства высокотехнологичной продукции в области точного машиностроения, медицинской техники, биоинженерии и новых лекарственных препаратов, электроники и ее компонентной базы, электронного машиностроения, ресурсно-энергосберегающей продукции, высококачественной продукции потребительского спроса.
Поддержка производства машин и оборудования как технико-технологической основы развития приоритетных производств.
4.2.3. Сохранение и развитие кадрового и производственного потенциала социально и экономически значимых организаций промышленности, в том числе организаций, применяющих труд инвалидов, недопущение сокращения рабочих мест.
4.2.4. Повышение энергетической и экологической эффективности обрабатывающих производств, насыщение внутреннего рынка продукцией московских товаропроизводителей, обеспечивающей снижение потребления топливно-энергетических ресурсов различными секторами экономики города Москвы и населением.
4.2.5. Использование результатов научно-технической и промышленной деятельности организаций ОПК, расположенных в городе Москве, полученных в рамках выполнения государственного оборонного заказа и федеральных целевых программ, при производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции для удовлетворения потребности различных секторов экономики города Москвы и населения,
4.2.6. Обеспечение продуктовой и технологической безопасности промышленности города Москвы на основе повышения качества производимой продукции.
4.2.7. Повышение эффективности деятельности ГУП города Москвы и организаций с долей города Москвы в уставном капитале.
4.2.8. Развитие механизма частно-государственного партнерства как инструмента стимулирования инвестиционной и инновационной активности организаций промышленности на основе обновления основных производственных фондов, выпуска инновационной импортозамещающей и экспортоориентированной продукции в приоритетных производствах (п. 4.2.2), создания новых рабочих мест для специалистов высокой квалификации.
4.2.9. Привлечение работодателей к более активному участию в подготовке и переподготовке кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям для промышленности.
4.2.10. Содействие росту уровня кооперации и специализации промышленного производства с участием малых и средних инновационных предприятий, в том числе на основе аутсорсинга, формированию интегрированных структур в промышленности, реализации программ развития промышленных зон.
4.3. Претендовать на предоставление поддержки в рамках Программы могут следующие категории организаций:
4.3.1. Социально и экономически значимые организации промышленности города Москвы, осуществляющие производственную деятельность в сфере обрабатывающих производств, в соответствии с классификацией ОКВЭД, которые соответствуют хотя бы одному из нижеперечисленных условий:
- относятся к перечням системообразующих организаций и предприятиям регионального значения, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- являются подведомственными Департаменту науки и промышленной политики города Москвы ГУП города Москвы;
- включены в перечень стратегических организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 1226-р или перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ";
- обеспечивают государственный заказ на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для нужд города Москвы, в объеме не менее 50% от общего объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);
- среднесписочная численность организации составляет не менее 250 человек;
- организации, расположенные в городе Москве, использующие труд инвалидов в объеме не менее 30% от численности занятых;
- организации, расположенные в городе Москве, производящие потребительские товары по государственным регулируемым ценам, товары для детей (предусмотренные в перечнях кодов видов товаров для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов"), социально значимые товары первой необходимости для предприятий торговли города Москвы (в соответствии с перечнями, утвержденными распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 5 сентября 1994 г. N 1611-РЗП "Об утверждении перечня социально значимых товаров первой необходимости для предприятий торговли г. Москвы").
4.3.2. Организации промышленности и науки:
- включенные в Реестр инновационно-активных организаций города Москвы и размещенные на сайте Департамента науки промышленной политики города Москвы (подтверждается свидетельством Департамента науки и промышленной политики города Москвы);
- относящиеся к инновационно-активным организациям города Москвы в соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Москвы от 2 декабря 2008 г. N 1104-ПП "О создании реестра инновационно-активных организаций города Москвы" (в соответствии с указанным постановлением, к таковым относятся организации, имеющие стратегические планы реализации инновационных проектов, включающие продуктовые и процессные инновации);
- определенные Мосгорстатом в качестве инновационно-активных по данным формы федерального статистического наблюдения N 4-инновация за предыдущий год и размещенные на сайте Департамента науки промышленной политики города Москвы: htpp://dnpp.mos.ru.
4.3.3. Организации ОПК, расположенные в городе Москве, осуществляющие производство продукции гражданского назначения.
4.3.4. Организации инфраструктуры промышленной и научной деятельности - коммерческие и некоммерческие организации, обеспечивающие или сопровождающие различные направления деятельности организаций промышленности и науки в рамках Программы, в том числе, осуществляющие информационно-аналитическую деятельность, содействующие увеличению спроса на промышленную продукцию, ее продвижению на внутренние и внешние рынки, повышению имиджа московской промышленности и науки, улучшению условий охраны труда, подготовке рабочих кадров и специалистов, иные виды деятельности, способствующие развитию промышленности и науки в городе Москве.
4.3.5. Организации прикладной (отраслевой) науки, расположенные в городе Москве, осуществляющие разработки в области естественных и технических наук, реализующие проекты внедрения в промышленное производство новой продукции, технологий.
4.4. В качестве форм поддержки промышленной деятельности в городе Москве в рамках Программы принимаются:
4.4.1. Предоставление в установленном порядке бюджетных ассигнований в форме субсидий и оплаты государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд города Москвы в рамках реализации программных мероприятий.
4.4.2. Предоставление в установленном порядке бюджетных инвестиций (капитальных вложений) для осуществления строительства, реконструкции действующих или вновь создаваемых объектов промышленности и инфраструктуры промышленной и инновационной деятельности.
4.4.3. Льготы, предоставляемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
4.4.4. Оказание организационного, информационно-рекламного, имиджевого и иного содействия.
4.4.5. Другие формы государственной поддержки, вводимые законодательством Российской Федерации и города Москвы в период реализации Программы.
4.5. Участниками Программы являются организации промышленности, науки, организации инфраструктуры промышленной и научной деятельности из числа организаций, относящихся к категориям, перечисленным в п. 4.3, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, которым в установленном порядке предоставляется в рамках Программы поддержка в формах, указанных в п. 4.4. Программы, и/или были предоставлены бюджетные средства в период действия предыдущих программ, но реализация проектов и мероприятий которых продолжается в рамках настоящей Программы,
4.6. Предоставление бюджетных ассигнований участникам Программы регламентируется законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
4.7. Субсидии, предоставляемые Департаментом науки и промышленной политики города Москвы, предусматриваются организациям из числа организаций, определенных п. 4.3 Программы, обратившимся в Департамент науки и промышленной политики города Москвы в порядке, установленном положениями о порядке отбора и предоставления Департаментом науки и промышленной политики города Москвы средств из бюджета города Москвы, и прошедшим отбор в соответствии с критериями отбора, целями и условиями предоставления субсидий согласно нормативным правовым актам города Москвы и Программе.
4.7.1. Субсидии предоставляются:
4.7.1.1. При привлечении организациями внебюджетных средств на реализацию проектов (мероприятий) на срок не более 5-ти лет - на возмещение части затрат по оплате процентов за пользование кредитами российских коммерческих банков, по выплатам купонного дохода по облигационным займам, лизинговым платежам, превышающим стоимость предмета лизинга. Размер возмещения определяется Законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год.
4.7.1.2. При реализации проектов (мероприятий) за счет собственных средств организаций - на возмещение (полностью или частично) затрат или недополученных доходов, в связи с производством (реализацией) продукции (выполнением работ, оказанием услуг) в соответствии с программными мероприятиями.
4.7.1.3. Предоставление субсидии осуществляется исключительно в соответствии с утвержденной сметой по видам затрат, являющейся неотъемлемой частью договора.
Условия предоставления субсидии и размер (доля) возмещаемых затрат определены в разделе "Формы и условия бюджетного финансирования" программных мероприятий Программы.
Субсидии не предоставляются организациям, не представившим отчетности по использованию бюджетных ассигнований и выполнению условий их предоставления в соответствии с технико-экономическим обоснованием проекта (мероприятия) по ранее заключенным договорам.
4.7.2. Организация, претендующая на получение субсидии:
- должна обеспечивать выполнение условий Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей и Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей на очередной финансовый год;
- иметь удовлетворительное финансовое состояние (за исключением проектов по сохранению производственного и кадрового потенциала и финансовому оздоровлению), оцениваемое по таким группам показателей, как финансовая устойчивость и платежеспособность, ликвидность, рентабельность;
- должна представить материалы технико-экономического обоснования, подтверждающие повышение энергетической и экологической эффективности производства (по проектам производственного характера в рамках п. 5.1.3 Программы);
- не должна находиться в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара;
- должна гарантировать выполнение обязательств по достижению ключевых показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренных постановлениями Правительства Москвы от 3 июля 2007 г. N 576-ПП "О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, и принципах стратегического и оперативного планирования, организации системы контроля и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы" и от 22 января 2008 г. N 56-ПП "О дополнительных мерах по реализации проектов реконструкции, технического перевооружения и создания новых производственных объектов", а также приказом Департамента науки и промышленной политики города Москвы по их исполнению (для акционерных обществ с долей города Москвы в уставном капитале, координацию деятельности которых осуществляет Департамент науки и промышленной политики города Москвы);
- не должна иметь неисполненных обязательств перед бюджетом города Москвы по ранее предоставленным средствам бюджета на возвратной основе.
4.7.3. Период реализации проекта (мероприятия) не должен превышать 3-х лет.
4.7.4. Критериями отбора организаций, претендующих на получение субсидий, является соответствие организации-заявителя (п. 4.3. Программы) и представленного ею проекта (мероприятия) содержанию программных мероприятий, в том числе в части обязательств организации по выполнению показателей в соответствии с условиями предоставления субсидии, предусмотренными в программных мероприятиях.
4.7.5. Размер предоставления в рамках Программы субсидий устанавливается в соответствии с методикой, утверждаемой приказом Департамента науки и промышленной политики города Москвы.
4.7.6. При предоставлении субсидии организациям, реализующим проекты (мероприятия) за счет собственных средств, по отдельным направлениям мероприятий Программы допускается плановое (предварительное) перечисление бюджетных средств в форме субсидии.
Предельная сумма субсидии, выдаваемая юридическому лицу путем планового (предварительного) перечисления бюджетных средств в течение одного года, определена нормативным правовым актом города Москвы, предусматривающим порядок бюджетного финансирования юридических лиц Департаментом науки и промышленной политики города Москвы, разделом "Формы и условия бюджетного финансирования" в программных мероприятиях Программы, а также другими правовыми актами Правительства Москвы.
4.8. Предоставление бюджетных инвестиций в рамках Программы осуществляется в порядке, определенном статьей 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положением о порядке формирования и финансового обеспечения Адресной инвестиционной программы города Москвы в части строительства и реконструкции объектов государственного заказа города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2008 г. N 954-ПП "Об утверждении Положения о порядке формирования и финансового обеспечения Адресной инвестиционной программы города Москвы в части строительства и реконструкции объектов государственного заказа города Москвы".
4.9. Размещение государственных заказов для нужд города Москвы в рамках Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы. Предоставление бюджетных ассигнований на оплату по государственным контрактам осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы на условиях, предусмотренных государственными контрактами.
4.10. Предоставление субсидий префектурами административных округов города Москвы в рамках Программы осуществляется в соответствии с положением о порядке предоставления субсидий из бюджета города Москвы соответствующей префектурой административного округа города Москвы в целях реализации мероприятий по развитию и поддержке промышленной деятельности в составе программ социально-экономического развития округов.
5. Программные мероприятия
5.1. Реализация мер, направленных на стабилизацию промышленной деятельности и повышение конкурентоспособности промышленных производств
Программные мероприятия |
5.1.1. Поддержка социально и экономически значимых для города Москвы организаций промышленности. 5.1.2. Поддержка развития инновационно-активных организаций промышленности. 5.1.3. Стимулирование проведения ресурсосберегающих, энерго- и экологоэффективных мероприятий организациями промышленности и науки. |
|||
Ресурсное обеспечение |
млн. руб. |
|||
|
2010 г. |
2011 г. |
Всего |
|
Средства бюджета города Москвы, предусматриваемые на реализацию Программы, всего |
1385,0 |
1211,4 |
2596,4 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
субсидии |
1375,0 |
1205,4 |
2580,4 |
|
оплата товаров, работ (услуг) по государственным контрактам |
10,0 |
6,0 |
16,0 |
5.1.1. Поддержка социально и экономически значимых для города Москвы организаций промышленности
5.1.2. Поддержка развития инновационно-активных организаций промышленности
5.1.3. Стимулирование проведения ресурсосберегающих, энерго-и экологоэффективных мероприятий организациями промышленности и науки
5.2. Совершенствование территориального размещения научно-промышленного комплекса города Москвы и его инфраструктуры
5.3. Развитие инфраструктуры промышленной деятельности
Программные мероприятия |
5.3.1. Развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки кадров. 5.3.2. Вовлечение организаций промышленности города Москвы в выполнение государственного заказа для нужд города Москвы. 5.3.3. Расширение деловых возможностей организаций промышленности и науки посредством участия в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях. 5.3.4 Развитие информационно-имиджевой поддержки научно-технической и промышленной политики города Москвы в средствах массовой информации. 5.3.5. Развитие городских информационно-коммуникационных ресурсов в промышленности. 5.3.6. Нормативно-правовое, организационно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение реализации Программы. |
|||
Ресурсное обеспечение |
млн. руб. |
|||
|
2010 г. |
2011 г. |
Всего |
|
Средства бюджета города Москвы, предусматриваемые на реализацию Программы, всего: |
405,0 |
416,0 |
821,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
субсидии |
243,0 |
177,0 |
420,0 |
|
оплата товаров, работ (услуг) по государственным контрактам |
162,0 |
239,0 |
401,0 |
5.3.1. Развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки кадров
5.3.2. Вовлечение организаций промышленности города Москвы в выполнение государственного заказа для нужд города Москвы
5.3.3. Расширение деловых возможностей организаций промышленности и науки посредством участия в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях
5.3.4. Развитие информационно-имиджевой поддержки научно-технической и промышленной политики города Москвы в средствах массовой информации
5.3.5. Развитие городских информационно-коммуникационных ресурсов в промышленности
5.3.6. Нормативно-правовое, организационно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение реализации Программы
* В 2011 г. - в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.02.2011 г. N 38-ПП.
6. Источники и объемы финансового обеспечения Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы и внебюджетных источников и включает:
6.1. Бюджетные средства:
6.1.1. Средства, предусматриваемые на реализацию Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2011 гг. по разделу бюджета города Москвы "Национальная экономика" (код бюджетной классификации - 5222800).
6.1.2. Бюджетные инвестиции по разделу "Национальная экономика" из средств Адресной инвестиционной программы (код бюджетной классификации - 1021003), привлекаемые в целях строительства новых и реконструкции действующих промышленных объектов, проведения проектно-изыскательских работ и реализации проектов реорганизации (реконструкции) территорий промышленности (промышленных зон), определенных Генеральным планом города Москвы и градостроительной документацией для размещения объектов промышленности и соответствующей инфраструктуры.
6.2. Внебюджетные средства:
6.2.1. Собственные средства организаций промышленности, науки и инфраструктуры промышленной и научной деятельности.
6.2.2. Привлеченные кредиты коммерческих банков, финансовых институтов, средств инвесторов и другие не запрещенные законодательством источники.
6.3. Общий объем финансового обеспечения Программы определяется по итогам реализации Программы за отчетный период с учетом условий и результатов отбора проектов и мероприятий организаций промышленности и науки и средств федерального бюджета, предоставляемых организациям промышленности и науки, расположенным в городе Москве, в рамках федеральных целевых и ведомственных программ.
6.4. Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах для текущих расходов и капитальных вложений Программы составляет:
млн. руб
Источники финансирования |
2010 г. |
2011 г. |
Всего |
Бюджет города Москвы, всего |
2931,9 |
1753,4 |
4685,3 |
В т.ч. по отдельным статьям расходов: |
|
|
|
Городские целевые программы, финансируемые из бюджета города Москвы (139 0412 5222800) |
2000,0 |
1753,4 |
3753,4 |
Из них по направлениям мероприятий: |
|
|
|
- субсидии производителям товаров, работ и услуг (139 0412 5222800 006) |
1618,0 |
1382,4 |
3000,4 |
- оплата работ (товаров, услуг) по государственным контрактам (139 0412 5222800 812) |
382,0 |
371,0 |
753,0 |
Бюджетные инвестиции в строительство объектов промышленности (139 0412 1021003 003) |
931,9 |
0,0 |
931,9 |
Средства бюджета города Москвы, предусматриваемые префектурам административных округов города Москвы |
Определяются в составе программ социально-экономического развития административных округов города Москвы на очередной финансовый год* |
||
Иные источники, всего |
8370,0 |
11300,0 |
19670,0 |
В т.ч.: |
|
|
|
Привлеченные участниками Программы кредиты российских коммерческих банков, финансовых институтов |
6100,0 |
5400,0 |
11500,0 |
Собственные средства организаций - участников Программы |
970,0 |
900,0 |
1870,0 |
Средства федерального бюджета в форме бюджетных инвестиций (без учета взносов в уставные капиталы), предусматриваемые организациям промышленности и науки, расположенным |
|
|
|
в городе Москве, в рамках федеральных целевых программ |
1300,0 |
5000,0 |
6300,0 |
Итого по Программе |
11301,9 |
13053,4 |
24355,3 |
* В 2011 г. - в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.02.2011 г. N 38-ПП.
Объемы бюджетных инвестиций уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый год.
6.5. Объем финансирования из средств бюджета непосредственно на реализацию Программы уточняется ежегодно в пределах лимита, установленного законом города Москвы о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период по разделу "Национальная экономика". За счет средств, предусматриваемых в бюджете города Москвы на реализацию настоящей Программы, могут предоставляться средства по переходящим договорам и государственным контрактам, заключенным в период действия предыдущей Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве.
6.6. Объем финансирования из средств федерального бюджета, предусматриваемых на реализацию проектов промышленности и науки, расположенных в городе Москве, в рамках федеральных целевых и ведомственных программ, уточняется ежегодно в соответствии с Федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период по разделу "Национальная экономика" с учетомрезультатов мониторинга финансирования указанных проектов, осуществляемого в рамках соглашений между Правительством Москвы и органами исполнительной власти Российской Федерации - государственными заказчиками федеральных целевых и ведомственных программ.
7. Оценка внешних факторов, влияющих на ход реализации Программы
Значения целевых индикаторов Программы зависят от принятых в Программе основных положений по развитию промышленности, характера действия внешних факторов, влияющих на достижение цели, решение задач и реализацию приоритетов Программы, а также от стартовых условий развития промышленности (раздел 2 Программы), которые в совокупности определяют сценарные варианты (далее - варианты) реализации Программы.
Инерционный вариант предполагает дальнейшую реализацию сложившейся модели социально-экономического развития города Москвы. Он реализует в основном сформировавшуюся либеральную доктрину экономического развития за счет максимального использования рыночных механизмов при достаточно жестком ограничении государственного вмешательства в экономические процессы. Вместе с тем данная модель экономического развития позволила Правительству Москвы обеспечить условия для ускоренного развития промышленности города Москвы в докризисный период и создать базовые предпосылки для перехода к развитию промышленности по инновационному пути.
Мобилизационный вариант связан с вовлечением дополнительных ресурсов в процессы развития экономики и более полным использованием ресурсного потенциала города Москвы. Принципиально не меняя модель экономического развития, характерную для инерционного варианта, мобилизационный вариант ориентирован на повышение ресурсоотдачи действующих факторов экономического роста, наращивание величины трудовых ресурсов, интенсивное использование промышленных территорий, рост масштабов производства, снижение материало- и энергоемкости промышленности города Москвы. Рост выпуска товаров будет происходить на основе постепенного наращивания динамически развивающихся производств и организаций промышленности.
Целевой (инновационный) вариант направлен на превращение города Москвы в один из центров постиндустриальной модернизации экономики Российской Федерации на основе высоких технологий. Развитие промышленности при данном варианте базируется на технологической модернизации и обеспечении конкурентоспособности обрабатывающих производств на внешних и внутренних товарных рынках. Реализация рассматриваемого варианта предполагает более активное использование целевых программ и других инструментов государственного регулирования промышленности при сохранении принципов функционирования рыночного хозяйства и экономических свобод субъектов промышленной деятельности.
Целевой вариант развития промышленности является наиболее предпочтительным для достижения целей ее развития. Однако он не может быть в полной мере реализован в условиях финансово-экономического кризиса. С учетом достижения цели и решения задач Программы в два этапа (раздел 4 настоящей Программы) принимается, что на I этапе (2010 г.) развитие промышленности будет осуществляться преимущественно по инерционному варианту, на II этапе (2011 год) - с активным использованием элементов мобилизационного варианта и целевого варианта развития промышленности.
Траектория среднесрочного развития промышленности на основе симбиоза целевого и мобилизационного вариантов рассматривается как реалистический сценарий.
Ожидаемые результаты взятого за основу реалистического сценария среднесрочного развития промышленности города Москвы будут иметь разброс в связи с благоприятным или неблагоприятным воздействием на промышленность внешних факторов. В связи с этим в целях эффективной реализации Программы рассматриваются траектории развития промышленности, движение по которым формирует оптимистический и пессимистический сценарии.
Оптимистический сценарий соответствует наиболее благоприятным условиям выполнения программных мероприятий.
Пессимистический сценарий соответствует наименее благоприятным условиям реализации Программы.
Оптимистический и пессимистический сценарии ограничивают пространство возможных траекторий развития промышленной деятельности в городе Москве на период 2010-2011 гг. Прохождение реальной траектории развития промышленной деятельности в городе Москве вне этого пространства рассматривается как маловероятное событие.
При проведении сценарного планирования хода реализации Программы для оценки действия внешних факторов использовалась система количественных показателей (темп роста инвестиций в основные промышленно-производственные фонды, индекс численности занятых в промышленности, колебания мировых цен на энергоносители относительно уровня, заложенного в бюджет Российской Федерации, динамика стоимости заемных средств и др.) и качественных характеристик, оценка возможного увеличения численности экономически активного населения города Москвы, оценка степени соответствия структуры потребности в кадрах промышленности структуре их предложения на рынке труда, оценка роста стоимости ресурсов: тарифов за коммунальные услуги и энергоносители, арендных платежей за землю и нежилые помещения, транспортных тарифов и др.).
Выполнение Программы по реалистическому сценарию предполагает обеспечение заданного объема финансирования из средств бюджета города Москвы (раздел 6 Программы), достижение цели Программы и решение ее задач. Это позволит достичь за два года следующих интегрированных результатов деятельности организаций промышленности, относящихся к обрабатывающим производствам:
- индекс промышленного производства - не менее 103,5%;
- темп роста прибыли - не менее 99,5%;
- темп роста среднемесячной заработной платы - не менее 124,3%;
- темп роста выработки на одного работающего, определенной по объему отгруженной продукции собственного производства - не менее 127,6%;
- доля продаж инновационной продукции в общем объеме продаж в последний год периода реализации Программы - не менее 7%;
- темп роста налоговых поступлений - не менее 100,0%;
- привлечение внебюджетных средств к реализации проектов и мероприятий Программы - не менее 19,67 млрд. рублей.
Кроме того, будет обеспечена стабилизация численности занятых в промышленности.
Выполнение Программы по реалистическому сценарию характеризуется сокращением индекса промышленного производства в сфере обрабатывающих производств промышленности не более чем на 16,0% к уровню 2008 г. Удельный вес машиностроения и металлообработки в общем объеме обрабатывающих производств увеличится за счет развития автомобилестроения, производства транспортных средств и коммунальной техники для городского хозяйства, развития приборостроения, производства технически сложных изделий бытовой техники и производственно-технического назначения, наращивания производства машин и оборудования для внутреннего потребления не ниже уровня предкризисного 2007 г.
В качестве основных рисков, связанных с реализацией Программы, рассматриваются:
- затяжной характер мирового финансово-экономического кризиса;
- значительный рост тарифов и цен на поставку энергоресурсов, сырья и материалов, комплектующих изделий, увеличение вероятности недопоставок;
- существенное увеличение налоговых и рентных платежей;
- значительное сокращение спроса со стороны покупателей промышленной продукции, приводящее к сокращению масштабов производства и потери внутреннего и внешнего рынков, увеличение вероятности неполной оплаты и неплатежей, как следствие - рост числа убыточных организаций;
- усиление кризисных явлений в банковском секторе, включая увеличение процентной ставки за пользование кредитами;
- увеличение дефицита кадров промышленности из-за массового увольнения работников организаций в связи с вышеуказанными рисками;
- стихийный характер перебазирования производств, в том числе высокотехнологичных и наукоемких, в другие субъекты Российской Федерации;
- возможные изменения порядка и объемов бюджетного финансирования программных мероприятий;
- изменение нормативно-правового регулирования предпринимательской и промышленной деятельности в Российской Федерации, в том числе в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО.
Степень влияния указанных рисков на процесс реализации Программы принимается для реалистического сценария средняя, оптимистического сценария - низкая, пессимистического сценария - высокая.
8. Управление Программой
Основными методами управления, включающими планирование, оперативный контроль и координацию взаимодействия с другими органами исполнительной власти города Москвы, общественными организациями и объединениями, бизнес-сообществом и финансовыми институтами, являются:
- проведение отбора проектов и мероприятий организаций промышленности и науки, претендующих на получение субсидии, с участием комиссии, созданной при Департаменте науки и промышленной политики города Москвы;
- разработка и утверждение в установленном порядке ежегодного Плана реализации Программы с учетом мероприятий, предусмотренных Программой и бюджетных параметров на соответствующий финансовый год;
- отражение в договорах по предоставлению субсидий условий, обеспечивающих контроль по исполнению обязательств получателями субсидий в части достижения критериальных и аналитических показателей в ходе реализации проектов (мероприятий), предусмотренных ТЭО проектов (мероприятий);
- введение норм и правил по привлечению инвестиций в промышленность на основе государственно-частного партнерства с промышленным бизнесом и финансовыми институтами;
- учет результатов мониторинга анализа деятельности промышленности;
- формирование в установленном порядке программ развития промышленных зон и планов реновации сложившейся территории промышленной застройки;
- контроль за целевым использованием средств бюджета города Москвы и ведение мониторинга реализации Плана Программы и Программы в целом;
- подготовка в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы.
Отбор проектов и мероприятий организаций, предусмотренных Программой, проводится ежегодно, исходя из утвержденных лимитов бюджетных обязательств по соответствующим направлениям расходов в рамках Программы.
Координация деятельности по реализации программных мероприятий Программы осуществляется Департаментом науки и промышленной политики города Москвы в лице его структурных подразделений и должностных и иных лиц из числа работников Департамента, ответственных за реализацию и координацию соответствующих программных мероприятий, выполнение договоров по конкретным проектам (мероприятиям) и государственных контрактов.
Корректировка отдельных мероприятий Программы осуществляется по результатам анализа их выполнения за отчетный год и предусматривается в Плане реализации Программы на очередной финансовый год. При изменении объемов бюджетного финансирования Программы допускается корректировка отдельных мероприятий.
В качестве основных форм управления реализацией Программы предусматриваются:
- правовые акты города Москвы, в том числе приказы Департамента науки и промышленной политики города Москвы;
- рекомендации и решения коллегиальных органов, созданных на основании правовых актов Правительства Москвы или приказов Департамента науки и промышленной политики города Москвы (Объединенной коллегии по промышленной политике при Департаменте науки и промышленной политики города Москвы, образованной при Департаменте науки и промышленной политики города Москвы отборочной комиссии, Государственно-общественного координационного совета Департамента науки и промышленной политики города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров, Координационного совета по вопросам модернизации ИАС "Московская промышленность");
- совместные решения с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Московской области и других субъектов Российской Федерации по вопросам софинансирования проектов и мероприятий организаций промышленности и науки, расположенных на территории города Москвы;
- заключенные Правительством Москвы соглашения с иностранными партнерами, предусматривающие совместные работы и долевое финансирование проектов в области промышленности, в пределах своей компетенции;
- совместные решения сторон социального партнерства;
- регламент взаимодействия с префектурами административных округов города Москвы по реализации Программы.
В ходе выполнения Программы:
- Департамент науки и промышленной политики города Москвы:
- выполняет функции Главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на реализацию Программы на очередной финансовый год;
- разрабатывает проекты правовых актов города Москвы, необходимых для выполнения Программы, включая (при необходимости) проекты правовых актов города Москвы по предоставлению финансовых средств из бюджета города Москвы в форме субсидий, оплаты работ (услуг) по государственным контрактам в рамках Программы;
- совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы обеспечивает разработку градостроительной документации по реорганизации производственных территорий, предлагаемых для формирования промышленных зон;
- организует работу коллегиальных органов, имеющих полномочия на рассмотрение вопросов, относящихся к реализации Программы;
- осуществляет функции государственного заказчика по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд города Москвы в рамках Программы;
- предоставляет субсидии в порядке и на условиях, определенных Программой, законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и другими нормативными правовыми актами города Москвы;
- обеспечивает контроль за соблюдением получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении;
- заключает с организациями - участниками Программы договоры и государственные контракты и обеспечивает выплаты по ним в установленном порядке в соответствии с кодами бюджетной классификации;
- представляет в префектуры административных округов города Москвы в соответствии с установленным порядком перечень мероприятий Программы в территориальном разрезе с указанием объемов и источников финансирования, а также по запросу префектур административных округов города Москвы - информацию о ходе выполнения мероприятий Программы, проводимых на территориях административных округов города Москвы;
- готовит проекты соглашений (договоров) с федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, зарубежными организациями для подписания от имени Правительства Москвы, обеспечивает выполнение совместных мероприятий, предусматривающих долевое финансирование за счет средств федерального бюджета и/или средств бюджета субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных источников (средств организаций, иных привлеченных средств, включая иностранные инвестиции);
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает контроль за целевым использованием средств, выделяемых на ее реализацию, а также контроль за достижением значений целевых индикаторов Программы;
- осуществляет мониторинг Программы на основе использования информационных технологий и подготавливает в установленные сроки отчетность о ходе и итогах ее реализации, в том числе мониторинг финансирования федеральных целевых и ведомственных программ, участниками которых являются организации промышленности и науки, расположенные в городе Москве;
- обеспечивает ежегодное формирование и выполнение Плана реализации Программы на очередной финансовый год, подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению состава и содержания программных мероприятий, представляет заявку на финансирование Программы из средств бюджета города Москвы, уточняет затраты по программным мероприятиям, корректирует механизмы их реализации;
- представляет ежегодно в Департамент экономической политики и развития города Москвы до 1 марта отчет о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год и до 15 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год, включая данные по полному объему бюджетных средств, в том числе бюджетным инвестициям в имущественный комплекс, предоставленным предприятиям - участникам программы за отчетный период, а также сводные данные по окружным мероприятиям по развитию и поддержке промышленной деятельности в составе программ социально-экономического развития административных округов, осуществляемых из средств бюджета города Москвы, предусмотренных префектурами административных округов города Москвы.
- обеспечивает в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами города Москвы, публикацию в средствах массовой информации и размещение в электронном виде информации о ходе реализации Программы, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении отбора проектов и мероприятий организаций для их реализации в рамках Программы, а также о размещении государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд города Москвы;
- обеспечивает хранение, регистрацию и учет документов и сведений в Реестре инновационно-активных организаций города Москвы.
Департамент науки и промышленной политики города Москвы в порядке, установленном законодательством о размещении государственных заказов, определяет организацию для выполнения работ по организционно-методическому и информационно-аналитическому сопровождению Программы, ее участию в реализации первичных процедур отбора проектов (мероприятий), подготовке информационных справок, квалификационных заключений, заключений о финансовом состоянии организаций-заявителей проектов (мероприятий) в рамках Программы.
Отбор проектов и мероприятий в рамках Программы проводится ежегодно, исходя из утвержденных лимитов бюджетных обязательств по соответствующим направлениям расходов Департамента науки и промышленной политики города Москвы.
В своей деятельности Департамент науки и промышленной политики города Москвы руководствуется необходимостью обеспечения интеграции настоящей Программы, Комплексной программы создания инновационной системы в городе Москве, Программы прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы, Городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве "Рабочие кадры" и других городских целевых программ, а также Федеральных целевых программ, участниками которых являются организации промышленности и науки города Москвы, образующих единую систему по преобразованию промышленности в высокотехнологичный комплекс.
- Префектуры административных округов города Москвы:
- осуществляют совместно с территориальными организациями Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) в административных округах города Москвы разработку окружных мероприятий, связанных с развитием и поддержкой промышленной деятельности в составе программ социально-экономического развития административных округов города Москвы с учетом специфики организаций промышленности округа и приоритетов развития территорий;
- осуществляют финансирование окружных мероприятий по развитию и поддержке промышленной деятельности в составе программ социально-экономического развития административных округов города Москвы за счет средств бюджета города Москвы, предусматриваемых префектурам административных округов города Москвы;
- содействуют посредством работы Экспертных советов и/или Советов директоров совместно с территориальными организациями Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) в административных округах реализации мероприятий, предусмотренных Программой социально-экономического развития административных округов города Москвы и ежегодными планами реализации настоящей Программы;
- формируют совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы и территориальными организациями Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) в административных округах города Москвы предложения по реструктуризации имущественно-земельных комплексов организаций промышленности и науки, по освобождению территорий от действующих землепользователей на компенсационной основе;
- участвуют совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы и территориальными организациями Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) в административных округах города Москвы в обосновании реновации территорий сложившейся промышленной застройки, резервировании территорий промышленных зон;
- участвуют совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы и территориальными организациями Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) в административных округах города Москвы в отборе (формировании) управляющих компаний и специализированных организаций, осуществляющих разработку и реализацию программ развития промышленных зон и/или территорий инновационного развития, планов и мероприятий по реновации территорий промышленных зон, развитию их инженерной инфраструктуры, привлечению инвесторов для строительства новых и модернизаций действующих объектов промышленности и науки;
- формируют совместно с территориальными организациями Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) в административных округах города Москвы предложения в ежегодный План реализации Программы с учетом мероприятий, предусмотренных программами социально-экономического развития административных округов города Москвы;
- определяют совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы порядок (регламент) их взаимодействия при реализации Программы;
- ежегодно представляют в Департамент науки и промышленной политики города Москвы отчеты о реализации окружных мероприятий по развитию и поддержке промышленной деятельности (до 15 февраля - за отчетный год; до 15 октября - за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год), выполненных из средств бюджета города Москвы, предусмотренных префектурам административных округов города Москвы.
- Другие органы исполнительной власти города Москвы участвуют в выполнении Программы в соответствии с установленными полномочиями, а также согласно правовым актам города Москвы в области государственного регулирования промышленной деятельности в городе Москве.
- Общественные объединения и организации в лице Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), Московской торгово-промышленной палаты, Московской Федерации профсоюзов, других объединений и организаций в целях реализации Программы:
- участвуют в работе коллегиальных органов, имеющих полномочия на рассмотрение вопросов, относящихся к реализации Программы;
- разрабатывают предложения по составу и содержанию программных мероприятий, формам и условиям предоставления бюджетных средств в процессе формирования Плана Программы на очередной финансовый год;
- содействуют реализации программных мероприятий в порядке, установленном Программой;
- инициируют разработку и реализацию конкретных проектов и мероприятий соответствии программными мероприятиями Программы;
- содействуют расширению участия московских товаропроизводителей в Программе на основе использования организационных и информационных возможностей своих организаций;
- участвуют в установленном порядке в исполнении отдельных мероприятий Программы.
Внешний контроль за исполнением Программы осуществляется Департаментом финансов города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Главным управлением государственного финансового контроля города Москвы, Контрольно-счетной палатой Москвы.
9. Основные понятия, определения и сокращения, используемые в программе
Основные понятия и определения
Аутсорсинг - передача одной организацией определенных производственных, информационно-управленческих или иных функций на обслуживание другой организации, специализирующейся в соответствующей области, в целях снижения затрат на производство и реализацию производимой продукции (выполнение работ, оказание услуг).
Базовая организация (организации) государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования (учреждения СПО) - организация, предоставляющая возможность обучения в ходе практической подготовки обучающихся, обеспечивающая практическую подготовку необходимыми ресурсами, участвующая в развитии материально-технической базы учреждения СПО по профильным профессиям и специальностям, гарантирующая трудоустройство выпускников учреждения СПО на базе своей организации (далее - Базовая организация).
Добавленная стоимость - разница между общей выручкой от продаж и стоимостью промежуточной продукции (стоимостью сырья, материалов и комплектующих, которые закупает производитель, амортизируемой стоимостью оборудования и других объектов основных фондов). При этом все внутренние затраты производителя (на выплату заработной платы, лизинговые платежи и т.д.), а также прибыль включаются в добавленную стоимость.
Доля добавленной стоимости - отношение добавленной стоимости к общей выручке от продаж (как правило, выражается в процентах).
Инвестиционная привлекательность - интегральная характеристика объектов инвестирования с позиций их перспективного развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков.
Индекс промышленного производства - относительный показатель, исчисляемый по видам экономической деятельности по классификации ОКВЭД на основе динамики производства 730 важнейших товаров-представителей (в натуральном или стоимостном выражении). В качестве весов используется структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности за базисный год.
Инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках, а также в организационные структуры и процессы управления.
Инновационная продукция - результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом экономию затрат или дополнительную прибыль. Продукция считается инновационной до сохранения ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.
Инновационно-активные организации - организации, успешно работающие над созданием и реализацией инновационных проектов с целью производства конкурентоспособной продукции (услуг) с использованием результатов научно-технической деятельности, имеющие необходимую инфраструктуру и кадры для осуществления такой деятельности, отвечающие критериям, установленным постановлением Правительства Москвы N 1104-ПП от 02.12.2008 г. "О создании Реестра инновационно-активных организаций города Москвы".
Информационно-аналитическая система "Московская промышленность" (ИАС МП) - система, обеспечивающая формирование единой информационно-технологической среды Департамента науки и промышленной политики города Москвы, интеграцию информационных ресурсов (об организациях промышленности и науки, их товарах и услугах, инвестиционных предложениях), оперативный сбор отчетности организаций промышленности города Москвы, финансово-экономический анализ и оценку деятельности организаций промышленности.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, информационно-технологических процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных организаций (поставщики, производители и потребители) и связанных с ними образовательных учреждений высшего профессионального образования, научно-исследовательских институтов, инжиниринговых, сервисных и иных организаций, взаимодействующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга в целях повышения конкурентных возможностей отдельных организаций и кластера в целом.
Критерий - показатель, характеризующий качество принимаемого решения и используемый для сравнения и оценки результативности проектов (мероприятий).
Научно-техническая деятельность - деятельность направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Период реализации проекта - период освоения инвестиций по проекту и выхода на проектную мощность.
Предприятие регионального значения - организация с численностью более 2 тысяч человек, не относящееся к системе ОАО "РЖД", ОАО "Газпром", ОАО "Связьинвест", ОАО "Транснефть", ГК "Росатом", ОПК, не входящее в перечень системообразующих организаций и включенное в перечень предприятий регионального значения, утверждаемый Министерством регионального значения Российской Федерации.
Производственно-технологический потенциал - совокупность наличных производственных ресурсов и технологий, способных обеспечить устойчивый рост промышленного производства на качественно новом уровне.
Продукция производственно-технического назначения - продукция, предназначенная для производственного потребления, для оказания услуг в сфере материального производства и сфере нематериальных услуг. К ней относятся сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, инструменты, машины, оборудование, запасные части, полуфабрикаты и т.п.
Промышленная зона - часть территории населенного пункта города Москвы в пределах установленных границ, включающих в себя: земельные участки, на которых расположены имущественные комплексы, объекты инфраструктуры научной и промышленной деятельности и объекты городской инфраструктуры, земельные участки, определенные для последующего строительства организаций промышленности и науки.
Реструктуризация - комплексное совершенствование системы функционирования организации, способствующее принципиальному улучшению управления, повышению эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции.
Ресурсный центр - организация или структурное подразделение организации, созданное в целях участия в процессе обучения и подготовки (переподготовки), повышения квалификации специалистов с начальным и средним профессиональным образованием с применением современных и инновационных программных методик в рамках образовательных стандартов, действующих на территории Российской Федерации, в части получения профессиональных знаний, навыков, умений работы на современных производствах, а также имеющее соответствующий квалифицированный персонал и обеспечивающее систему наставничества.
Системообразующия организация - организация, отвечающая одному из следующих качественных критериев: наличие перспективных и уникальных технологий, входящих в перечень технологий, имеющих важное социально-экономическое значение, или относящихся к критическим технологиям; обеспечение социальной стабильности; значимое для сохранения инфраструктуры и производственных цепочек; участвующее в перспективных инвестиционных проектах; выполняющее международные обязательства и договора. При этом годовая выручка организации должна быть не менее 10 млрд. руб., налоговые отчисления в консолидированный бюджет Российской Федерации за последние 3 года - не менее 5 млрд. руб.; численность персонала - не менее 4 тысяч человек.
Срок окупаемости проекта - период времени, необходимый для полного возмещения инвестиционных затрат.
Территория инновационного развития (ТИР) - производственная территория, определенная в соответствии с Законом города Москвы от 26 мая 2004 г. N 35 "Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы" или другими законодательными актами города Москвы, и обладающая высоким научно-техническим, инновационным, образовательным и производственным потенциалом, основу экономической деятельности которой составляют создание и реализация конкурентоспособной наукоемкой продукций, а также оказание услуг по ее продвижению на рынок.
Частно-государственное партнерство - взаимодействие государства и бизнеса, осуществляемое в соответствии с положениями, установленными в договорах, соглашениях, участники которых действуют в целях достижения взаимных интересов, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие города Москвы, повышение инновационной активности организаций, развитие инфраструктуры городского хозяйства.
Сокращения
ВТО - Всемирная торговая организация.
ВУЗ - образовательные учреждения высшего профессионального образования.
ВЯ и КМ - выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия.
ГУП - государственное унитарное предприятие.
ГЦП - городская целевая программа.
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство.
ЗАО - закрытое акционерное общество.
ИАС - информационно-аналитическая система.
НПЦ - научно-производственный центр.
НТЦ - научно-технический центр.
ОАО - открытое акционерное общество.
ОКВЭД - общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
ООО - общество с ограниченной ответственностью.
ОПК - оборонно-промышленный комплекс.
ОППФ - основные промышленно-производственные фонды.
СОЖ - смазочно-охлаждающие жидкости.
ТЗ - техническое задание.
ТЭО - технико-экономическое обоснование.
ТЭР - топливно-энергетические ресурсы.
ТУТ - тонна условного топлива.
ФГУП - федеральное государственное унитарное предприятие.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 27 мая 2011 г. N 231-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.